Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Двигатель процесса
МОДЕРНИЗАЦИЯ
16 августа 2011 года, 20:45
Фото: Дмитрий ХИМИЧ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
В плавильном цехе медного завода введен в действие электромеханический вагонотолкатель ТЭВ-05.
Назначение новой машины – перемещать по рельсовым путям чаши с расплавленным шлаком, сливаемым из печи ПВ-2. Применение вагонотолкателя позволит освободить занятый на этой технологической операции маневровый тепловоз для других работ, оптимизировать процесс слива шлака в чаши и доставку расплава на шлакоотвал, сэкономить дизельное топливо и высвободить людские ресурсы. Замена маневрового тепловоза на вагонотолкатель внедрена на норильских металлургических заводах впервые.  

Электровоз без машиниста

Электромеханический вагонотолкатель представляет собой тележку, установленную на две колесные пары, с размещенным на ней электродвигателем и механизмами привода. Электричество подводится к мотору по силовому кабелю питания, соединенному карабинами с тросовым подвесом, натянутым вдоль рельсовых путей. Вагонотолкатель управляется дистанционно одним из плавильщиков с пульта управления, размещенного рядом с отвальным желобом печи ПВ-2, как раз над рельсовыми путями, по которым перемещаются чаши для шлака.
– Вагонотолкатель оснащен световой и звуковой сигнализацией, – рассказал “ЗВ” и. о. заместителя начальника плавильного цеха по оборудованию Сергей Комаров. – Вдоль путей устроены защитные ограждения. Эти меры позволяют эксплуатировать новую машину безопасно для персонала.
В перспективе запланировано введение в эксплуатацию еще одного вагонотолкателя на соседнем рельсовом пути. Он уже приобретен и готовится к вводу в строй. Новые машины будут обслуживать печи ПВ-2 и ПВ-3.

Новые обязанности

Месяц эксплуатации выявил не только преимущества новшества, но и определенные недостатки.  
– Плавильщикам прибавилось забот, – говорит плавильщик ПУ-1 ПВ-2 Сергей Быков, – отвлекаемся от основной работы. Раньше чаши передвигал машинист тепловоза, а сигналы ему подавал составитель. Теперь это делаем мы сами. Не представляю, как будет зимой. У печи работаем мокрые от пота, а надо будет спускаться вниз, где от наружных ворот цеха с улицы идет морозный сквозняк.
Инструкция по охране труда при эксплуатации толкателя электромеханического ТЭВ-05 обязует плавильщика следить за техническим состоянием вагонотолкателя, целостностью силового кабеля, системы дистанционного управления, отсутствием подтеков масла на колесных парах, редукторах и так далее. Заступая на смену, плавильщик обязан сделать осмотр систем машины и записать об этом в специальном журнале.
И. о. мастера ПУ-1 Юрий Носанчук говорит о новшестве:
– Управляя движением чаш через пульт управления, можно выставить их под сливным отверстием точнее, чем когда это выполняет машинист тепловоза.
Но и у исполняющего обязанности мастера есть нарекания.
– Вагонотолкатель передвигает чаши достаточно медленно, – говорит он. – В случае прогара чаши или появления трещины (такое иногда случается) нужно быстро вывести состав с чашами на улицу, чтобы расплав не успел залить рельсовые пути. Тепловоз, в отличие от вагонотолкателя, обладает высокой скоростью и эту операцию способен выполнить быстро. В противном случае расплавленный шлак может застыть на рельсовых путях и надолго застопорить работу.
А у старшего плавильщика Вячеслава Гребенюка соображения другого рода.
– Вагонотолкатель установлен на девятом пути. А поставить второй толкатель на одиннадцатый путь не представляется возможным, так как этот путь существенно короче, – делится Вячеслав. – Значит, он будет устанавливаться на десятый путь. И тут возникает проблема. Сливать шлак придется по длинному, так называемому аварийному желобу, который метров на десять длиннее. Соответственно, удлинится и маршрут плавильщика, сливающего шлак и управляющего вагонотолкателем. Он будет вынужден перебегать от миксера шлака к отвальному желобу, одновременно управляя и печью, и чашами. В случае экстренной ситуации на печи (все-таки процесс плавки – живой процесс) звено плавильщиков может не справиться. Нам кажется, что внедрение вагонотолкателя, уменьшив нагрузку на железнодорожников, прибавило забот как раз работникам медного завода. Не говоря уже о том, что завод получил на баланс две новые машины, которые надо будет обслуживать, производить текущие и капитальные ремонты.

В цехе станет теплее

Сомнения, услышанные от плавильщиков, журналисты передали директору медного завода Виктору Тозику.
– Виктор Михайлович, насколько плюсы от внедрения вагонотолкателя превосходят минусы, которые он привнес в работу плавильного участка?
– Я бы говорил не о минусах – на мой взгляд, их практически нет, а об определенной инерции мышления, которая сопутствует любому внедрению. Вспомним историю. Когда ПЖВ запускали, никто не верил, что печь, действие которой основано на новых принципах, вообще может работать. А теперь старые плавильщики с ужасом вспоминают отражательные печи. Когда в качестве обмазки изложниц начали использовать сульфат бария, многие считали эту суспензию ядом. Приходилось объяснять людям, что перед рентгеноскопией желудка этот самый белый раствор – сульфат бария – люди пьют безо всякого вреда для здоровья.
– В чем же преимущества внедрения вагонотолкателя?
– Начнем с того, что в плавильном цехе станет существенно теплее. Маневровый тепловоз по существующим правилам и предписаниям не может заезжать в плавильный цех. Поэтому при выгрузке расплава шлака в чаши ворота плавцеха всегда открыты. То есть они открыты почти постоянно. А что такое открытые ворота плавильного цеха зимой? Мороз, сквозняки, которые даже не сквозняки, а ледяной ветер. Теперь же ворота можно будет открывать один раз в два-три часа не более чем на пять минут, чтобы маневровый тепловоз убрал наполненные чаши и доставил в цех пустые. Если говорить точнее – два раза в смену будут открываться ворота на рельсовых путях к ПВ-3 и два-три раза в смену на ПВ-2. Это очень существенный плюс – и в первую очередь для самих плавильщиков.
– А насколько реальна угроза залива рельсовых путей шлаком при прогаре или трещине чаши?
– Внизу, возле рельсового пути, постоянно находится составитель, который имеет с плавильщиком связь по рации. В случае подобной ситуации он даст сигнал и плавильщик моментально поднимет миксер. Это секундное дело. Точно так же, если ситуация на печи требует вмешательства плавильщика, сливающего шлак, можно, подняв миксер, остановить слив и продолжить его после устранения затруднений. Да, работы плавильщикам добавилось, но не столь существенно, как вы обрисовали.
– Что вы скажете насчет невозможности установить вагонотолкатель на одиннадцатый путь и необходимости сливать шлак на десятый, по резервному сливу?
– Внутреннее пространство цеха действительно не позволяет загнать на одиннадцатый путь сразу четыре чаши под шлак. Но три чаши войдут туда легко. Учитывая другие преимущества от внедрения вагонотолкателя, это несущественный недостаток. Будем работать с тремя чашами.

Оптимизировать и улучшить

– При переходе на транспортировку чаш вагонотолкателями маневровый тепловоз освобождается всего на два часа, а затем ему надо опять подъезжать к плавильному цеху и отвозить чаши на шлакоотвал. Велика ли в этом случае экономическая выгода? – задаю вопрос Виктору Тозику.
– Экономическая выгода весьма велика. Для вывоза шлака медный завод арендует у Норильской железной дороги два тепловоза. Стоимость аренды каждого – 24 миллиона рублей в год. Два тепловоза – это 48 миллионов. Установив вагонотолкатели, мы сможем обойтись арендой только одного тепловоза – он поочередно будет подавать и убирать вагоны на двух рельсовых путях. То есть экономить 24 миллиона ежегодно. Стоимость каждого толкателя электромеханического ТЭВ-05 – пять миллионов рублей. Их покупку – десять миллионов рублей – завод оправдает уже через полгода. Это сертифицированный транспорт с дистанционным управлением, отвечающий всем нормам безопасности. Производство не должно стоять на месте, его нужно постоянно оптимизировать. Если говорить откровенно, чем занимаются машинист тепловоза и составитель в течение двух часов, пока чаши заполняются шлаком? Делают четыре короткие подвижки. А остальное время пьют чай. Это не упрек работникам, это просто показатель неоптимальности процесса. Технику и квалифицированный персонал нужно использовать более рационально. А сколько топлива сжигают тепловозы за время вынужденного простоя?!
– И все-таки работы и ответственности у плавильщиков прибавилось. Не отразится ли это на безопасности производства, предусмотрены ли поощрения работникам, получившим новый круг обязанностей?  
– На рабочих местах будет произведен хронометраж. В случае если новые обязанности действительно усложнили работу, будет введена надбавка к зарплате за их выполнение. Мы только начали внедрять вагонотолкатели, и их работа еще будет оптимизироваться. Те недочеты, о которых совершенно справедливо упомянули плавильщики, через небольшое время будут устранены. Никто не собирается ухудшать условия работы в плавильном цехе. Напротив, за последние годы немало сделано для их улучшения. Но задействовать для передвижки чаш под шлак маневровые тепловозы – недопустимая роскошь. Нигде в мире так не делается.
Плавильщики управляют движением чаш дистанционно
При сливе шлака ворота в цех закрываются
0

Читайте также в этом номере:

Игра не стоит свеч (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Бревнышко за бревнышком (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск