Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дом на полозьях
ИНИЦИАТИВА
18 января 2011 года, 11:40
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
Во дворе по Ленинскому проспекту, 1, появился домик на полозьях. Как выяснилось, норильский предприниматель  Денис Теребихин решил заняться изготовлением кочевого жилья.
У каждого свое представление о доме. Для кого-то это квартира в панельной многоэтажке, для других – бревенчатая изба с банькой по соседству. А для кого-то и фургон на полозьях. Коренным народам Севера большой метраж и много комнат ни к чему, главное в доме – его прочность, теплоизоляция и возможность его транспортировки.
 
Сделай сам
Сегодня на Таймыре действуют несколько программ – как по приобретению доступного жилья на месте, так и по переселению на материк, но эти программы не подходят для исконных хозяев территории – ненцев, нганасан, долган. Вывозить их в так называемые более благоприятные условия бессмысленно и может быть даже опасным для здоровья. Да и вообще, это их родина, их культура. Так что же делается сегодня для коренных народов, чтобы их жизнь была более комфортной, сохранялся национальный быт и промыслы?
– Крайне мало. Мы разве что можем выдать им кубометр дров и сказать: построй себе дом, – говорит Денис Теребихин.
Два года назад его фирма участвовала в поставках оборудования для внутренней начинки кочевых школ. Эта тема так заинтересовала предпринимателя, что Теребихин решил самостоятельно заняться изготовлением кочевого жилья.
– Как сегодня местные жители строят кочевое жилье? Администрация Таймыра закупает для них стройматериал. В основном древесину определенного размера, а дальше – простор для фантазии. Инструкция прилагается: сделай сам. В итоге каждый дом, кочевая школа – это авторский проект. Конечно, они не идеальны. Часто в утеплении применяется стекловата, которая оседает, в итоге образуются проемы, которые приводят к промерзанию. Был необходим образец, который учитывал бы опыт других территорий, специфику Таймыра и рекомендации специалистов. Такого изделия не существует, и мы решили им заняться.
Долгое время велись переговоры, разрабатывались и отвергались проекты. Ведь необходимо было учесть основное условие: вес строения не должен превышать 500 килограммов, иначе жилье нельзя будет перевозить. Основное транспортное средство в тундре – это снегоход класса “Буран”, 500 килограммов – это его максимальная тяга. Сам же домик на полозьях был сооружен в течение месяца.
 
Новинки или традиции?
Что же предпочитают сегодня коренные таймырцы? Как говорит Даниил Яптунэ, ведущий специалист отдела сельского и промыслового хозяйства администрации Таймыра, пожилые люди отдают предпочтение старому доброму чуму, а вот молодежь предпочитает более комфортное кочевое жилье. Ведь что такое чум? Это сооружение, которое необходимо каждый раз при перемене места кочевки разбирать и собирать заново. В зимнее время все это происходит на открытом воздухе при низких температурах. Места кочевки меняются достаточно часто, а вот расстояния между ними небольшие – обычно до 15 километров.
– Конечно, природа не создала ничего лучшего в качестве утеплителя, чем шкура оленя. Но чтобы соорудить чум, необходимо около 50 шкур, это весьма дорогостоящее и хлопотное занятие даже для оленеводов, – говорит Даниил Яптунэ.
К плюсам кочевого жилья надо отнести скорость его сооружения.
– Если завтра будет принято решение обеспечить все население Таймыра кочевым жильем, то в течение года мы сможем это сделать. Представляете, сколько новоселий может быть к следующему Новому году. И цена изделия соответственно будет снижаться. Ведь материалы для этого домика мы не везли с материка, а закупали в строительных магазинах Норильска, – говорит Денис Теребихин.
 
Победа над весом
Когда во время Советского Союза на Чукотке правительство пыталось переселить местное население из чумов в вагончики – ничего хорошего не вышло. Люди отторгали эти жилища и даже сжигали, потому что был нарушен основной принцип кочевого жилья – возможность его транспортировки. Вагончики были очень тяжелые.
Якутия пыталась решить этот вопрос по-своему. Там использовали для кочевого жилья легкую и достаточно надежную палатку “Сфера-1”, ее материал применяется в космической промышленности. Но испытания новые типы кочевого жилья не прошли, потому что хваленые космические ткани в северных условиях стали давать сбои. Швы, скрепляющие тканевые отрезки, протекали.
– В качестве примера мы взяли удачные проекты кочевых школ нашей территории, работающие уже около двух лет и являющиеся проектом управления образования Таймырского муниципального района. А вот, например, в соседнем Ямало-Ненецком округе большей популярностью пользуются тканевые сборно-разборные конструкции. И это обусловлено тем, что на Ямале лесотундра, то есть там растет много деревьев. У нас же в основном представлена арктическая территория, поэтому здесь можно спокойно перемещаться волоком, не опасаясь, что кочевой дом застрянет между деревьями, – рассказывает Денис Теребихин. – Чтобы избежать утяжеления сверху, мы создали арочную систему кочевого домика. Это, во-первых, облегчает конструкцию, а во-вторых, позволяет изменять высоту жилища. Для полозьев были применены не металлические трубы, как это принято в строительных вариантах, а пластиковые. Большая консультационная работа была проведена по поводу ширины лыж и расстояния между ними. Потому что, когда ты это изделие потащишь по тундре, очень важно, чтобы оно не кренилось.
Но самым трудным моментом, по словам Теребихина, оказалась победа над весом.
 
Не только квартира
Кочевое жилье – это не только квартира. Это может быть медпункт, спасательная станция, домик промысловика-охотника, избирательный участок, домик геологов. Такие строения могут заинтересовать рыбаков и охотников. Ведь в них можно сделать специальный откидной люк и, как финны или норвежцы, ловить рыбу не выходя из дома. Такой домик можно использовать в качестве семейной дачи. Его большой плюс в том, что можно ежегодно менять место дислокации, отбуксировав дом на снегоходе в любое другое место.
Укомплектовать такой домик можно согласно своим потребностям. Однако, чтобы кочевое жилье пользовалось спросом, оно должно быть не только транспортабельным, но и доступным по цене. Если в строительстве кочевого домика использовать самые лучшие материалы и укомплектовывать его под евро, то стоимость его будет как хорошая “хрущевка” в центре Норильска.
Цена того сооружения, что стоит около дома №1 по Ленинскому проспекту, около 200 тысяч рублей.
– Это дежурная комплектация. Как сейчас говорят: заходи и живи. Но, конечно, он не укомплектован мебелью. Размер домика – девять квадратных метров. Это, конечно, не много, но нужно учитывать различные нормативы. Например, в Якутии на одного человека полагается четыре квадратных метра кочевого жилья. А в Ямало-Ненецком округе распространено жилье в 20 квадратных метров, которое должно вмещать 10 человек, – говорит Теребихин.
 
Внести свою лепту
За прошедший год компания Дениса Теребихина сделала уже три предложения администрации Таймыра, касающиеся освоения северных территорий и улучшения жизни коренных малочисленных народов. Помимо кочевого жилья это совместный проект с Санкт-Петербургским заводом металлоконструкций “Мобильные здания”, предполагающий возведение в том числе и многоэтажных зданий по типу “Лего” в любой точке Таймыра. И совместный проект с Иркутским авиационным заводом “Беспилотная авиация”.
– Беспилотная авиация сегодня востребована во всем мире. Она позволяет более экономично и безопасно проводить поисково-спасательные операции, разведывательные работы, мониторинг экологической ситуации, геологоразведку, зондирование почвы, метеосводку, охрану трубопроводов и ЛЭП, а также содействовать улучшению радиосвязи. Это весьма дорогостоящий проект, но сегодня невозможно прийти куда-то с одной лопатой и что-то сделать. Мы много говорим об освоении Северов. Я считаю, что тут каждый должен внести свою лепту. Предприниматели Севера, по крайней мере, к освоению готовы. Дело за политической волей и желанием двигаться вперед, а не ждать решений сверху.
0

Читайте также в этом номере:

Встали на рельсы (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Эмансипация в эфире (Денис КОЖЕВНИКОВ)
А горы остались в Испании (Лариса ФЕДИШИНА)
Отдохнули –и в бой (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск