Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Андрей КЛИШАС: “Норильский никель” заинтересован в стабильности”
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
20 июля 2011 года, 14:25
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
“Мы приняли программу долгосрочного развития, и, безусловно, основная часть этой программы связана с Норильским промышленным районом”, – отметил президент компании “Норильский никель” Андрей Клишас в ходе рабочей поездки в наш город в рамках празднования Дня металлурга. На встрече с журналистами медиакомпании “Северный город” Андрей Клишас коснулся этой темы более подробно. Журналистов также интересовало мнение президента компании о предстоящих политических процессах в стране.
– Андрей Александрович, как вы оцениваете позитивные изменения в городе, к которым “Норильский никель” имеет непосредственное отношение?
– Сравнивая Норильск сегодняшний с тем, каким был город десять лет назад и в более ранний период,  я действительно могу сказать, что позитивные перемены очевидны. Город строится, реконструируются социальные объекты, ремонтируются коммуникации. Норильск меняется к лучшему. Но нельзя сказать, что все радужно. В Норильске, безусловно, жить непросто. Здесь тяжелые климатические условия, непростая экологическая ситуация, хотя компания делает все, что может, для ее улучшения. В целом нагрузка на людей за счет такой огромной промышленной инфраструктуры очень высокая. Но часто люди согласны терпеть какие-то неудобства, потому что здесь они имеют хороший заработок, перспективу карьерного роста, люди понимают, что не останутся без работы члены их семьи. Когда норильчане выезжают в другие регионы, они начинают сравнивать, причем сравнивать комплексно. Можно ли устроить ребенка в детский сад, далеко ли расположены магазины, которые в Норильске находятся в шаговой доступности, как ходит транспорт и так далее. Как мы знаем, далеко не во всех районах с благоприятным климатом можно найти инфраструктуру, которую имеют норильчане.
– Одной из серьезных проблем для нас долгие годы было приобретение авиабилетов в начале лета, чтобы улететь в отпуск, и в конце лета, чтобы вернуться в Норильск. В последнее время с появлением авиакомпании NordStar, а затем NordAvia обстановка разрядилась.
– Я сам прилетел на самолете нашей авиакомпании и считаю, что самолет хороший. “Боинг” – как раз тот тип лайнера, который нужен на Севере. Это магистральные машины, отвечающие современным требованиям комфортности и технических характеристик. Самолетами этого класса пользуются большинство европейских авиакомпаний. Это положительный момент. Но есть проблема. Она в том, что билеты остаются дорогими. Мало тех видов сервиса, по которым билеты можно купить по льготной цене. Это, безусловно, вопрос, и его нужно решать. Компания NordAvia только набирает обороты. Как видите, мы наращиваем эту часть корпоративной инфраструктуры. И будем предметно заниматься повышением эффективности наших авиаперевозок, в том числе и по стоимости билетов.
– Собственная авиакомпания, сеть магазинов в Норильске, другие социальные проекты – это несколько иное направление деятельности “Норильского никеля”, чем основной бизнес компании. Как сочетается производство цветных металлов и решение базовых для людей вопросов?
– На совете директоров мы это очень детально обсуждали. Вопросы об авиакомпании и обо всем том, что связано с транспортной инфраструктурой, возможностью доставки сюда людей и грузов, – это вопросы стратегические. И разумеется, компания приняла решение взять эти направления под контроль.
Совершенно другая история – магазины в Норильске. Я четко понимаю, что это непрофильный бизнес. И должен подчеркнуть, что “Норильский никель” не намерен доминировать на этом рынке. У нас нет цели стать монополистами в потребительском секторе, хотя возможности для этого у компании есть. В чем же состоит цель компании? В том, чтобы, открывая сеть супермаркетов, регулировать уровень цен на продовольственном рынке.
Конечно, можно бесконечно повышать заработную плату работникам, и она будет уходить в качестве премии тем, кто продает на территории продукты питания. Они будут бесконечно повышать цены. Таким образом, работники компании и все жители города никогда не выиграют эту игру. Поэтому “Норильский никель” будет открывать магазины и в Кайеркане, и в Дудинке, тем самым помогая держать приемлемый уровень цен. Ежедневная выручка в наших супермаркетах – очень серьезный показатель того, что они пользуются популярностью. Кстати, руководители краевого правительства посмотрели ассортимент наших магазинов и отметили, что в них есть товары, которые невозможно найти в красноярских супермаркетах.
– Насколько трудно или легко компании существовать в нынешних политических условиях? Каковы взгляды “Норильского никеля” на предстоящий, достаточно важный политический год?
– Не бывает времен, когда можно сказать, что существовать просто. У компании достаточно высокая налоговая нагрузка. По сути, мы являемся плательщиком 30 процентов дохода краевого бюджета. Кроме того, все социальные программы, которые мы реализуем в Норильске, ложатся на бюджет компании.
Не все просто у нас с составом акционеров. Но в целом ситуация для работы нормальная. Есть законодательство, налоговая система, судебная система. В этом правовом поле мы работаем. Могу, например, сказать, что суды в России ведут себя зачастую намного более взвешенно, когда принимают решение в отношении крупных компаний, чем где-то в офшорных юрисдикциях.
Что касается политических процессов, думских, потом президентских выборов, скажу, что компания не устраивает каких-то специальных мероприятий. У “Норильского никеля” есть ряд долгосрочных социальных программ, которые принимались несколько лет назад. Они  реализуются сейчас и будут реализованы в следующем году.
Я понимаю, что власть ждет от компании стабильной работы и платежей в бюджет. Мы ждем того, чтобы нас защищало законодательство. Чтобы отдельные корпоративные конфликты не сказывались на деятельности компании, не влияли на производственные процессы и в целом на ситуацию в Норильском промышленном районе. Компания “Норильский никель”, так же как и государство, заинтересована в стабильности.
– Как раз о стабильности. На годовом собрании акционеров ГМК “Норильский никель” акционеры утвердили новый состав совета директоров, который, в свою очередь, избрал нового председателя. На ваш взгляд, Андрей Александрович, сейчас мы можем рассчитывать на стабильность в отношениях между акционерами, на стабильность работы менеджмента, который не будут отвлекать от решения важных задач?
– Результаты годового собрания нас абсолютно устраивают. Они не только отражают настроения и взгляды менеджмента, но и говорят о том, что наряду с одним из крупных акционеров – группой “Интеррос” – большинство миноритариев поддерживают позицию менеджмента в существующем корпоративном конфликте. В частности, по вопросу выплаты дивидендов. “Норильский никель” дивиденды акционерам платит и будет платить в том объеме, который позволяет реализовывать имеющуюся у компании производственную программу. Как вы знаете, не всех акционеров устраивает такой подход.
Но мы ожидаем, что ситуация в совете директоров после избрания нового состава и нового председателя, Андрея Бугрова, станет более рабочей. Андрей Бугров – один из наиболее уважаемых людей в международных финансовых кругах. Отмечу также, что у нас увеличилось количество независимых директоров, этот факт положительно оценен рынком. В этом смысле мы свои позиции укрепили.
– Андрей Александрович, вы не вошли в состав нового совета директоров компании. Надо полагать, определили для себя иное поле деятельности. Что это будет: работа с государственной властью, политическая деятельность?
– В первую очередь я не вошел в состав совета потому, что мы решили увеличить количество независимых директоров. Позиция менеджмента в совете директоров представлена – генеральный директор “Норильского никеля” Владимир Стржалковский является членом совета директоров. Ну а число независимых директоров – дважды показатель качества корпоративного управления.
У меня действительно есть определенные планы, связанные с политической деятельностью. Хотя для меня это новая сфера. Возможно, это будет Государственная Дума. Я по образованию юрист, специализируюсь на конституционном праве. Вопрос, в какой роли я мог бы наиболее эффективно помогать компании, мы обсуждали, думаю, окончательно определимся  в ближайшее время.
– Вы активно участвовали в разработке стратегии развития “Норильского никеля” до 2025 года. Особое внимание в этом документе уделяется развитию сырьевой базы. Значит ли это, что у предприятий НПР перспективное будущее?
– Безусловно. Мы имеем уникальные месторождения, которые будут разрабатываться еще многие десятилетия. Но мы получаем все более бедную руду. Для того чтобы удерживать позиции по объемам производимого металла, компания должна увеличить добычу руды и, соответственно, нарастить мощности обогащения. Для этого на Талнахской фабрике будет построен новый цех мощностью 7,5 миллиона тонн сырья. Это сейчас. В перспективе мы должны дойти до 16–17 миллионов тонн руды за счет строительства и запуска нового цеха. Что потянет за собой модернизацию металлургической цепочки, в том числе для того, чтобы уйти от экологически грязного производства.
Все никелевое производство сконцентрируется на “Надежде”, таким образом мы добьемся повышения эффективности труда. На медном заводе будет внедрена целая программа, направленная на сокращение ручного труда, на решение экологических проблем. Компании предстоит осуществить большой проект по утилизации серы, в частности построить новый цех на “Надежде”.
Необходимо отметить, что, увеличивая добычу руды, наращивая мощности обогащения, компания ставит целью сохранить конкурентоспособность в части себестоимости выпускаемой продукции. С этой точки зрения программа долгосрочного развития компании качественно изменит производственную площадку НПР. Норильский комплекс будет существенно отличаться от того, каким он был 10–15 лет назад. У меня искреннее ощущение, что у компании открылось второе дыхание. Это говорит о том, что люди в Норильске будут полноценно жить.
На встрече с журналистами гость обстоятельно отвечал на вопросы
0

Читайте также в этом номере:

Солнечный привет от “звезд олимпийских” (Денис ДАВЫДОВ,старший воспитатель группывоспитанников социального приюта.Анапа)
Голосовали активно (Лариса ФЕДИШИНА)
Первые шаги к новоселью (Лариса ФЕДИШИНА)
Репортаж с “Надеждой” в душе (Анатолий ЗАКОПЫРИН,кандидат технических наук, заслуженный строитель РСФСР, начальник СУС “Таймырэнергострой”)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск