Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Деньги должны работать
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
28 сентября 2011 года, 13:23
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Подготовлено по материалам программы “Гость в студии” ТК “Северный город”
Председатель координационного совета группы пенсионных фондов “Норильский никель” Владимир КАНТОРОВИЧ уверен, что накопления на будущую пенсию могут работать на человека уже сегодня. Секрет прост: средства необходимо вкладывать в бизнес-проекты не просто успешные и, соответственно, приносящие пенсионный доход, но и реально улучшающие жизнь вкладчиков.
– Деньги, вложенные в НПФ, могут сработать дважды – интересная постановка вопроса. Но откуда у негосударственного пенсионного фонда такой интерес к социальным проектам – скажем, к созданию “Норильским никелем” сети супермаркетов “Подсолнух” или запуску новых региональных рейсов по Сибири? Ведь главная задача фонда все-таки делать деньги.
– Совершенно правильное понимание: фонд должен делать деньги, и фонд делает деньги, но стоит вопрос, как именно их делать. Наша задача – увеличивать средства будущих пенсионеров. Но мы стараемся вкладывать так, чтобы деньги уже сегодня работали на тех людей, которые обеспечивают финансовыми ресурсами наш пенсионный фонд. Таким образом мы решаем сразу две задачи. Направляем средства на те сферы бизнеса, которые сегодня востребованы жителями НПР и края в целом, а это, в свою очередь, помогает развитию фонда.
– Получается, что эти две задачи работают друг на друга?
– Именно так, появляется синергетический эффект. Каждый раз, покупая билет на рейс авиакомпании, в которую фонд вкладывает деньги, или продукты в магазине, человек косвенно увеличивает свою будущую пенсию. Чем больше востребованность, популярность такого магазина, авиакомпании, тем выше спрос и выше, соответственно, будущая пенсия. А вообще, к сожалению, в нашей стране пока пенсионные деньги в реальном секторе экономики не работают. Это неправильно, потому что других длинных денег в стране нет, и было бы полезно, чтобы сегодня они шли не только на спекулятивные операции на бирже, но и в реальный сектор экономики. В связи с этим мы вынуждены заниматься лоббистской политической деятельностью, для того чтобы изменить законодательство и дать пенсионным фондам больше инструментов для реального вкладывания денег в нашу экономику. Ведь разговоры о необходимости привлечения инвесторов в российскую экономику постоянны, но при этом все смотрят за рубеж. А инвесторы – вот они, здесь. Так почему не привлекать пенсионные фонды, создавая инструменты, которые, с одной стороны, помогли бы экономике государства, с другой –  защитили будущих пенсионеров от инфляции.
– Вы первые, кто так активно стал обращать внимание на социальное инвестирование? Ваше выступление на эту тему в общественной палате Российской Федерации получило отклик? Вы были услышаны?
– Мы были услышаны, и мы действительно во многих аспектах первые, в частности, потому, что имеем хорошие стартовые условия. По большинству проектов работаем совместно с “Норильским никелем” – с одной из самых социально ориентированных компаний в стране. И приглашая нас участвовать в своих проектах, руководство “Норильского никеля” тоже прекрасно понимает значимость социальной составляющей и значимость пенсионных денег. Поэтому нам несложно находить общий язык, находить проекты, которые интересны и компании, и пенсионному фонду, и в конечном счете людям, которые работают в компании и состоят в пенсионном фонде.
– Как вообще происходит выбор инвестиционных проектов, управляющих компаний? Каковы критерии отбора?
– Критерии очень простые. Во-первых, мы должны гарантировать нашим вкладчикам – будущим пенсионерам доходы выше инфляции. Во-вторых, нам нужно выбирать проекты с очень высокой степенью надежности. Выбор при этом не очень велик, так как мы действуем достаточно консервативно, чтобы ни в коем случае не рисковать пенсионными деньгами. При этом необходимо находить узкие, я бы даже сказал нишевые области, которые благодаря своей нишевости гарантированно могут дать хороший финансовый результат для вкладчиков. С этой точки зрения инвестиции в платные дороги обречены на успех, первый пилотный проект – по строительству платного железнодорожного переезда в Рязани – уже запущен. Прежде чем к нему приступить, мы долго изучали космические снимки нашей страны, стараясь выявить наиболее проблемные места, с постоянными пробками на пересечении автомобильных и железных дорог. Рязань, конечно, не единственное такое место, но там мы получили полную поддержку руководства и области, и города.
– И какой эффект вы планируете получить от “дорожного” проекта?
– Прелесть в том, что помимо удобства для людей, которым больше не придется стоять в многокилометровых пробках, проект даст очень хороший экономический эффект для наших пенсионеров. Почему мы уверены в успешности проекта? Расчеты показали, что те 10 рублей, которые люди будут платить за пользование этим платным путепроводом, – значительно меньшая сумма, чем стоит бензин, который сжигается при часовых стояниях в пробке. При этом, конечно, гарантируется бесплатный проезд для муниципального транспорта, а также всех городских служб. Этот проект хорош тем, что он принесет доход, что служит нуждам города, и тем, что он абсолютно понятен всем.
– Очень интересная стратегия. Вы зарабатываете деньги вашим вкладчикам. Вкладываетесь в реальный сектор экономики. Вкладчики уже сейчас получают эффект от их собственных денег. А почему, например, от федеральных властей раздаются порой совсем другие предложения? Например, министр финансов Алексей Кудрин (на момент беседы Кудрин еще не был отправлен в отставку. – Ред.) постоянно говорит о том, что денег не хватает и нужно увеличить налоги. Опять же возникают опасные разговоры о возможности увеличения пенсионного возраста в России.
– С пенсиями действительно очень сложная проблема. У Пенсионного фонда РФ очень большой дефицит. И те методы, которые предлагаются для решения проблемы, не принесут ничего хорошего ни для страны, ни для пенсионеров. Наша позиция простая: на налоги, которые работодатель платит с зарплаты, граждане должны создавать собственные пенсии, и этого абсолютно достаточно. Достаточно 10–12 процентов пенсионных отчислений для того, чтобы человек, выходя на пенсию, получал ее в размере 60–70 процентов от своей заработной платы.
Что касается старшего поколения (тех, кто родился ранее 1967 года), то эти люди должны получать свою пенсию из бюджета, доходы от приватизации. Потому что именно они создавали те блага, которые сейчас будут приватизировать, и будет правильно, если именно им достанутся доходы от этого процесса. Кстати, во многих странах есть практика, когда такие объекты не приватизируются за деньги, они просто передаются пенсионному фонду пропорционально количеству его участников.
Так что я совершенно не согласен с Кудриным, который говорит, что либо надо налоги увеличивать, либо пенсионный возраст повышать. По-моему, у нас огромные резервы сокращения расходов. Я уже не говорю о пресловутой коррупции. Пока в стране существует таких размеров коррупция, увеличивать налоги неправильно и с идеологической, и с принципиальной точки зрения. Если мы знаем, что существенная часть этих налогов разворовывается, то как можно говорить об их увеличении?
И конечно, надо подходить к сокращению госаппарата. По подсчетам, у нас в стране чиновников в шесть раз больше, чем их было в Советском Союзе во времена плановой экономики, когда были министерства среднего машиностроения, тяжелого машиностроения, легкого машиностроения, машиностроения для кормоводства и растениеводства, чего только не было. Сейчас ничего этого нет, но количество чиновников растет. Недавно известный блогер Навальный выступил с достаточно революционным предложением, которое поддержали ряд партий в Госдуме, о том, что автомобиль для чиновника не должен стоить больше двух миллионов рублей. Предложение, конечно, правильное, но, на мой взгляд, половинчатое. Я вообще не понимаю, почему чиновники в нашей стране должны иметь персональный автомобиль и личного водителя. Министру выдали, остальные пусть на общественном транспорте ездят либо на собственной машине. Слава богу, зарплата позволяет.
– Тогда развитие общественного транспорта пошло бы очень быстро.
– Когда чиновники станут пользоваться всем тем, чем пользуются остальные люди, – тем же транспортом, теми же поликлиниками, больницами, тогда, может быть, поликлиники и больницы начнут развиваться, может быть, транспорт станет более доступным. Как только чиновники лишатся хотя бы части своих привилегий, сразу же в бюджете появится значительно больше денег для пенсионеров и не потребуется увеличивать пенсионный возраст. А то у меня сейчас такое ощущение возникает, что мы увеличиваем пенсионный возраст для того, чтобы провести чемпионат мира по футболу в Сызрани. Тогда, может, не проводить, а люди пусть уходят на пенсию так, как они раньше уходили?
– А пенсионные фонды, объединяющиеся в одну большую группу, выстраивающие общую стратегию, могут стать серьезным игроком на этом поле, определяющим пенсионную политику государства?
– В наших пенсионных фондах уже более миллиона участников, это активные работающие люди, которые в демократической стране принимают решения – например, голосуют за те или иные идеи, которые выражают те или иные партии. И я думаю, если мы будем внятно объяснять нашу позицию, эти люди осознают, что от тех решений, которые сегодня принимаются, зависит их будущее, будущее их детей. Я думаю, тогда они станут гораздо более активными, будут понимать, зачем идут в избирательную кабинку и за что голосуют. Думаю, что люди должны понять: все эти вещи – когда они выйдут на пенсию, сколько будут получать – в их руках.
– Группа пенсионных фондов “Норильский никель” образовалась в январе этого года. Как подбирались партнеры? Какие у вас цели? Что сделано уже сейчас?
– Прежде всего к нам шли те фонды, которые в наименьшей степени конкурируют друг с другом в привлечении пенсионеров. Это отраслевые фонды – скажем, “Образование и наука”, который ориентирован в основном на преподавателей средней и высшей школы. Фонд “Защита будущего” ориентирован на работников МЧС. Каждый фонд работает в своей нише. Объединяет нас большое количество вопросов. Работая вместе, мы сокращаем расходы. У нас, к примеру, объединенная служба безопасности, единый колл-центр. Чем меньше у нас расходов, тем больше доходов у пенсионеров. Чем меньше мы тратим на жизнь сотрудников фонда, на их рабочие места, тем больше денег достается нашим участникам. Так что это тоже очень важная цель. И опять-таки группа пенсионных фондов занимается выработкой стратегии, куда инвестировать, а также той лоббистской политической деятельностью, без которой, к сожалению, пока никуда, потому что пенсионное законодательство еще очень далеко от совершенства. И для того чтобы наши будущие пенсионеры спали спокойно, надо заниматься совершенствованием пенсионного закона.
– На какие аспекты пенсионного обеспечения вы хотели бы обратить внимание самих вкладчиков, какие здесь самые главные вопросы и перспективы?
– В частности, наши вкладчики получают возможность вести ежедневный онлайн-контроль за своими пенсионными накопительными счетами. А мы очень ждем от вкладчиков, чтобы они через представительство фонда в Норильске рассказывали о том, в чем нуждается город, его жители. Подсказывали нам направление инвестиций, что полезного мы могли бы сделать для города, но с условием, чтобы деньги при этом приносили доход. К примеру, в Красноярске мы сейчас активно просчитываем инвестирование денег в строительство детских садов. Там это крупнейшая проблема, 32 тысячи детишек стоят на очереди, и пенсионными деньгами мы могли бы проблему решить. Осталось убедиться, что экономически это будет выгодно для наших пенсионеров. Наверняка аналогичные вещи есть и в Норильске, о которых мы пока не догадались. Мы ждем от жителей, от мэрии предложений по инвестированию пенсионных средств.
На медном заводе Владимир Канторович (справа) оценил, в каких условиях работают вкладчики фонда
0

Читайте также в этом номере:

Город растет (Матвей БЕРЕЗКИН)
Преграда для нарушителей (Татьяна РЫЧКОВА)
На пути огненной стихии (Тамара БРУЦКАЯ)
Учимся играя (Марина СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск