Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Где логика?
Актуальное интервью
15 ноября 2010 года, 14:39
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
В России снижается уровень математического образования. Ученики российских школ  не способны решить элементарную задачу  “Из пункта А в пункт Б”, плохо ориентируются  в процентах и обыкновенных дробях (программа пятого класса). Об этом говорилось на первом Всероссийском съезде учителей математики, в работе которого приняла участие педагог норильской школы №23 Светлана ЖОХОВА.
– Светлана Владимировна, именно этой причиной – снижающимся уровнем  математического образования – было вызвано проведение первого Всероссийского съезда математиков?
– Если быть точным, первые съезды учителей математики в России проходили почти сто лет назад, в 1912-м  и 1913 годах. Попытка вернуться к этой практике в нашей стране была в 2000 году. Именно тогда прошла первая Всероссийская конференция “Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков”. И только спустя десять лет по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего, решившего возродить забытую традицию, был созван очередной всероссийский съезд. Более 1200 школьных учителей, преподавателей и руководителей вузов, ученых-математиков из 75 регионов страны, а также из зарубежья собрались в Московском государственном университете для того, чтобы обсудить состояние и перспективы развития школьного математического образования.
 
Учителей наконец спросили
– В сложившейся ситуации инициативу МГУ возродить традицию съездов учителей-предметников можно назвать как нельзя более актуальной…

– Сколько я помню, у нас постоянно школа находится в состоянии реформирования. И ни разу не было случая, чтобы прошел хоть какой-то опрос учителей, практически работающих над образовательными задачами, что они думают по поводу инноваций и вводимых реформ. Не случайно на круглых столах, которые проводились во время работы съезда, было очень много эмоциональных выступлений по этому поводу. Исторически так сложилось, что уровень математического образования в России всегда был очень высоким. Однако в последние годы ситуация изменилась. Даже учащиеся, являющиеся неизменными победителями интеллектуальных конкурсов, иногда удивляют тем, что не в состоянии решить элементарных задач практической направленности. В этом они заметно проигрывают своим сверстникам из-за рубежа, которые, может быть, не очень хорошо подкованы теоретически, зато отлично умеют решать практические задачи, связанные с деньгами, банковскими вложениями на бытовом уровне… Наши дети, к сожалению, с этим не справляются.
 
Полторы ставки – не выход
– Что стало причиной того, что система математического образования в России медленно разрушается?

– На самом деле причин много. В резолюции, которая была принята на съезде, отмечено следующее: “прямое влияние на снижение качества математического образования оказывают: сокращение числа часов, отводимых на изучение математики, особенно в начальной школе, совмещение в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительных экзаменов в вузы, непосредственное использование результатов ЕГЭ при оценке работы учителя, недостатки при введении новой системы оплаты труда…” Кстати, если так рассуждать, то, получается, у нас лучше всех в школе сегодня работают учителя физкультуры, музыки и труда.
– Почему?
– Потому что традиционно по этим предметам у детей только четверки и пятерки, в то время как по математике и по русскому языку, как правило, самые плохие результаты. Учителя высказали единодушное мнение: для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию в стране, нужно изменить подход как к преподаванию этих сложных предметов, так и к оценке и организации труда учителя. Еще в советские времена была придумана система, при которой нагрузка на учителя должна была составлять 18 учебных часов в неделю. В то время как в современных условиях все прекрасно понимают: на одну эту ставку семью не прокормишь. Поэтому педагоги берут больше часов, администрация учебных заведений, как правило, идет людям навстречу. А в результате – падает качество работы.
 
В России учатся  меньше всех?
– Можно ли сказать, что образовательные стандарты, появившиеся в последние годы, себя не оправдывают?

– В начальных классах математики стало на два часа в неделю меньше, а в новых стандартах для начальной школы эта дисциплина вообще приравнена к информатике. Как вы думаете, можно ли получать качественное математическое образование при таком подходе? Ректор МГУ Виктор Садовничий представил нам на съезде таблицу, из которой следует: количество учебных дней в году в российских школах чуть ли не меньше всех в мире. Во всяком случае, если в Японии дети учатся 243 дня в году, то у нас, включая выходные, праздники, каникулы, – только 180. Почти как в Америке. Но стоит ли нам на нее равняться?
– Тем не менее среди родителей бытует мнение, что современные школьники слишком загружены, программа сложная.
– Большинство участников съезда были против того, чтобы упрощать программу. Наоборот, прозвучали мнения о том, что ее надо усложнять, включать в нее современные достижения математической мысли. Даже высказывались мысли о том, что ученым нужно идти в школы. Многие иностранные нобелевские лауреаты считают, что один-два раза в неделю они должны уделять время школьникам. И нашим ученым тоже можно взять с них пример. Другой вопрос – насколько это осуществимо в России…
 
Надежда есть
– Вы говорите, что на съезде поднимался вопрос о целесообразности совмещения в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительных экзаменов в вузы…

– Могу зачитать вам выдержки из резолюции. “Съезд выражает озабоченность тем, что перечень реально изучаемых в школах вопросов программы по математике фактически сужается только до вопросов, фигурирующих в заданиях ЕГЭ”. То есть если раньше ученики, которые писали контрольную работу, подробно прописывали решение всех заданий,  а упор при подготовке школьников учителями делался именно на логичность рассуждения, то сейчас проверяющие ЕГЭ не имеют возможности отследить логику. Большая часть заданий в тесте заключается просто в выборе ответа или написании полученного ответа. Получается, что мы натаскиваем детей на выполнение конкретных задач, а не учим их умению думать, рассуждать и ориентироваться в незнакомой ситуации, как это всегда делала такая дисциплина, как математика…
– Стоит ли ожидать после съезда перемен?
– Не могу ничего утверждать, но резолюция, принятая на съезде, вселяет оптимизм, надежду на то, что ситуация все-таки изменится к лучшему. Документ будет представлен в Министерство образования и науки РФ. Кстати, в работе съезда принял участие и министр Андрей Фурсенко, высказывавший мнение о том, что математическое образование очень важно в современных условиях. Государство стремится модернизировать производство, внедрять инновации… А как это делать, если граждане нашей страны не будут соответствовать требуемому уровню подготовки?
0

Читайте также в этом номере:

Подход к ТБ серьезный (Лариса ФЕДИШИНА)
Трудные вопросы, полные ответы (Виктория РАЗВОДОВСКАЯ)
Хорошо плывем! (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Саган для норильчан (Валентина ВАЧАЕВА)
Каждый хочет быть поэтом (Лариса ФЕДИШИНА)
“Волна” и облака (Яна АНДРЕЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск