Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Архитектурная прогулка
ЮБИЛЕЙ
23 мая 2008 года, 14:50
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Сегодня 70-летний юбилей отмечают норильские проектировщики, исследователи и сотрудники научно-технической библиотеки.
В 1938 году в этот день легендарный начальник «Норильскстроя» Авраамий Завенягин подписал приказ о создании проектного отдела «для форсирования разработки проектов и ускорения темпов строительства». С тех пор отдел превратился в институт, а в начале прошлого года вошел в состав «Гипроникеля», объединив своим брендом горно-металлургический исследовательский цех и библиотеку. Неизменным для «Норильскпроекта» осталось то, что он по-прежнему является генеральным проектировщиком Заполярного филиала, правопреемника Норильского комбината. «Заполярный вестник» пригласил на прогулку по городу одного из сегодняшних наследников именитых норильских проектировщиков – ведущего архитектора «Норильскпроекта» Александра Голубя.
 
Норильская «архитектура»
Из выпускников Нижегородского архитектурного института-2003 только Александр согласился поехать в Норильск. Его уговорила начальник архитектурно-строительного центра «Норильскпроекта» Маргарита Реброва. А недавно Александр Голубь встречал в родном городе бывшего однокашника, а ныне преподавателя Нижегородского архитектурного института. Поэтому первый вопрос Александру о том, какие из норильских достопримечательностей он показал другу?
– Конечно, историческую часть от Октябрьской площади до Гвардейской. Свозил на «Голгофу», сходили к «Черному тюльпану». Было очень холодно, но друг с интересом все осмотрел и очень восторгался, обнаружив, что элементы декора в старых зданиях практически не повторяются...
Замечу, что сталинский ампир в норильском варианте носит  южный оттенок, когда  в фасадах используются такие элементы, как французские балкончики, малые архитектурные формы, элементы декоративной отделки, теплые цвета.
Мне самому интересен весь город. Когда-то я жил на Ленинском проспекте, в «хрущевке» во дворе администрации. Потом родители переехали в дом на Севастопольской, построенный югославами. Теперь я каждый день хожу по тому, что осталось от самой архитектурно значимой улицы Норильска.
Архитектурную среду формируют люди. Может быть, архитекторы помогают им быть добрее, счастливее. Возвращаясь с работы, я вижу, как  мальчишки бросают в Вечный огонь глыбы льда, молодожены оставляют мусор, пустые бутылки из-под шампанского. Или пожилой человек, выгуливая собаку, бросает окурки все у того же Вечного огня… В других городах я такого отношения к памятникам не наблюдал. Вот такая «архитектура» получается.
 
Польза городу
– А если говорить о собственно архитектуре, будет ли продолжение  тому, что создано в 40–50-е годы прошлого века?
– Сейчас в Норильске наблюдается процесс ожидания. Ведь очень многое, что происходит с внешним обликом города, зависит от административного аппарата и его финансовых возможностей.
Если говорить об институте «Норильскпроект», то мы занимаемся в основном выполнением архитектурно-строительных чертежей по реконструкции промышленных предприятий основного производства Заполярного филиала. Большая программа связана с бытом на производстве. Социально-бытовые условия для работников компании нужно организовывать согласно новым нормам и правилам. Мы часто бываем на предприятиях и видим, в каком состоянии они находятся. Все промышленные объекты строились примерно в одно и то же время и пришли в  плачевное состояние. Поэтому ремонты, которые заказывают предприятия, конечно, необходимы. Сегодня вся промплощадка в нашем распоряжении. На данном этапе я работаю над реконструкцией АБК рудника «Маяк», пытаюсь придать комплексу более функциональный и современный вид.
– Можно создать что-то архитектурно значимое, занимаясь промышленными зданиями?
– Было бы приятно работать с городской инфраструктурой, жильем, общественными зданиями, их реконструкцией, реставрацией, но город выпал из зоны проектирования нашего института. Хотя у «Норильскпроекта» большая история по его проектированию. Все первые здания были рождены в нашем институте… Но и занимаясь промплощадкой, я знаю, что приношу пользу городу.
Кстати, я принимал участие в подготовке эскизного проекта Музея репрессий под Шмидтихой. Это один из «трех китов» от Михаила Прохорова, включающих спорткомплекс «Арена-Норильск» и «Заполярник» под куполом.
Не понимаю, почему бы не реализовать и музейный проект?
– Вам известно, сколько понадобится денег на его строительство?
– На этот вопрос я не отвечу, да и дело не в деньгах. К тому же на прилегающей к мемориалу территории находится фундамент существующего незавершенного здания – его использование в качестве основы, несомненно, снизило бы расходы на строительство.
– Кто поедет в Старый город? По праздникам школьники и гости города?
– Почему бы и нет... Это было бы правильно. Это знаковое место с историческим подтекстом. Скульптуры оленя, моржа, потом, может быть, еще тюленя, на мой взгляд, не совсем то, что нужно городу. В установке этих «памятников» нет системы, а вот обустройство территории под Шмидтихой и создание там музея могло бы стать эпохальным событием.
 
Здесь интересно работать
– Какие проекты, связанные с внешним обликом города, по-вашему, то, что ему нужно?
– Существует немало амбициозных предложений. Например, перекрытие куполом главного проспекта. Аналог есть в Финляндии. Но у нас условия суровее, чем у финнов. Это неплохой проект для презентации, но технически он неосуществим. Есть проекты создания общественного центра городского масштаба, всесезонных пешеходных галерей, зимних садов, но, к сожалению, все они сейчас пылятся на полках институтского архива.
Однако, как я уже говорил, надо начинать с малого. Почему бы, например, не заниматься благоустройством дворов Норильска, зонами отдыха для горожан, организовать те же урны для мусора. Думаю, в этом должны быть заинтересованы сами люди.
– Это понятно. Но где мы возьмем урны для мусора и кто их будет ставить? Или мы должны писать какие-то обращения на имя главы города?
– Нет, конечно, но есть проекты, в которых могут поучаствовать все. Например, в создании логотипов, плакатов, которые уже украшают торцы домов. Главное, чтобы было активное творческое включение жителей в преобразование городской среды.
– На это трудно что-либо возразить. А как много сегодня в Норильске действующих архитекторов с именем?
– В нашем городе существует Таймырский союз архитекторов России, председателем которого является Михаил Юрьевич Волгин. Работают Лариса Шайдуллина, автор «Черного тюльпана», Сергей Теряев, Леонид Скрябин, которые также внесли свой вклад в архитектурную историю города. К сожалению, я уже не застал в «Норильскпроекте» автора самой северной мечети в мире  Евгения Солнышкина, теперь он работает в Санкт-Петербурге. Как не застал того времени, когда в институте были бригады архитекторов, проектировавшие в городе практически все объекты: театры, больницы, жилые и общественные здания. Сегодня в архитектурно-строительном центре «Норильскпроекта» работают около ста специалистов различного профиля. Центр состоит из нескольких отделов и способен решать многие вопросы проектирования на уровне последних достижений науки и техники.
– Если бы ваш друг из Нижнего или какой-то другой однокашник решился поехать в Норильск, вы бы его по-дружески не отговорили?
– Напротив, помог бы. Я только что вернулся из Питера, где с коллегами представлял новейшую технологию проектирования с использованием лазерного сканирования. Наш проект получил наивысшую оценку. Кстати, в качестве объекта мы использовали здание на Заводской, 18, реконструируемое под архив комбината. Мне кажется, что у нас  не только интересно работать, но и интересно проводить свободное время… Зимой можно заняться спортом, и далеко ходить не надо. В институте есть спортивный и тренажерный залы. Летом я, например, с удовольствием езжу на велосипеде. Считаю, что в Норильске просто необходимы велосипедные дорожки.
Музей истории репрессий на бумаге
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск