Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
16:05 Норильская транспортная прокуратура добилась запрета сайтов о продаже дипломов
15:30 Таймырские власти оценили экологическую безопасность проекта освоения Томторского месторождения
14:50 Краевые парламентарии высоко оценили уровень пищевого производства в Норильске и на Таймыре
13:50 Итальянский художник приступил к работе на одном из городских фасадов
13:25 Павел Буре: «Это замечательно, что такие спонсоры, как «Норникель», идут навстречу хоккею»
Все новости
Не наши кадры
Подробности
10 декабря 2009 года, 14:19
Фото: Андрей СОЛДАКОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Полярная ночь не лучший сезон для фотографов. Фотография – светопись, в дословном переводе с древнегреческого. А в декабрьском Норильске – два часа мутных сумерек, в остальное время – ни зги, только фонари сквозь морозный туман. Но фотомастерам российских газет «Коммерсантъ» и «Известия» темнота и стужа не помешали провести для журналистов «Заполярного вестника» выездной семинар «Фотоиллюстрации в средствах массовой информации: история, современные принципы, перспективы».
Довольны оказались обе стороны. И журналисты «Коммерсанта» и «Известий», приехавшие в Норильск по приглашению медиакомпании «Северный город», и сотрудники «Заполярного вестника». Москвичи Сергей Шахиджанян и Анатолий Сергеев – «академики» репортажной фотографии – впервые побывали на таком крайнем Севере, на себе ощутив минус 40 с ветерком. Норильские журналисты узнали из первых рук, как построена работа в центральных изданиях, о современных принципах организации работы фотослужб в федеральных СМИ, получили практические рекомендации в ходе мастер-класса.
 
«Академики с мыльницами»
– Мы специально не брали с собой штатную фототехнику, чтобы не было соблазна слишком много времени уделять съемке, – рассказывает фотожурналист «Известий» Сергей Шахиджанян, – а ограничились «мыльницами» – сделать по нескольку фото на память. Нашей главной задачей было прочитать цикл лекций норильским журналистам, дать структурное понимание принципов создания фотоархивов в СМИ, помочь норильским коллегам поднять уровень фотоиллюстраций в газете – ведь он зависит не только от таланта снимающих, но и от знания тенденций, существующих в современной газетной фотографии. Хотя первое впечатление, которое мы получили, спускаясь с трапа, было таким: чему мы можем научить людей, которым каждый день приходится вести съемку в таких тяжелых условиях?! Это они, может быть, научат нас чему-то новому?
Организацию современного фотодела журналисты «ЗВ» изучали на примере издательского дома «Коммерсантъ». Сергей Шахиджанян до недавнего перехода в «Известия» много лет проработал в «Коммерсанте» бильд-редактором (специалист, работающий с фотоиллюстрациями для публикации в издании. – Авт.), также он преподает на факультете журналистики Московского госуниверситета. А начинал Шахиджанян свою журналистскую карьеру в «Московском комсомольце». В его послужном списке работа в Чечне в первую и вторую военные кампании. Анатолий Сергеев в «Коммерсанте» почти с его основания – более восемнадцати лет. Десять лет фоторепортером, а последние годы – техническим директором фотослужбы издательского дома. В течение двух десятилетий был аккредитованным фотожурналистом почти на всех крупнейших аэрокосмических и авиасалонах, проходивших в Европе и Юго-Восточной Азии. Фотографам с таким послужным списком есть что рассказать и чему научить.
Три дня по восемь часов длились занятия с журналистами «Заполярного вестника». Много полезного узнали и фотокорреспонденты, и ответственный секретарь, и главный редактор, и пишущие журналисты. В издательском доме «Коммерсантъ» на сегодняшний день создана самая совершенная фотослужба в России. И возможности ее велики. Газета привлекает к сотрудничеству профессионалов, обеспечивает их самой современной фототехникой. Результат очевиден. Качество фотоиллюстраций «Коммерсанта» считается одним из высочайших в российской прессе. Столичные журналисты отметили, что и «Заполярный вестник» имеет в своем распоряжении качественную фотоаппаратуру.
– Это отлично, что ваши фотокорреспонденты имеют возможность снимать такой великолепной камерой, как Nikon D700, – сказал технический директор фотослужбы «Коммерсанта» Анатолий Сергеев. – Но, на мой  взгляд, необходимо расширить линейку применяемых объективов. В частности, обзавестись длиннофокусными телевиками.  
Особый интерес у норильчан вызывали принципы формирования фотоархива и создания совершенной поисковой системы, чтобы с минимальными затратами времени любой сотрудник газеты мог отыскать в нем необходимую фотографию.
– Процесс выпуска газеты должен быть отлажен и автоматизирован до такой степени, – пошутил Шахиджанян, – чтобы, в случае если в редакции на этот момент никого не окажется, номер могла выпустить уборщица.
 
У каждого свой вкус
Не все из рассказанного столичными журналистами принималось сотрудниками «ЗВ» на веру. Вызывали иной раз сомнения и принципы отбора фотографий для публикаций. Фоторедакторы «Коммерсанта» отдают предпочтение фотографиям, необычно, а часто и скандально открывающим человека, не щадя при этом объект съемки, будь это президент, миллиардер, депутат или деятель оппозиции. Мотивация такого выбора проста: «Фото должно нравиться читателю, а не издателю». Региональная газета не всегда может исповедовать этот принцип. А зачастую идет прямо противоположным путем. И горняк, и металлург, и чиновник на полосах местного издания подаются с максимально возможным уважением к персонажам.
– На наши фотографии давно уже никто не обижается, даже чиновники самого высокого ранга, – говорит Анатолий Сергеев. – Если это талантливо сделано, то зачем обижаться. Нужно ловить такие моменты и смело давать их в печать. Это принципы, по которым работают почти все московские издания. Но «Коммерсантъ», конечно, смелее всех остальных.
Из снимков, представленных на суд гостей (а это был рабочий материал фотокоров «ЗВ» за минувшую неделю), они и отобрали такие кадры. Визит милицейского генерала в Норильск выглядел при таком отборе не столько торжественно, сколько озорно.
– Ну посмотрите, так же было бы лучше, – убеждали нас столичные корифеи.
– Вы в этом твердо уверены? – сомневалась в правомерности использования таких фото, а самое главное, в реакции на них самих персонажей наш главный редактор.
 
Без опознавательных знаков
Не учебой единой жив человек. Московские журналисты, максимально использовав светлый отрезок времени в первый день приезда, побывали и на горнолыжной базе, и на Норильской обогатительной фабрике, и на Медвежке.
«Мыльницы» у гостей были, конечно, непростые. Компактные фотоаппараты Ricoh у Сергеева и Lumix у Шахиджаняна стоимостью по 700 долларов каждый.
– Это лучший на сегодняшний день фотоаппарат из компактных, – презентовал свою камеру Анатолий.
Все блестящие детали на камерах, включая фирменные шильдики, заклеены черной изолентой, в цвет корпусов.
– Часто приходится снимать там, где формально нельзя. На демонстрациях протеста камера в руках одинаково раздражает и митингующих, и милицию. Нужно делать все, чтобы затруднить идентификацию тебя как фотографа, – объясняет Сергей Шахиджанян. – Поэтому вместо тяжелого кофра часто берем на такие съемки неприметные «компакты». Разумеется, по качеству съемки такие фотоаппараты не уступят некоторым большим полупрофессиональным камерам.
Норильский экстрим
Побывали москвичи и на озере Долгом. Узнав, что в 40-градусный мороз с ветром в Норильске люди купаются в открытом водоеме, столичные гости подумали, что их разыгрывают. И вызвались немедленно посмотреть своими глазами.
– Можно и окунуться, – предложили гостям гостеприимные вестниковцы.
– Ситуация покажет, – бравировали москвичи, не до конца веря, что какое-то купание вообще возможно.
…Купание моржей на Долгом подходило к концу. Любители зимнего плавания пили чай в балке, а в черной воде плескалась только 72-летняя пенсионерка Александра Царева. А потом в одном купальнике, не закрываясь от пронизывающего ветра, пошла к раздевалке, до которой не менее ста метров. Сергей Шахиджанян, поеживаясь, следовал рядом, пытаясь фотографировать и задавать вопросы. А потом 15 минут отогревался горячим чаем, беспрестанно дуя на закоченевшие пальцы.
– Да, вот это экстрим, – заключили гости.
Сергей Шахиджанян: “Чем больше обрежешь, тем лучше фотография”
Анатолий Сергеев больше похож на металлурга, чем на фотоакадемика
Фотокор “ЗВ” Денис Кожевников: “Вы еще не все мои снимки видели”
Сергей Шахиджанян (справа) берет интервью у норильской моржихи
0

Читайте также в этом номере:

Автобусы с поклоном (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вены и нервы города (Андрей СОЛДАКОВ)
Хлеба и зрелищ (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск