Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Испытание небом
ПОДРОБНОСТИ
13 сентября 2011 года, 11:25
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В аэропорту Норильск “пролетом” побывал авиалайнер Sukhoi Superjet-100. Воздушные суда этого типа только вводятся в эксплуатацию, но уже стали легендой  российского авиапрома. Корреспонденты “ЗВ” увидели своими глазами самолет последнего поколения и пообщались с экипажем.
Крылатый красавец зашел на посадку над Алыкелем в минувшую субботу в восьмом часу утра. На фоне рассветного неба он выглядел особенно эффектно. Этот самолет – третий из четырех судов такого типа, проходящих сейчас летные испытания. По сути, это летающая лаборатория, напичканная тестовым оборудованием. На  борту кроме множества электронных приборов и датчиков еще 16 человек персонала. Их задача – подтвердить летно-технические характеристики и показатели надежности новой машины.
– Самолет предназначен для испытаний в условиях высокогорья, – рассказывает летчик-испытатель ЗАО “Гражданские самолеты Сухого” Вадим Широких. – Мы летим из аэропорта Раменское (город Жуковский) в Мексику. Конечная точка нашего путешествия – город Тулука. Там находится аэродром на высоте 2,5 километра над уровнем моря. В позапрошлом году мы уже провели испытания в Армении, в аэропорту Гюмри, на высоте 1,5 тысячи метров. Сейчас расширяем эксплуатационные возможности нашего самолета, чтобы он мог садиться и базироваться на аэродромах, расположенных на высоте до трех тысяч метров.
Suhkoi Superjet-100 – это 100-местный авиалайнер нового поколения, разработанный и произведенный компанией “Гражданские самолеты Сухого”. Она известна во всем мире прежде всего своими боевыми авиационными комплексами. Гордость компании – знаменитые “сушки”: тяжелый истребитель Су-27 и его модификации.
Надежда авиации
Первый самолет Suhkoi Superjet-100 (по-русски – “Сухой Суперджет-100”, используется также аббревиатура SSJ-100) был презентован в сентябре 2007 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Там же в мае 2008-го он совершил первый испытательный полет. Эта машина – надежда отечественной авиационной промышленности: разработка и производство SSJ-100 включены в федеральную целевую программу “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2015 годы”. Новые самолеты  в ближайшие несколько лет должны прийти на смену устаревшим Ту-134, Як-40 и другим.
– Уникальность семейства “суперджетов” в том, что в них  применены все новейшие технологии, – продолжает Вадим Широких. – В отличие от самолетов предыдущего поколения, где были необходимы три члена экипажа – два пилота и бортинженер, на нашем самолете достаточно двух пилотов. Много функций здесь автоматизировано, рычаги управления и приборы оптимизированы таким образом, чтобы разгрузить экипаж. В случае нештатной ситуации завершить полет можно силами одного пилота. Кроме того, машина имеет хорошую защиту по недопущению выхода на критические режимы полета, такие как большой угол атаки или минимальная скорость.
По словам разработчиков, SSJ-100 – первый региональный самолет с системой управления полетом и защитой такого высокого уровня. Если на борту возникнут серьезные отказы, лайнер перейдет на резервное управление, которое обеспечивает пилотажные характеристики на уровне обычного, неавтоматизированного самолета.
– Предусмотрены все защиты, в том числе от ошибок, связанных с человеческим фактором, – говорит Вадим Широких. – То есть даже при ошибке экипажа или диспетчеров самолет не попадет в ситуацию, которая привела бы к аварии или крушению.
Добро пожаловать на борт
Пассажирский салон SSJ-100 впечатляет в первую очередь широким шагом кресел: от одного ряда до другого – 51 сантиметр. Ширина самого кресла – 46,5 сантиметра. Человек, скажем так, крупных габаритов разместится там с комфортом и не будет упираться коленками в соседнее сиденье. А высота в проходе от пола до потолка – 2 метра 12 сантиметров.
Как поясняют инженеры, при разработке самолета жизненное пространство на одного пассажира в целом было увеличено. Нам говорили еще что-то о сечении фюзеляжа и технологии “дабл-бабл”, но в такие тонкости мы уже не стали вдаваться. Главное – в салоне действительно комфортно.
Прекрасно чувствуют себя и пилоты.
– Когда у нас появилась возможность летать на “суперджете” с пассажирами и мы перелетали из Парижа в Тулузу в этом году, я даже поразился, – рассказывает Сергей Немет, ведущий инженер ЗАО “Гражданские самолеты Сухого”. – Раньше, когда я спрашивал наших летчиков и они отвечали: “Ой, все прекрасно”, я думал, это дань корпоративности. Оказалось, действительно очень удобно летать по сравнению даже с эйрбасами.
Задача Сергея Немета на борту испытательного SSJ-100 – так называемый объективный контроль. После каждого полета нужно обязательно его проанализировать (случались ли отказы оборудования, ошибки пилотов или превышение эксплуатационных параметров) и выдать соответствующее заключение.
– Разбор полета аналогичен расшифровке черного ящика, – поясняет Сергей Немет. – Вы видите, здесь стоит система бортовых измерений, датчики с тысячами параметров, все записывается. К этому самолету практически нет замечаний. Он очень надежен с точки зрения оборудования. Я всю жизнь в авиации, начинал на “тушках”. Наши самолеты времен социализма раза в два чаще отказывали с точки зрения авионики: у самолетов были надежные двигатели, но электроника всегда страдала. Здесь этого нет совершенно, на этапе испытаний авионика доставляла меньше всего хлопот.
Первая тройка
Как говорят специалисты “Сухого”, делать гражданскую технику, с одной стороны, проще – пассажирские самолеты решают меньше задач, чем боевые. С другой – сложнее, потому что сертификация пассажирских судов проходит по совсем иным принципам. Чтобы получить право на полеты, машина должна пройти довольно агрессивную программу летных испытаний. Основной их цикл – более 150 полетов для каждой машины – проходит в Раменском.
До конца этого года SSJ-100 должен пройти сертификацию по европейским стандартам. В феврале он уже получил сертификат от Межгосударственного авиационного комитета (МАК), подтверждающий соответствие нормам авиационных правил. Это позволило начать коммерческую эксплуатацию первых серийных самолетов в парке стартовых заказчиков. Ими стали армянская авиакомпания “Армавиа” и крупнейший российский перевозчик “Аэрофлот”. Но портфель твердых заказов на “суперджеты” уже составляет 170 машин. Среди заказчиков есть и иностранные авиакомпании. Так, предварительное соглашение о продаже 12 самолетов SSJ-100 заключила  на недавнем авиасалоне в Ле Бурже итальянская Blue Panorama Airline.
– Сейчас у нас уже перевозят пассажиров три самолета: два в “Аэрофлоте” и один в “Армавиа”, – говорит Вадим Широких. – Они летают как по нашей стране, так и по Европе на расстояния даже около четырех тысяч километров. По экономичности “суперджет” тоже стоит на высоком уровне. В отличие от многих других лайнеров, он  окупается даже на коротких расстояниях и при неполной загрузке, если она не меньше 50 процентов. Подготовка к вылету в аэропорту занимает не больше часа. То есть фактически наш самолет способен летать по 20 часов в сутки, просто меняя экипажи.
Дозаправка и подготовка к вылету в Норильске заняли действительно мало времени. Уже в девятом часу SSJ-100 выруливал на взлетку, чтобы отправиться дальше по заданному маршруту.
Добавим, что принимать суда такого типа, с низко расположенными двигателями (как у Boeing), могут только аэропорты с качественной взлетно-посадочной полосой, имеющие специальный сертификат на прием и обслуживание этих самолетов. И то, что SSJ-100 совершил посадку в Норильске, – вполне показатель класса нашего аэропорта.
Перед летными проверками лайнер проходит многочисленные аэродинамические исследования и отработки на тренажерах
Новый самолет показывает хорошие возможности даже в режиме интенсивной эксплуатации
Вадим Широких в кабине пилотов
0

Читайте также в этом номере:

Путь домой (Матвей БЕРЕЗКИН)
Отопительный вопрос (Лариса ФЕДИШИНА)
Школа ремонта (Марина ОРЛОВА)
Все бегут – и ты беги (Александр БОКОВ)
И супермены джазовой сцены (Евгения СТОРОЖКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск