Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
7 000 000 тонн файнштейна
Хорошая новость
8 февраля 2010 года, 13:29
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ален БУРНАШЕВ
В субботу, 6 февраля, на Надеждинском металлургическом заводе выплавили семимиллионную тонну файнштейна.
Сегодня довольно сложно говорить о трудовых подвигах. Это в советское время каждое крупное событие вроде добычи очередного миллиона тонн руды или угля, выработки очередного миллиарда киловатт-часов электроэнергии отмечали торжественно: митинг, лозунги, оркестр и взятие очередной порции соцобязательств. Сейчас все иначе, как-то буднично. На Надеждинском металлургическом заводе к появлению корреспондентов «ЗВ» отнеслись сдержанно: «Ну и что, что семь миллионов тонн? Как работали, так и работаем».
 
Для тех, кто не знает
Файнштейн на «Надежде» выпускает плавильный цех №2. Именно на конвертерный передел этого цеха поступает штейн, полученный в плавцехе №1. А уже в конвертерах ПЦ-2 в процессе окислительной автогенной плавки избавляются от железа и получают файнштейн – сплав сульфидов меди, никеля, кобальта, с содержанием оных согласно справочнику 73–76 процентов, и серы, которой в сплаве немногим более 22 процентов.
Затем файнштейн в ковшах подают на участок розлива. Расплав разливают в изложницы, он остывает, и по железной дороге слитки отправляют на переработку – на никелевый завод и в Кольскую горно-металлургическую компанию.
Вместе с исполняющим обязанности главного инженера цеха Евгением Шимовым, получив предварительно куртки и каски, мы отправляемся на участок розлива файнштейна. Евгений на заводе больше десяти лет, окончил норильский институт по системе «завод-втуз», поэтому знает о технологической цепочке все.
Спускаемся к полям. Полями на участке розлива файнштейна называют место, где рядами установлены большие стальные изложницы.
– Это новые изложницы. Видите, изнутри они футерованы (выложены) графитовыми блоками, чтобы сталь не прогорела. Потом в некоторые из них заливаем «подушку» – немного расплава, чтобы прогреть изложницу, – поясняет Шимов.
 
Жизнь продолжается
Вместе с начальником ПЦ-2 Сергеем Логиновым ждем из конвертерного отделения ковш с файнштейном. От некоторых изложниц жарко, они еще не остыли. Рядом с полями в пролете внушительная стопка пустых изложниц, много стальных прутьев и крюков. Кстати, эти крюки – на участке их называют «якорями» – весят 12 килограммов каждый. В неостывший слиток «якоря» вставляют… вручную. Я сдержанно не верю.
– Увидите сами, – смеется Евгений Шимов. – Заметили поверх металла четыре полоски? Они асбестовые, не дают застыть расплаву. Потом наши работники в эти места вставляют «якоря».
Ковш под краном, мы отходим в сторону, крановщик заливает расплав в изложницу. Брызг немного, но все равно зрелище красивое. Наш собеседник тем временем рассказывает, что расплав заливают при определенной температуре – от 1040 до 1140 градусов по Цельсию. Это важно, поскольку температура влияет на кристаллическую решетку слитка. Если требования не соблюдены, слиток (весом чуть больше 27 тонн) может оказаться хрупким и расколоться. За температурой расплава при заливке следят при помощи специальных приборов, и все данные фиксируются.
Слитки остывают медленно: зимой – 65 часов, летом – 72 часа. После того как металл остынет, за «якоря» слитки вынут из изложниц, осмотрят и, если надо, отбракуют. Евгений Шимов рассказывает, что, когда достают слитки, у них могут отколоться углы. Места скола отмечают краской. Затем слитки взвешивают, в зависимости от результата маркируют и отправляют на дальнейшую переработку.
Сегодня в ПЦ-2 Надеждинского металлургического завода работают 400 человек, в том числе 85 – на участке розлива файнштейна. Ежемесячно цех выпускает в среднем 30 тысяч тонн файнштейна. Но это не предел. Производство модернизируют, появляется новое оборудование. В позапрошлом году ввели в эксплуатацию новый мостовой кран. Прошлым летом смонтирован и запущен новый котел-утилизатор. Предстоит обновить еще пять аналогичных котлов.
С момента ввода в эксплуатацию – в 1981 году – второй очереди «Надежды» выпущено семь миллионов тонн файнштейна. Внушительная цифра для крупного, но одного из самых молодых предприятий «Норильского никеля».
Завтра слиток с семимиллионной тонной файнштейна извлекут из изложницы, осмотрят и отправят на переработку. «Юбиляр», впрочем, ничем не отмечен – обычная промышленная продукция. Товарная бирка, контейнер, железная дорога – производство продолжается…
Жаркая работа металлургов
Когда слиток чуть остынет, в него вставят “якоря”
Евгений Шимов о производстве знает все
0

Читайте также в этом номере:

Зависит от нас (Лариса ФЕДИШИНА)
Дошкольные годы чудесные (Вера ЧУНТОНОВА, начальник управления детских дошкольных учреждений в 1974–1997 годах)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск