Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мы строили и строили
75 ПИСЕМ О ЛЮБВИ
27 мая 2010 года, 11:58
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Владимир МЕХАНИК, в 1984–1989 годах замдиректора комбината по строительству, в 1991–1996 годах директор концерна (РАО) «Норильский никель» по экономике.
Без малого 40 лет моей жизни связаны с Норильским горно-металлургическим комбинатом и городом. 18 октября 1971 года я по направлению треста «Шахтспецстрой» вместе с Даниилом Никитичем Волкодавом летел в Норильск, где нас уже ждал Николай Викторович Поппель, в то время начальник Норильского строительного шахтопроходческого управления треста «Шахтспецстрой».
 
К тому времени Поппель успел подтянуть из Караганды многих специалистов: проходчиков, горных мастеров, начальников участков, и в целом коллектив был готов к строительству вертикальных стволов на рудниках «Комсомольский» и «Октябрьский». Волкодав летел с поручением руководства треста создать в Норильске горный цех от донецкого управления, а я был назначен заместителем начальника норильского управления по экономике.
 
Поезд ушел
В связи с нелетной погодой рейс несколько раз откладывали, и наконец мы с суточной задержкой приземлились в Алыкеле. В аэропорту нас никто не встречал, автомобильного сообщения тогда не было, и мы вместе со всеми пассажирами направились к электричке, которая ждала прямо у здания аэропорта. Нас предупредили, что поезд отправится не сразу, а будет ждать другие рейсы из Москвы и Красноярска. Мы зашли в вагон, расположились и, поскольку ожидание грозило растянуться на несколько часов, решили перекусить. Я направился в вокзальный буфет за продуктами. Отстояв приличную очередь и загрузившись покупками, вышел на крыльцо здания аэропорта и, к моему удивлению, увидел красные огни уходящей электрички! Мороз стоял за минус 40 градусов. Люди начали возмущаться, кто-то побежал выяснять отношения, и в это время по громкоговорителю объявили, что электричка прогревает буксы, чтобы они не замерзли. Через некоторое время поезд вернулся на станцию, пассажиры вошли в теплые вагоны. Я разыскал Даниила Никитича, мы с удовольствием подкрепились, тем более что у нас «с собой было», и благополучно прибыли на Октябрьскую площадь, где нас встречал Николай Поппель с товарищами.
 
Не учите нас проходке
Мы быстро включились в работу, времени на раскачку не было, руководство комбината требовало невозможного, сроки строительства по материковским понятиям определяли фантастические: средние темпы проходки стволов – 80 и более метров в месяц при установленных нормативах 35 метров в месяц. Забегая вперед, скажу, что норильчане справились благодаря четкой организации работ, высокой степени оснащенности и механизации, самоотверженному труду людей. Скоростные проходки стволов с темпами 150–200 метров в месяц стали реалиями стройки, соревнование между бригадами Манзенюка из горного цеха «Кривбассшахтопроходки» и Мовшина, Умарова, Прокофьева, Жеребятьева из Норильского управления треста «Шахтспецстрой» принесло результаты.
А пока обстановка была накаленной, руководители комбината, Минцветмета и Минмонтажспецстроя держали на строгом контроле сроки строительства и требовали сокращения отставания от графиков. На одном из партийно-хозяйственных активов директор НГМК Николай Машьянов резко и не совсем справедливо критиковал коллектив «Шахтспецстроя». Выступивший следом Поппель рассказал о принимаемых мерах и планах по форсированию строительства и обратился к директору комбината: «Николай Порфирьевич, не учите нас проходить стволы!»
Можете представить, какая последовала реакция: по тем временам это была неслыханная дерзость! Машьянов потребовал немедленно заменить руководителя управления, и только благодаря дипломатическим усилиям управляющего трестом Дмитрия Солодовникова конфликт удалось уладить.
После успешной работы на сооружении талнахских рудников Николай Викторович Поппель в апреле 1976 года был назначен на должность заместителя директора комбината по строительству.
 
Юбиляр и другие официальные лица
В преддверии славной даты особо хочется сказать об Анатолии Васильевиче Филатове, которому 28 мая тоже исполняется 75 лет! Ему, ровеснику комбината, было суждено сыграть особую роль в судьбе этого крупнейшего предприятия цветной металлургии. Еще в бытность главным инженером в 1985 году Филатов стал Героем Социалистического Труда, что в советское время являлось исключительным событием. В 1988 году он стал первым директором комбината, которого избрал трудовой коллектив. На долю Анатолия Филатова выпали экономические и политические реформы, он стал основателем государственного концерна по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель» и его первым генеральным директором. Это позволило сохранить  основные предприятия никель-кобальтовой подотрасли цветной металлургии и выстоять в трудные времена рыночных преобразований экономики страны. Филатов – почетный гражданин Норильска.
Отмечая его заслуги, мы не принижаем роли ни одного из директоров комбината, на плечи которых ложились сложные проблемы. И все-таки наиболее знаковые периоды выпали на долю Авраамия Завенягина (по существу начало строительства и производственной деятельности комбината), Алексея Логинова (расформирование Норильлага и перевод предприятия на вольнонаемных специалистов), Владимира Долгих (открытие и освоение Талнаха, по существу второе рождение НГМК), Бориса Колесникова (форсированное строительство рудной базы, Надеждинского металлургического завода, Талнахской обогатительной фабрики, реконструкция действующих никелевого и медного заводов и связанное с этим развитие инфраструктуры). В этом же ряду стоит и фигура Анатолия Филатова. Честь и хвала всем им и каждому в отдельности.
Чтобы помнили
Пишу эти строки и думаю, что было бы правильным к 75-летнему юбилею Норильского комбината увековечить имена самых заслуженных норильчан, ушедших их жизни.
В первую очередь, по моему убеждению, это относится к Борису Ивановичу Колесникову. Хорошо, что его именем назван НМЗ, но почему в городе нет улицы, носящей имя этого выдающегося человека? Почему на доме №11 по Ленинскому проспекту не установлена мемориальная доска, а рядом с бюстом Завенягина в вестибюле управления комбината нет бюста Колесникова? А может быть, стоит принять решение о создании в Норильске памятника Борису Ивановичу?
На здании управления строительства комбината в первую очередь нужно поместить мемориальную доску в память о Сергее Павловиче Агафонове, возглавлявшем строительство комбината в 1951–1961 годах, – о первом норильчанине, удостоенном звания Героя Социалистического Труда. Думаю, что мемориальные знаки в честь выдающихся людей украсят город и будут иметь большое воспитательное значение для будущих поколений норильчан.
0

Читайте также в этом номере:

Напряжение на пределе (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Лифт преткновения (Ален БУРНАШЕВ)
Берегите детей (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Нам пишет Северок (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск