Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Фигурально выражаясь
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
24 октября 2011 года, 19:59
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Движение вперед, назад, вращения, прыжки… Тоненькие фигурки девочек-подростков на льду “Арктики” выглядят грациозно. Кто-то катится на коньках, сделав вертикальный шпагат. Кто-то отрабатывает прыжки, которые сегодня особенно ценятся в фигурном катании. Наблюдать за тренировкой старших воспитанниц детско-юношеской спортивной школы по зимним видам спорта одно удовольствие.
Чтобы показать спортсменок во всей красе, старший тренер отделения фигурного катания ДЮСШ Елена Позднякова попросила включить музыку. Девочки заскользили по льду, синхронно выполняя элементы танца. Мурашки по коже. До чего же все-таки эстетичный вид спорта! Пришлось даже пожалеть, что мы подошли во Дворец спорта незадолго до окончания тренировки.
– Фигурное катание достаточно сложный вид спорта, – опускает нас с небес на землю Елена Позднякова. – Хотя недостатка детей, желающих заниматься фигурным катанием, сегодня в Норильске нет. Я не помню такого времени, чтобы мы не могли набрать группу. Другое дело, что, прозанимавшись год-два, многие уходят из фигурного катания.
Будто в подтверждение ее слов около бортика садится на корточки девочка, до этого привлекавшая наше внимание на льду выполнением сложных элементов. Устала? Больно? К девочке тотчас же подъезжает тренер, что-то говорит ей.
– Можно сказать, происходит естественный отбор, – продолжает наш с ней разговор Елена Позднякова. – Кто-то не может выполнять многооборотные прыжки, не умеет вращаться или даже хорошо кататься. Кто-то не выдерживает болей от ушибов, холод. Если изначально в группу мы набираем по 25–30 малышей, то к тому времени, когда ребенок мог бы получить первый спортивный разряд или КМС, большинство из спорта уходит. Та же проблема и с мальчиками. Вроде бы занимается их немало, а работа в итоге получается впустую. Два, три года, и они уходят в другие виды спорта – на хоккей, борьбу. Кто куда… Соня, занятие еще не окончено! – тренер показывает на часы остановившейся возле нее воспитаннице. – Сделай сальто, а потом тулуп.
– До скольки лет дети могут заниматься в ДЮСШ? – вопрос Елене Поздняковой.
– Пока не окончат общеобразовательную школу. В фигурном катании остаются в основном те, кто собирается связать свою жизнь с этим видом спорта. К примеру, стать тренером.
– У вас было именно так?
Елена Позднякова кивает.
– Я являюсь воспитанницей норильской школы фигурного катания. Каталась в “Арктике” с момента открытия. Закончила в Ленинграде институт физической культуры. Потом вернулась в Норильск. Работаю тренером уже 30 лет.

Всю жизнь на льду

Характерный звук удара лезвия конька о лед.
Ласточка. Вращение. Поворот. Прыжок.
Когда истекает время тренировки, группа разрумянившихся девочек, тех самых, что исполняли композицию на льду, подъезжают к выходу с катка. Большинство из них занимаются фигурным катанием почти всю свою жизнь. Без преувеличения.
К примеру, одиннадцатилетняя Нина Колесова в этом виде спорта уже семь с половиной лет. Рассказывает, пришла когда-то в “Арктику” с мамой, увидела, как катаются девочки, и сама захотела. Тринадцатилетняя Юля Перевозникова занимается девять с половиной лет. “Стаж” четырнадцатилетней Кати Ковальской еще больше – одиннадцать (!) лет в фигурном катании. Девочка рассказывает, друзья и одноклассники, увидевшие как-то ее выступление, были поражены. Кто-то после этого даже выразил желание непременно заняться этим видом спорта.
– А я им говорю: все, уже поздно, – смеется Катя.
– Наверное, бывают минуты, когда не хочется выходить на лед?
– Бывают! – не собирается скрывать Юля Перевозникова.
Остальные девочки смеются, соглашаясь с ней.
– Но потом себя пересиливаешь, – продолжает Юля. – Я считаю, если уж начал заниматься спортом – нужно идти до конца.
– А я бы хотела кататься как Слуцкая, Леонова или кореянка Юна Ким, – мечтательно добавляет Настя Плотникова, пришедшая в фигурное катание относительно недавно – четыре года назад.
– Японки, кореянки в последние годы фавориты этого вида спорта, – присоединяется к разговору Елена Позднякова. – Хотя мы очень надеемся, что перспективные фигуристки 1996 года рождения из нашей страны выйдут в лидеры и прославят Россию. К фигурному катанию сейчас предъявляют больше требований, – продолжает она. – Это, в частности, касается вращений. Каждый элемент имеет свой уровень сложности. Если ты выполняешь четвертый уровень, то получаешь максимальное количество баллов, в то время как первый уровень будет “стоить” меньше. Вы, наверное, знаете, что в последние годы в фигурном катании изменилась система оценки. Если раньше баллы выставлялись за технику и артистизм, то сейчас оценивается каждый элемент. Все это плюсуется. Еще есть такая оценка, как компоненты. Здесь смотрят на артистизм, как фигурист владеет коньком, как он танцует, как элементы совпадают с музыкой… В какой-то мере добиваться успехов в этом виде спорта, в котором всегда традиционно побеждала Россия, сегодня стало сложнее.
– В таком случае хотелось бы спросить, есть ли среди воспитанников норильской ДЮСШ перспективные дети? И есть ли возможность у них участвовать в соревнованиях?
– Фигурное катание – это одиночный вид спорта, поэтому много денег на эти цели нам не дают. Тем не менее мы стараемся вывозить наиболее перспективных детей на соревнования. К примеру, очень талантливая девочка из нашей ДЮСШ – Катя Синюк. Единственный в городе мастер спорта по фигурному катанию. Катя была чемпионкой края, зоны Сибири, мы выезжали с ней на первенство России. Сейчас она учится на третьем курсе института физкультуры и спорта в Москве. Пробьется ли там Катя – сказать сложно. В столице, где сосредоточен большой спорт, работают сильнейшие тренеры. Фигурное катание там действительно на высоком уровне, и попасть в эту среду сложно. Но надеемся, у Кати все получится.
– А ты не мечтаешь стать тренером? – вопрос другой Кате – Ковальской, которой еще только предстоит сдавать на КМС.
– Моя мечта – получить звание мастера спорта по фигурному катанию, – признается девочка. – Конечно, большинство тех, кто занимается фигурным катанием, реализуют себя потом в тренерской деятельности. Я для себя такой вариант тоже рассматриваю, но все же точно с профессией еще не определилась. Хотя мне нравится учить малышей, – добавляет спортсменка. – Я прихожу к ним, когда в школе задают не очень много уроков и у меня есть время. Малыши такие забавные!

Кому не страшно падать?

Убедиться в этом мы смогли через полтора часа. Хоккеисты, сменившие старших воспитанниц отделения фигурного катания, закончили тренировку, а после них на лед “Арктики” высыпали крохи – от горшка два вершка. Самым младшим из них нет еще и четырех. На льду с группами ребятишек занимаются одновременно сразу несколько тренеров ДЮСШ.
Родителям на время тренировки сюда вход запрещен. Однако они каким-то волшебным образом просачиваются на трибуны. И вот уже готова группа поддержки.
– Дочь ходит в “Арктику” второй год, – объясняет Ирина Штучная, наблюдая из-за бортика, как катается ее ребенок. – Настя с трех лет просила купить ей коньки. Причем очень рьяно! Откуда такой интерес? Около нашего дома расположен открытый каток, и мы туда часто ходили. Нет, не катались, а просто смотрели. По всей видимости, Насте понравилось. И сейчас она в “Арктику” ходит с удовольствием.
– А моя Ярослава с самого маленького возраста каталась на роликах, – присоединяется к разговору Юлия Лебеденко. – Когда я спросила ее, куда бы она хотела ходить, на танцы или на фигурное катание, дочь выразила горячее желание пойти именно сюда. Занимаемся уже несколько недель.
Змейки, пистолетики, фонарики, саночки… Дети пробуют выполнять нехитрые элементы. Кто-то падает, снова встает. Говорят, что в отличие от взрослых дети не боятся падать. Как бы не так! Около выхода с катка обосновалась маленькая девочка в розовой шапке. Ни туда ни сюда. Выйти с резинового покрытия на лед ей страшно. В “Арктике” Аня только второй раз.
– Девочка, тебе помочь выйти на лед? Не бойся, – подъезжает к ней маленькая фигуристка в черном.
Розовая шапка, вцепившись в бортик, машет головой. Не надо. Переломить кризис помогает мама. Под сердитым родительским оком Аня находит в себе мужество выйти на зеркальный лед. Движется осторожно, держась руками за бортик. Мама радостно улыбается. Говорит: сама всю жизнь хотела научиться кататься. И потом, дети, занимающиеся этим видом спорта, меньше болеют. С ней трудно не согласиться.
– Мой Давид тоже до того, как пришел сюда, никогда не стоял на льду, – кивает в сторону сына, теперь уверенно скользящего среди других детей, Регина Щетникова. – А сейчас – посмотрите… И это всего через месяц занятий! Сегодня пришли из детского сада, а сын сам начал доставать спортивную обувь. Ходит сюда с удовольствием. Даже в первые дни не жаловался, что ножки болят. И общефизическая подготовка ему очень нравится. Нас туда не пускают, но я все-таки краем глаза заметила, – с улыбкой добавляет родительница, – что дети там учатся прыгать.
– Для четырехлеток главное, чтобы они выходили на лед, пробовали что-то делать, слышали меня, – объясняет нюансы работы с малышами старший тренер Елена Позднякова. – На занятиях по ОФП те же азы. Обучаем, как правильно сделать разминку, как правильно приседать, прыгать.
– Для того чтобы избежать травм?
– Серьезные травмы у нас бывают, тьфу-тьфу-тьфу, очень редко. Как правило, это случается даже не на элементах фигурного катания, а при невнимательности, если фигурист попал коньком в трещину на льду. А вообще, наученный правильно кататься травм не получит.
Техника и артистизм в фигурном катании главное
Первые шаги на льду
Сложные элементы по плечу только самым способным
0

Читайте также в этом номере:

Ювелирная змейка (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Не только приглашенным (Евгения СТОРОЖКО)
Положительный совет (Валентин ПЕТРОВ)
“Норильск” победил (Вера АНТОНОВА)
По обычному сценарию (Андрей БИТОВ)
Параллельные сюжеты (Валентина ВАЧАЕВА)
Уставный урок – отличный опыт (Роман ГРИГОРЬЕВ, ученик 11а класса СОШ №6)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск