Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бюджетные маневры
ТЕНДЕНЦИИ
3 июля 2008 года, 14:50
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Городская администрация занялась разработкой проекта бюджета Норильска на среднесрочную перспективу – на три года.
Создан специальный общегородской бюджетный комитет под руководством Алексея Текслера, профильные управления администрации уже пишут перспективные программы работы на ближайшие три года, а все председатели постоянных комиссий горсовета приглашены в состав комитета. Последнее, кстати, вполне дальновидный ход: несмотря на то что по сути разработка трехлетнего бюджета означает тройную нагрузку для разработчиков, принимать бюджет планируют по плану – в ноябре нынешнего года. И присутствие депутатов в бюджетном комитете – это такая форма контроля: пусть, мол, те, кто будет бюджет утверждать, сами поучаствуют в его разработке.  
Трехлетний бюджет – это такой «модный тренд» экономической жизни. Россия перешла на трехлетнее бюджетное планирование еще в 2006 году, край тоже теперь планирует бюджетные расходы на три года вперед. Теперь это дошло и до Норильска. В последние годы о бюджете, бюджетном процессе и прочих вещах, связанных с распределением и расходованием казенных денег, говорят много. При том что бюджет сам по себе – тема довольно скучная. Ну кому охота вникать в тонкости, кому и сколько денег распишут? Это интересно разве что самим бюджетникам, ну и тем, кто объективно зависит от бюджета, – пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным… То, что в последнее время «бюджетные маневры» стали вызывать интерес у людей, доселе не очень интересовавшихся этой темой, говорит об одной очень важной, на мой взгляд, тенденции.
Бюджет – это ведь не более чем частный случай всей системы управления. Скажем, если у города маленький бюджет, но городская власть распоряжается им толково и эффективно и на все хватает денег, – это уже говорит не о том, что бюджет плохой, а о том, что власть толковая. Бывает и по-другому: когда бюджет большой, но денег постоянно ни на что не хватает. Иными словами, бюджет – это такой индикатор качества управления.
У Норильска последние восемь лет бюджет большой. Как минимум приличный. Сказать, что им недостаточно хорошо управляют, не могу. Есть депутатский корпус, лоббирующий нужные для города инициативы. Есть определенные задачи, под которые хочешь не хочешь, но нужно выделять финансирование (например, вывоз снега или модернизацию диагностического оборудования в лечебных учреждениях). Но дело даже не в этих задачах. Дело в другом.
На мой взгляд, это чистая психология. Когда бюджет большой, чисто психологически его воспринимаешь как некий капитал. Как большое количество денег, которые можно пустить на что-нибудь полезное. Перефразируя Ильфа и Петрова, «если у города есть много денег, надо же их на что-то потратить». И то, что бюджет при этом получается социально ориентированным и что не забывают о малообеспеченных горожанах и помогают пенсионерам – это все здорово, это в плюс. Но это, повторяю, выражает отношение к городскому бюджету именно как к капиталу. К ресурсу. Откуда всегда можно извлечь необходимую сумму.
То, что сейчас появилась идея планировать бюджет не на год, а сразу на три, свидетельствует об одном очень важном изменении. Бюджет начинают рассматривать не как капитал, а как инструмент. Инструмент решения определенных социальных задач территории. Именно для этого и необходим проектный, перспективный взгляд на бюджетное планирование. Одно дело – финансировать численность муниципального учреждения («капитал»). И другое – финансировать программу, набор мероприятий, направленных на развитие отрасли. А это уже «инструмент». И совершенно, повторяю, другой подход.
Понятно, что «капитал» и «инструмент» – это мои частные определения, других не придумал. Ничего обидного в них нет. Можно сказать иначе. Бюджет, ориентированный на год, – это бюджет статичный, «неподвижный». Бюджет, спланированный на три года, – это уже «картинка», движение. Когда появляется такое движение, становится понятно, чего хотим достичь, как планировать расходы и доходы, как разные ведомства должны сопрягать свои усилия для достижения общей задачи. Собственно, именно такой сценарий управления принят в бизнесе. И то, что в муниципальном управлении (и в региональном – на уровне края) начинают внедряться идеи перспективного бюджетного планирования, говорит о том, что государство хочет не просто выполнять свои функции, распоряжаясь бюджетом, но управлять эффективно, грамотно, с четко выстроенной перспективой. Насколько эффективно это окажется для города, трудно сказать (перспективное планирование бюджета – дело для Норильска новое), но то, что в бюджетном процессе происходят важные перемены, очевидно.
0

Читайте также в этом номере:

Неугомонный Каргинов (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Раздача пряников (Татьяна РЫЧКОВА)
Удачная «Премьера» (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Серость угнетает (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Заполярные виражи (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск