Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Архиерей – в зоне доступа
Гость “ЗВ”
23 июня 2011 года, 20:25
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Беседовала Яна АНДРЕЕВА
Самое главное событие в православном календаре 2011 года – создание Енисейской епархии и придание Норильску статуса города кафедрального.  Епископ Енисейский и Норильский Никодим побывал в гостях у “Заполярного вестника” и ответил на вопросы журналистов.
Кафедральный город
– Владыка, что значит для города и для статуса Норильска создание епархии?
– Для Норильска это, конечно, повышение статуса. Кафедральный подразумевает, что это центральный город той местности, где он находится. Наша епархия простирается на 1500 км. От города Енисейска до Норильска – огромная территория. На этой территории город Норильск самый первый.
– Вы со временем посетите все храмы епархии?

– Я предполагаю это сделать в течение ближайшего года. Мы уже провели службы в некоторых храмах на территории Норильска. Планируем поехать в Красноярск. Там нужно решить некоторые вопросы, связанные с организацией Енисейской епархии. Обязательно поедем в Енисейск, Лесосибирск, Туруханск, все их храмы. Потом будет возможность посетить крупные села, деревни, чтобы и там проповедовать слово Божие. Получается очень обширная программа. Надо трудиться.
–  Владыка, каким вам показался Норильск – простым или сложным – и чем мы обязаны тому, что у нас появился свой епископ?
– Как у всякого города, у Норильска есть определенные проблемы: и в устроении церковной жизни, и в храмоздательстве, их надо решать. Не было бы проблем – не было бы, наверное, и нового архиерея. Оценивая труды владыки Антония, я вижу человека, который трудился самозабвенно на благо святой Церкви, отдавая все силы, и телесные, и душевные, на то, чтобы благоустроить вверенную ему епархию. Но она росла, приумножалась храмами, и вот подошло время, когда настолько расширилась, что стало необходимо ее разделить. Все-таки архиерей должен быть, как сказали бы сейчас, в зоне доступа. Чтобы простой человек мог прийти пообщаться, обсудить интересующие его вопросы, найти помощь в решении проблемы.
– Создание епархии в Норильске означает более активную позицию церкви в городе?
– Правильно сказать – активную позицию церкви во всем этом регионе. Люди такое решение принимают с радостью. И я тоже – новое послушание, новые дела.
Первопроходцы
– Владыка, вы все время обращаетесь к людям “радость моя”, почему?
– Мне довелось общаться со священнослужителями, которые в советское время прошли лагеря. Кстати, про одного такого, отца Виктора Шиповальникова, Солженицын писал в “Архипелаге
ГУЛАГ”, он служил недалеко от моей родины. Я жил рядом с храмом, который никогда не закрывался, и многие из бывших политзаключенных селились в этих местах. У нашего духовенства словосочетание “радость моя” было любимым, потому что перенесение большого количества скорбей возвышает человека, заставляет его любить всех окружающих.
– Недавно воздвигнутый на въезде в город православный крест действительно такой значимый для Норильска памятник?
– На месте нашего города в свое время пострадало множество православных людей. Поставить им крест – это, наверное, долг каждого из нас, потому что трудами этих людей и был создан город. Сейчас эта земля святая, потому что омыта кровью многочисленных мучеников. И то, что мы живем в этом благодатном месте, для нас должно быть определенной радостью.
– Какими словами выражается ваше кредо?
– А какой смысл вы вкладываете в это слово? “Кредо” в переводе с латинского означает “вера”, моя вера – православная.
– Какие факты своей биографии считаете наиболее значимыми?
– Наверное, два. Первый – мое собственное крещение. Второй – это моя архиерейская хиротония, когда меня рукополагали в архиереи. С этим рукоположением были связаны неимоверные переживания: такое событие, такая честь. Невольно оцениваешь себя, насколько ты достоин этого призвания, спрашиваешь: а можешь ли его понести?
– В 1997 году вы приняли монашеский постриг. Посмотришь на монашествующих мужчин – это же цвет нации: образованные, трудолюбивые, статные. По сути, гены пропадают? Какой в этом смысл?
– Громадный. Монашество является, можно сказать, совестью нашей страны. Для того чтобы был хлеб, нужна закваска. Монашество – это и есть та закваска, на которой держатся и церковь, и общество. Люди молодые, красивые, здоровые, с прекрасными способностями посвящают свою жизнь служению Богу и людям. Они готовы идти туда, куда нужно, а не туда, куда хочется. Готовы положить не только свое здоровье, но и саму жизнь на то, чтобы служить близким своим. Кто был первопроходцем Сибири? Монахи. Монастыри, которые стоят по Енисею, были форпостами цивилизации. Вокруг них селились люди, создавались города. И так было везде. Известно ли вам, что в Киево-Печерской лавре в пещерах лежат мощи Ильи Муромца? Это реальный человек, который сначала как воин защищал рубежи нашего Отечества, а потом ушел в монахи. Недаром говорят, что монахи – это воины Христовы.
– Чужды вам или нет какие-либо человеческие увлечения: охота, рыбалка, путешествия, чтение?
– Охота для священнослужителя все-таки недопустима, он не имеет права проливать кровь. А рыбалка – мне рыбу очень жалко. Когда-то у меня были какие-то увлечения, как у всякого подростка: собирать старинные монеты, марки, еще что-то, но, когда отдаешь все свои силы на служение Господу, как-то свободного времени и не остается. Потому что его всегда посвящаешь тому, чтобы помолиться. Это все-таки большая помощь – спокойно помолиться Господу, чувствуешь, что Спаситель рядом, и тогда все проблемы становятся такими мелкими.
В ответе за слово
– У вас такой счастливый вид оттого, что вы чувствуете, что вас любит Бог?
– Бог любит всех, только не все об этом догадываются, вот в чем проблема.
– Однажды один батюшка укорил за то, что я занимаюсь журналистикой. Ведь Слово есть Бог, и не надо заступать на чужую территорию. Как вы относитесь к газетчикам?
– Я скажу, что это апостольское служение. Причем не только я об этом говорю, об этом говорили и святейший патриарх Кирилл, и святейший патриарх Алексий, которые сравнивали журналистов с апостолами. Они несут людям слово, но все зависит от того, какое это слово. Потому что словом можно и убить. Помните, какая у вас ответственность.
– В Саратовской духовной семинарии направление вашей деятельности было воспитательным. Найдет это отражение в вашей работе в Норильске?
– Думаю, что найдет. Надо с людьми как можно больше общаться, рассказывать им о Церкви, о подвиге Спасителя, чтобы люди понимали, что жить без веры нормальному человеку невозможно. Если человек неверующий, значит он немного морально болящий. Потому что у него нет определенных духовно-нравственных ценностей, на которых построено наше общество.
– Некоторые батюшки и послушницы начинают делать замечания женщинам, которые приходят в храм в брюках и без косынок. Не отпугивает ли чересчур строгий прием прихожан, которые тянутся к Богу, но не знают, с чего начать?
– Да, бывает, что женщина зашла первый раз в храм в брюках, с непокрытой головой, но она пришла ко Христу, а Господь говорит: “Грядущего ко мне не прогоню вон”. Я думаю, человек, который воцерковлен, и сам будет думать о том, как ему соответствовать определенным правилам, но до этого он должен внутренне развиться и дорасти. Насильно нельзя никого ни во что вогнать, как насильно нельзя заставить любить. Это никому не надо, потому что Бог есть любовь. Не судья, не злобный правитель, не тот, кто наказывает, а любовь.
– Может быть, хотите что-нибудь пожелать норильчанам?
– Главное, чтобы каждый человек нашел дорогу в храм, сумел прийти сюда и когда ему радостно, и когда тяжело. Мы не просто так пришли в этот мир, мы пришли в школу, в которой должны развиться в нормальную личность для будущей жизни в Царствии Небесном. Без поддерживающего божественного начала начинается разрушение человеческой личности. Нам надо помнить то, что говорили наши предки: без Бога не до порога.
“Главное, чтобы каждый человек нашел дорогу в храм”
0

Читайте также в этом номере:

Пароль во взрослую жизнь (Марина БУШУЕВА)
Встать и поехать (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Успеть до конца сезона (Юлия КОСТИКОВА)
Бойцы поискового отряда (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Нас не догонят (Марина БУШУЕВА)
Молодежи нужен стимул (Денис КАМИНСКИЙ)
“Я танцевать хочу…” (Беседовала Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск