Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мост памяти
Инициативы
25 августа 2010 года, 17:09
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Директор Заполярного филиала Евгений Муравьев обсудил с руководителем Норильского филиала “Институт “Норильскпроект” ООО “Институт Гипроникель” Олегом Зотиковым вопросы по возведению будущего мемориального комплекса первым строителям Норильской железной дороги на реке Амбарной.
Идея восстановить фрагмент первой норильской узкоколейки родилась после того, как со старого моста через реку Амбарную железнодорожники убрали мемориальный паровоз, стоявший здесь почти двадцать лет. Исторический экспонат перевезли к зданию НЖД, где он надежно защищен от желающих, к примеру, оставить на нем свой “автограф”. И сразу же встал вопрос о сохранении для потомков еще одного уникального в историческом смысле объекта – старого моста с последним отрезком узкоколейного полотна через Амбарную.
 
История вопроса
Как гласят исторические свидетельства, после строительства в 1952 году в Норильске  полнопрофильного железнодорожного полотна демонтировать узкую колею принялись с таким рвением, что от нее остался лишь единственный отрезок на старом мосту через реку Амбарную. Его тоже пытались уничтожить, но в 1992 году руководство НЖД приняло решение восстановить мост и установить на нем паровоз аналогичный тем, что начинали работать в Норильске. Таким образом в НПР появился еще один мемориал строителям Норильска.
За 20 лет мост с узкоколейкой не просто поизносился, но и деформировался, опасно провиснув над расселиной реки. Сам паровоз удалось спасти, а вот над последним напоминанием о первых транспортных артериях комбината нависла угроза исчезновения. Во имя сохранения исторической справедливости и в назидание потомкам было принято решение восстановить мост через Амбарную как уникальное историческое место и создать там мемориальный комплекс. В понедельник директору ЗФ Евгению Муравьеву прямо у моста были представлены первые эскизы объекта.
По словам Олега Зотикова, представившего разработки своего института, главной задачей при создании проекта было признано сохранение исторической достоверности мемориала. Это, по словам проектировщиков, и определило в дальнейшем выбор материала и компонентов, а также внешнего вида комплекса и подрядчиков.
– Конечно, проще всего было бы восстановить мост с узкоколейкой в металле, – сказал Олег Зотиков. – Мы бы сами в Норильске изготовили его компоненты. Но раз речь идет об исторической достоверности, то было принято решение использовать дерево – тот самый материал, из которого все и строилось в начале прошлого века.
Это накладывает определенные обязательства на строителей и выдвигает специальные требования к подрядчикам. Свои услуги в этой области уже предложили две фирмы – из Красноярска и Дудинки, готовые работать с деревом по соответствующим технологиям.
Отдельным пунктом проекта было обозначено оборудование прилегающей территории – создание самого мемориального комплекса. Учитывая, что когда-то здесь уже проводились определенные работы, например по отсыпке площадки, теперь затраты можно свести к минимуму.
Согласно проекту у моста появится смотровая площадка (с деревянным, ориентировочно, настилом), ограждения, автомобильная стоянка, скамейки и фонари, предусмотрены биотуалет и место для мусорных баков. Дальнейшее оборудование мемориального комплекса, по мнению разработчиков проекта, должно вестись уже с историками и сотрудниками музея.
По словам разработчиков, проект получился не очень дорогим, особенно по сравнению с уже имеющимся аналогичным. В том, первоначальном, варианте предусматривались и барельефы, и более сложные конструкции. В нынешнем проекте мемориального комплекса, по меткому замечанию Олега Зотикова, самым дорогостоящим, возможно, станет паровоз. Для установки в Норильске нужно найти определенную марку и модель, при необходимости восстановить и доставить в Заполярье. Но идея и цель, которой он должен служить, того стоит.
– Нам важно сохранить этот мост и само место как символ начала строительства Норильского комбината, – сказал Евгений Муравьев. – Все это символизирует прежде всего непростой труд, что был положен нашими предшественниками в основу и становление комбината и той мощной компании, в которой мы сейчас работаем.
Мемориальный комплекс с парковкой
Еще один, новый паровоз
0

Читайте также в этом номере:

Рождение сказки (Ален БУРНАШЕВ)
Ни жезла, ни гвоздя (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Металлурги варят мыло (Татьяна РЫЧКОВА)
Трубы преткновения (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск