Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Леля из кино и Лиля из Норильска
Семейная реликвия
24 декабря 2010 года, 14:24
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
На фотографиях 1950-х годов Лилия Ржевская-Кончакова очень похожа на Элину Быстрицкую. Такая же красивая, и в судьбах у обеих много общего.
В годы войны 13-летняя Элина работала санитаркой в госпитале. Лиля в таком же возрасте осталась хозяйкой в доме, так как матери не было в живых, а отец лечился после контузии. Обе девочки увлекались театром. Одна стала профессиональной актрисой и сыграла в “Добровольцах”, вторая – участница комсомольского десанта в Норильск в 1956 году, затем секретарь парткома в Горстрое. И Леля из кино, и Лиля из Норильска беззаветно верили и любили советскую власть, являясь ее представителями исключительно со знаком плюс.
Пусть твердили и твердят, что всеобщее равенство и братство – чистой воды утопия. Но она-то, Лиля, точно знала и уверена в этом теперь: с 1956-го по 1988 год норильчане жили при коммунизме.  
 
Секреты мотивации
Снег в июне и смог в августе – так встречал Норильск комсомольцев, прибывавших в 1956-м на смену заключенным.  Лагерная атмосфера сменилась на ту, что можно увидеть в фильме “Девчата”.
Барак №44 в поселке Строителей на 60 человек рядом с конторой Горстроя, куда поселили Лилю с двухлетним сыном, был почти комфортабельным. Всем “десантникам” выдали тулупчики военного происхождения, Лилю назначили начальником штаба – активным помощником зеленой молодежи. Вскоре 24-летнюю коммунистку избрали секретарем партийной организации. И закрутилось: спорт, самодеятельность, комсомольские свадьбы, организация и контроль учебы, женсовет, наставничество, школа мастеров, устройство прибывающих из армии.
– Я была замужем за работой, меня звали матерью даже те, кто был моложе меня, – вспоминает Лилия Петровна. Полсотни грамот из ее архива: за добросовестный труд, за народную дружину, за миллионный горстроевский квадратный метр жилья – серьезное тому доказательство. Ее приглашали на телепередачи, писали о ней в газетах, в том числе иностранных. Такие, как она, вдохновляли. Комсомольские богини владели утерянными ныне секретами мотивации народа на бескорыстный труд.
А секреты были простые. Секретарь парткома беззаветно любила людей, и они отвечали ей тем же.
– Мои дорогие инженеры, бригадиры, рабочие… Такие хорошие ребята, что просто не передать словами, – приговаривает Лилия Петровна, покуда мы рассматриваем  фотографии в ее альбомах. Вот она со строителями-активистами, с космонавтом Лебедевым, с “десантницей” Таней Златинской. Вот Лилю принимают в почетные пионеры. Вот она в составе комиссии принимает только что возведенный Дом быта, начинает строить театр и оганерскую больницу. Исторические кадры, а не только семейная реликвия. Когда-нибудь правнуки скажут: “Это наша прабабушка сделала утопию былью”.
 
Политзэка оказался бургомистром
По семейным фотографиям можно изучать не только историю комсомольского десанта, но и историю Норильлага. Секретарю парткома были известны не только секреты мотивации.
–  Это немецкая шпионка… А вот этот работал сразу на три разведки, – показывает на фото Лилия Петровна. Секретарю парткома положено было знать подноготную всех горстроевцев. Не все заключенные Норильлага были жертвами репрессий, но получить реабилитацию желал каждый. Так, однажды выяснилось, что один небольшой начальник, подавший документы на снятие пустячной судимости, был начальником немецкого концлагеря под Ригой и издевался над военнопленными. Другой “политзаключенный” служил при немцах бургомистром Бобруйска, а сторож-нянька Лилиного сына вместе со своей красавицей сестрой (сторонники Бендеры) заманивали на хутор и убивали советских командиров. Впрочем, эту историю нянька рассказал добровольно, к таким Лиля относилась ровно. Свой срок бендеровец отсидел.
Секретарю парткома разглашать секретную информацию не полагалось. Лиля молча терпела, когда к ее знакомой посватался, а потом и женился на ней “чудесный человек Аркаша”, бывший диверсант немецкой разведки, сдавший фашистам 50 белорусских партизан. Единственное, что могла сделать секретарь парткома в подобных случаях, – не подписывать документы на снятие судимости и реабилитацию.
Положительных героев эпохи на снимках в фотоальбомах, конечно, большинство. Они много лет писали и пишут теплые письма своей комсомольской богине, переехавшей в Петербург. Этих писем – стопки. А она по-прежнему работает и еще является заместителем председателя Совета ветеранов. Добровольцы 50-х сделали своим кредо слова советской песни: “Старость меня дома не застанет”.
Санкт-Петербург. Декабрь 2010-го
Первая свая Норильского театра
С космонавтом Валентином Лебедевым (слева)
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск