Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Экзамен на наркотики
Актуально
7 декабря 2010 года, 13:28
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Подведены итоги большого тестирования норильских школьников и студентов на употребление наркотиков и психотропных веществ.
Исследование было действительно масштабным: в нем приняли участие все общеобразовательные школы, а также средние специальные профессиональные и высшие учебные заведения города. Охват школьников составил 84,04%, студентов – 79,51%. Таких показателей удалось добиться во многом за счет того, что тестирование было анонимным. Его прошли  3017 школьников и 3058 студентов.
Из 6075 тестов положительный результат дали 40.
– Использовались тест-системы на выявление морфина, каннабиноидов и амфетаминов, – рассказывает подростковый врач-нарколог психоневрологического диспансера Ольга Демидова. – Исследование проходило с 18 октября во всех учебных заведениях общего и профессионального образования. В результате среди школьников старше 15 лет (возраст добровольного согласия на медицинские исследования без участия родителей) мы выявили четырех человек, употребляющих каннабиноиды (вещество, содержащееся в марихуане. – Авт.) и одного – дезоморфин, больше известный под названием “крокодил”. Среди студентов 35 тестов дали положительный результат на каннабиноиды.
 
Горячие точки города
На вопрос, зачем нужны данные тестирования, если конкретные потребители того или иного наркотика остались неизвестными, специалисты отвечают, что задача мониторинга – показать общую картину.
– Анонимное тестирование – один из рабочих инструментов. Мы получили информацию о горячих точках, адреса приложения сил, – говорит руководитель городской службы профилактики наркомании Елена Слатвицкая. – Нашей задачей было узнать, насколько наркотизированы или не наркотизированы учебные заведения в Норильске, есть ли эффект от нашей профилактической работы или дети у нас тихо употребляют наркотики, а мы и не знаем. Сейчас мы получили такую информацию, и не в общем, а по конкретным учебным заведениям. Теперь и подростковые наркологи, и служба профилактики наркомании, и управление образования знают, где необходимо усилить профилактику, где нужны более жесткие и профессиональные меры воздействия.
Следующий скрининг в новом учебном году покажет, насколько эффективно специалисты отреагировали на это исследование, подчеркивает Елена Слатвицкая.
– К тому времени “подоспеют” новые пятнадцатилетние, которые еще не участвовали в тестировании, так что в дальнейшем будем также смотреть на динамику. В других учебных заведениях работа, конечно, тоже не остановится.
Мониторинг проводился на деньги, выделенные из краевого бюджета в рамках целевой программы “Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае на 2010–2012 годы”. Тестирование на употребление наркотиков будет ежегодным. Это исследование – первое из тех, что запланированы на три года действия программы.
– Это мероприятие стало еще и своеобразной просветительской мерой для родителей, – рассказывает заместитель начальника управления образования Марина Андреева. – Теперь они знают, что с помощью тестов можно достоверно узнать, принимает ли их ребенок наркотики. Это абсолютно доступный метод, с помощью которого каждый заинтересованный родитель может своевременно выявить  проблему. Тест-полоски на разные виды наркотических веществ продаются в любой аптеке.
 
Умножить на десять
Поначалу предстоящее обследование вызвало тревогу как среди школьников, так и среди учителей и родителей.
– Иногда ситуация складывалась даже так, что ребенок дал согласие, а у родителей категорическое неприятие – нет и все, – вспоминает Елена Слатвицкая. – Специалисты провели огромную работу, вплоть до того что, если не удавалось убедить людей в важности тестирования на родительском собрании, проводили индивидуальные консультации. В итоге при компетентном обсуждении аспектов исследования практически все согласились с его необходимостью.
– Преподаватели интересовались: зачем проводить скрининг, если в результате мы не имеем конкретной фамилии? – дополняет коллегу Ольга Демидова. – Я всегда отвечала, что это – возможность несовершеннолетнего попросить о помощи. Не всегда он может обратиться за ней к родителям или учителям или тем более прийти в наркологию. Решиться на это очень сложно. Но он мог пройти анонимное обследование. Мы не знаем, у кого конкретно выявлены положительные результаты. Но мы узнали, каким учебным заведениям нужна наша помощь. Кроме того, вы должны понимать, что тестирование – не единственное мероприятие в рамках программы.
По мнению Ольги Демидовой, в задачи тестирования входит еще и внедрение тест-полосок как вида медицинского исследования в учебных заведениях. Но врач обращает внимание на то, что тест-полоски как метод себя оправдывают, однако положительный результат не является абсолютным:
– Это повод заподозрить, что ребенок, возможно, употребляет наркотики. В нашем исследовании после тест-полосок моча обязательно проходила исследование абсолютным способом в лаборатории психоневрологического диспансера.
Что касается достоверности полученных данных, Ольга Демидова говорит, что любые выявленные цифры следует умножать на 7–10, чтобы узнать реальное число употребляющих наркотики.
 
Спорный момент
На пресс-конференции, посвященной итогам тестирования, Ольга Демидова, отвечая на вопросы, подробно рассказала, из чего готовят так называемый “крокодил”. Даже среди искушенных журналистов услышанное вызвало испуганный гул.
– Это только для вашего сведения, прошу вас, не описывайте состав наркотика в своих материалах, – тут же просит Елена Слатвицкая.
– В этом моменте у нас с Еленой Анатольевной точки зрения расходятся, – поясняет Ольга Демидова. – Я считаю, что такую информацию, напротив, надо озвучивать. Ведь зачастую подросток, когда ему впервые предлагают шприц, даже не представляет, какая смесь ядов находится внутри.
– А я поддерживаю позицию службы профилактики наркомании, – вступает в разговор Марина Андреева. – Дети в этом возрасте очень пытливые, они исследователи. И многие, узнав о составе наркотика, наверняка захотят его приготовить.
0

Читайте также в этом номере:

Елка в стиле фэнтези (Екатерина СТЕПАНОВА)
Надежда на успех (Матвей БЕРЕЗКИН)
Быть в форме, (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Страйков стало намного больше (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск