Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Евгений РОМАНОВ: "Я благодарен Норильску"
Штрихи к портрету
13 августа 2008 года, 10:17
Фото: Архив "ЗВ"
«Люблю Норильск и людей, которые в нем живут», – накануне своего отъезда из города признался Евгений Романов, руководитель горно-металлургической дирекции Заполярного филиала «Норильского никеля». С 1 сентября он приступает к выполнению должностных обязанностей на новом месте работы.
– Куда переходите работать? Чем будете заниматься?
– Я получил предложение от Рособоронэкспорта занять пост генерального директора «ВСМПО-Ависма». Это крупнейший в мире производитель титана, в его партнерах значатся такие известные корпорации, как Boeing, Airbus, General Electric, Rolls Royce. Титановый рынок своеобразен, этот металл не является биржевым товаром, как никель и медь, – отчасти поэтому значительная часть деятельности здесь основана на личном доверии. Нынешний генеральный директор «ВСМПО-Ависма» Владислав Валентинович Тетюхин – заслуженный человек, академик РАН, имеет массу изобретений, производит сильнейшее впечатление и пользуется огромным доверием покупателей. Это очень энергичная, харизматичная личность. С 1 сентября В.В.Тетюхин станет президентом «ВСМПО-Ависма», что позволит ему сосредоточиться на решении важных стратегических вопросов, связанных с развитием корпорации вплоть до 2020–2030 годов. В мои обязанности на посту гендиректора войдет оперативное управление компанией. Это полностью самостоятельный проект, большая свобода действий и широкие полномочиями, что, на мой взгляд, очень интересно и полезно.
– То, что вы родом из Екатеринбурга, играло при выборе кандидатуры какую-то роль?
– Корпорация состоит из двух заводов – главный, где находится штаб-квартира, расположен в городе Верхняя Салда, в 30 км от Нижнего Тагила (Свердловская область). Второй завод находится в Березняках (Пермская область). Расстояние между ними 500 км. Когда рассматривали кандидатуры на пост генерального директора, вероятно, определенное, но не первостепенное значение имел тот факт, что я не чужой для Урала человек. Среди людей, которые сейчас работают на предприятии, есть те, с кем учился в институте, которых знаю либо непосредственно, либо через друзей. Поэтому «заход» туда будет для меня в эмоциональном плане несложным. Труднее было из Москвы перебираться на Кольский полуостров. Переезд в Норильск для внутреннего ощущения комфорта уже не был затруднителен, потому что многих руководителей я знал по работе.
– Около четырех лет на Кольской ГМК, четыре года – в Заполярном филиале. Вы относитесь к той категории людей, которые считают, что место приложения сил нужно периодически менять? Или на все, как говорится, воля обстоятельств?
– Психологи утверждают, что на одной должности нужно находиться от 4 до 7 лет, затем ее нужно менять. С точки зрения личности, через семь лет работа может просто наскучить. С другой стороны, есть текущее целеполагание – в развитии как предприятия, так и бизнеса в целом. Если человек адекватно реагирует на те вызовы, которые ему преподносит время, на новые задачи, тогда и интерес сохраняется на более длительное время. Переход в Норильск совпал с внутренним ощущением того, что в Кольской ГМК я свои возможности исчерпал и ничего дополнительного компании принести не мог. А вот в рамках всего «Норильского никеля» не могу сказать, что полностью себя реализовал. И для компании, и для города еще многое мог бы сделать. Но мне поступило очень интересное предложение, которое сложно не принять. Есть такое негласное правило: один раз отказываешься, второй могут и не предложить.
– Как вы срабатываетесь с командой на новом месте? Прилагаете усилия, или ждете когда все само собой образуется?
– Моя бабушка любила повторять, что само по себе ничего не происходит – все должно иметь некий смысл. А если оценивать свой переход на новое место работы, особенно из Кольской ГМК в Заполярный филиал, то я вообще не относил его к недружественным перемещениям и не задавался целью обязательно что-то менять, тем более приводить с собой союзников.
– Ваш стиль руководства – демократичный, авторитарный?
– До принятия решения – демократичный, после принятия – авторитарный. В момент обсуждения некой проблемы должны высказываться разные точки зрения, пусть кипят споры и развивается дискуссия. Однако после того как решение выработано и принято, команда должна заняться его реализацией. Если же вместо этого кто-то начинает выказывать  сомнения, предприятию пользы не будет. Здесь действует принцип велосипеда: любое движение лучше, чем стояние на месте. Есть потребность пересмотреть решение? Приведи дополнительные резонные аргументы. Кстати, демократия именно так и устроена: народные представители определяют правила поведения в обществе. После того как закон принят, его нужно обязательно исполнять, в противном случае – карательные санкции. Мне кажется, это нормально – как для общества, так и для бизнеса.
– Доводилось выполнять задачи в жестко ограниченных условиях? Времени, средств, чего угодно?
– Кольскую ГМК я возглавил в тяжелый для нее период: 10-месячная кредиторская задолженность означала, что предприятие должно работать почти год, отдавая долги. При этом цены на никель были в районе 5000 долларов за тонну, столько же практически и себестоимость продукции. То есть прибыли никакой, все заработанное – в счет долга. Задачи были обозначены предельно жестко: либо справляешься с ними в очень короткое время, либо встает вопрос о закрытии части предприятий. Необходимо было взять на себя колоссальную ответственность: 7000 работающих, у каждого семьи, дети, заботы – о каком сокращении здесь вообще можно было вести речь. Помните, как у Жванецкого: я вами руководил – я отвечу за все. Поэтому когда подписывался под теми задачами, понимал, что не могу не выполнить их.
– Оцените годы, проведенные в Норильске.
– Здесь было очень интересно. Норильчане действительно особая категория людей. Не я это сказал, могу только подтвердить. Люблю северную природу, в Норильске у меня появилось много товарищей. Да и вообще, годы здесь стали большой жизненной школой. Нисколько не жалею о том, что согласился переехать в Норильск. Город мне очень нравится. Не считая, конечно, экологии.
– И это говорит руководитель горно-металлургической дирекции!
– Если бы у меня была возможность обклеить деньгами трубы, отчего газ перестал бы идти на город, я бы с удовольствием это сделал. Или такой вариант: в поисках хорошей экологии достаточно уехать на Ламу и жить в лесу. Но там нет города. А люди заинтересованы в работающем производстве, сохранении рабочих мест, наличии социальной инфраструктуры. Но они же нуждаются и в хорошей экологии: зачастую в ущерб производству принимаются меры для того, чтобы газ при неблагоприятных погодных условиях не распространялся на город. Мы пришли к тому, что должен быть некий баланс. Знаем, куда двигаться, что делать, просто нужно время.
– У вас в Норильске остались незавершенные проекты?
– Остались проекты до конца не реализованные, но они не остались брошенными. Я не отношу себя к категории уникальных, незаменимых людей. И те вопросы, над которыми мы совместно работали, остаются в руках очень серьезно подготовленных людей.
– Вы производите впечатление человека сдержанного, немногословного, ироничного. Совпадает с тем, какой вы есть?
– Совпадает. С иронией отношусь прежде всего к самому себе. Это позволяет мне относиться иронично к окружающему миру. Я сдержанный на уровне принятия решений. Однако если на пути движения к цели, после того как начался период реализации коллегиально принятых решений, вдруг появляются препятствия, могу сравнить себя с асфальтоукладчиком.
– Включается жесткость?
– Причем максимально. Как утверждают психологи, не бывает однозначно выраженных типов личности. В каждом человеке присутствует весь набор человеческих качеств – от очень приятных до крайне неблагоприятных. В определенных ситуациях весь этот набор каким-то образом себя проявляет. Причем одну и ту же черту можно  ситуативно оценить как положительную, так и отрицательную. Зависит от конкретных обстоятельств. И если ситуация требует от меня включить жесткость, то я это сделаю.
– Дух авантюризма вам присущ?
– Как говорится, все экспромты должны быть хорошо отрепетированы. Я готов выступить с рискованным номером, но предварительно должен максимально продумать все страховки и возможные ущербы. Риск – это очень хорошо, но он должен быть сбалансирован с точки зрения: цена – качество. Когда за тобой стоят большие коллективы и огромная ответственность, ты просто обязан в своем авантюризме исходить из такого критерия, как высокая вероятность благоприятного исхода. А вот с точки зрения интереса к жизни, движения – да, я азартный в этом плане человек.
– Норильская особенность: работа здесь снится по ночам. Вам снится?
– Трудно сказать. Я вообще очень редко вижу сны. Да и что такое работа снится по ночам? Коллеги, с которыми работаешь? Тогда да. Но как здесь отделить работу от досуга? Едем мы на Ламу, рыбачим, вроде отдыхаем и в то же время говорим о работе.
– Кстати, о досуге. Свободное время оставалось? На спорт, какие-то увлечения?
– Дайвинг, горные лыжи, хоккей с шайбой, бадминтон, занятия которыми приносили особое удовольствие. В Норильске я нашел единомышленников, с которыми мы организовали бадминтонный клуб «Волан». В команде с Богданом Ивановичем Кужелем не раз брали первые места в своей группе. На мой взгляд, если у человека нет свободного времени, значит он просто не умеет себя организовать. Руководитель, который до трех часов ночи сидит на работе и уж тем более держит там своих подчиненных, просто безобразно обращается и со своим, и с чужим временем. Мне на все хватает времени, я очень организованный человек. От этого, кстати, моя жена страдает.
– Почему?
– Потому что если захожу на кухню, то все мои действия педантично расписаны, как технология: что где лежит, в каком порядке и так далее. Когда жена вмешивается в этот процесс, начинаю на нее «рычать». Юля иногда говорит: «Скорее бы закончились выходные, чтобы ты на работу уже ушел и поменьше тут хозяйничал». Так что любое достоинство имеет, выходит, и обратную сторону.
– Вы умеете готовить? Откуда такие мужчины берутся!
– Их женщины воспитывают. Умею и готовить, и убирать, главное, чтобы настроение было.
– Как супруга относится к отъезду из Норильска?
– Более спокойно, чем я. В Норильске мы попали в очень доброжелательную среду. Люди, с которыми мы общались, старались создать нам комфортные условия, принять такими, какие мы есть. Но вот из-за того что жена не работала, она в отличие от меня тяжелее воспринимала Норильск, особенно в зимнее время. А вообще, Юля – как жена офицера: надо значит надо.
– Достойно, особенно учитывая, что не в Москву переезжаете.
– А что Москва? Очень непростой город. В свое время, переехав туда из провинции, я долго приспосабливался к московскому образу жизни. Есть у этого города свои плюсы, но есть и минусы. В Мурманске, куда перебрался из Москвы, у меня в жизни вдруг появились два дополнительных часа. Если там они ежедневно тратились в пробках, то здесь я могу потратить это время на спорт, на природу, на общение с друзьями. Впрочем, я уже давно считаю себя гражданином Вселенной – всюду приезжаю как к себе домой. Родился в Екатеринбурге, жил в закрытом атомном городе Новоуральске, оттуда переехал в Москву, потом на Кольский, в Мурманск, затем Мончегорск, Норильск. Теперь еду на Урал, и везде мне комфортно.
– Здесь вы нашли для себя райский уголок?
– Не знаю как насчет райского, но очень нравится Лама. Мне довелось побывать в очень многих местах на земле, и везде природа доставляет наслаждение. Север не исключение, то же удовольствие от общения с ней.  Я уверен, что потребность приезжать в Норильск, выезжать на природу, общаться с людьми будет достаточно сильной.
– Норильск ругаем, но любим – прокомментируйте относительно к себе.
– Я люблю Норильск, люблю людей, которые в нем живут, хотя понятно, что отношения с разными людьми складываются по-разному. В любом случае Норильску я исключительно благодарен. А если что-то не нравится, стараюсь придерживаться принципа: если ты не в состоянии изменить действительность, измени свое отношение к ней. Может быть, не всегда это получается, и бывало, что в глаза человеку говорил, что о нем думаю. И хотя это качество в некоторых ситуациях можно расценить как положительное, я воспринимаю его как свой недостаток. Часто не могу сдержаться, и если кого-то из норильчан обидел в такой ситуации, то прошу меня простить.
– А в выражении симпатии вы столь же прямолинейны?
– Я даю это понять человеку. И сказать «было очень приятно с вами познакомиться» для меня не дежурная фраза, а действительно наполненная смыслом.
 
Беседовала Вера КАЛАБЕКОВА
 
Спорт необходим
Времени хватает на все
0

Читайте также в этом номере:

Гонки по легенде (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Есть альтернатива (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Локтьев вас обучит (Пенсионер, «дармоед» дядя Женя)
В формате Street (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск