Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Не параллельно
СВОЙ ВЗГЛЯД
13 октября 2011 года, 14:48
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
И поняли, и приняли
О завершившемся вчера фестивале искусств “Параллели” норильчане отзываются очень хорошо, даже если в силу разных причин кто-то посмотрел не всю программу. С пониманием отнеслись в городе и к переносу спектаклей авторского театра Карштайна Солли из Осло. Организаторы обещают привезти знаменитых норвежцев до конца года. (Можно только догадываться, чего им стоила задержка рейса авиакомпании “Люфтганза” с декорациями спектакля “Ребенок готов” на борту.)
Не только гости понравились жителям северного города. Все артисты говорили об особенной теплоте и отзывчивости норильского зрителя, и, похоже, это были не дежурные фразы. Непринужденно доброжелательная атмосфера всех фестивальных концертов и спектаклей располагала к творчеству. Создавалось впечатление, что финские “Рок-грызуны”, канадские музыканты, исландские и норвежские артисты – наши старые знакомые, хотя практически никто в городе до начала фестиваля ничего не слышал ни о Дэйве Кэрролле, ни о театре “Вестурпорт”, ни о финнах, играющих рок для детей. В программе “Параллелей” не было ни одного попсового имени, что сделало фестиваль поистине эксклюзивным. Можно гордиться тем, что с Норильска началась российская известность певца из Галифакса и его группы, продолживших свои гастроли в Питере и Москве.
На взгляд простого зрителя, отечественный Север, представленный в программе только театральными проектами, по уровню уступил зарубежным гостям, хотя профессиональные критики высказываются иначе. Евгения Розанова из Москвы называет успешными все три российских спектакля, показанных на “Параллелях”, в том числе и открывавшую фестиваль премьеру норильского театра.
Самая большая удача “Продавца дождя” в постановке Александра Зыкова, по ее мнению, заключается в том, что спектакль не обманул зрительских ожиданий, то есть ожиданий норильчан, соскучившихся по музыкально-драматическому театру своего бывшего художественного руководителя. Постановка известной пьесы, по словам критика, удалась благодаря любимым актерам режиссера и в первую очередь Сергею Ребрию.
Такой оценке очень уважаемого в профессиональной среде человека нельзя не порадоваться. Тем более что она полностью совпадает с реакцией норильчан на новый спектакль своего театра.
Совпали симпатии зрителей и театральной критики, посмотревших в первые дни  “Черную курицу” музыкального театра из Петрозаводска. Опера-мюзикл для детей 7–12 лет понравилась и взрослым. Кто из нас в детстве не любил историю Алеши, сначала спасающего, а потом предающего Чернушку? Зато предназначенные малышам дошкольного возраста “Волшебные ягодки” государственного передвижного театра из якутского города Нюрба явно не дотянули до фестивального уровня. Несмотря на то что профессионалы театрального дела в свое время присудили спектаклю Гран-при Всероссийского фестиваля “Арлекин”, по мнению все того же простого зрителя, “Ягодки” выпадали из фестивального формата “Параллелей”.  Возможно,  изменился состав спектакля или норильская сцена не совсем подошла “театру пополам с ритуалами”, как назвала нюрбинцев еще один театральный критик – из Питера. В постановку с горловым пением, настоящими (или почти настоящими) национальными костюмами богатырей, девушек-птиц, шамана и так далее, безусловно, вложен огромный труд.  Понятно, что в нем сделана ставка на самобытность. Понять это можно, но принять у простого зрителя не получилось.
На национальную самобытность поставила и норвежская саамка Сара Маргрет Оскал, приехавшая на закрытие с моноспектаклем “Все вместе”. Автор текста, основанного на фольклоре саамов, в образе девушки, бабушки, быстрого оленя, повара, готовящего оленину и многих других героев, фру (или фрекен?) Оскал на сцене пользовалась лишь указкой, чтобы включить проектор с русским переводом, и стулом. Вместо национального костюма на ней были только его элементы – цветной пояс и помпоны с таким же орнаментом на башмаках. Полтора часа харизматичная актриса при освещенном зале показывала и рассказывала (на саамском языке) истории своего народа, и зал с интересом смотрел и слушал ее.
Не так давно в одном театральном журнале в обзоре, посвященном Красноярскому театральному фестивалю, еще один именитый критик упрекнул (вернее, упрекнула) норильчан в чрезмерной тяге к комедии: “В Заполярном Норильском театре зрители отдыхают от тяжкой жизни и нечеловеческого труда. И театр делает для этого все возможное, – пишет удрученный одним видом нашего города столичный автор. – …Комедии в репертуаре этого театра должны быть не ради кассы, а ради поддержания жизни!” Итог “Параллелей” свидетельствует об обратном. Норильский зритель готов к потрясениям, как это случилось на “Метаморфозах” по Кафке, спектакле, привезенном из страны, известной большинству из-за активизировавшихся в последнее время вулканов. Просто зритель откликается на позитивное искусство, как это было на концертах “Грызунов”, Дэйва Кэрролла, “Черной курице”  и других спектаклях.  Главный итог “Параллелей” – подлинное искусство северному городу не параллельно.
0

Читайте также в этом номере:

Один раз отрежь (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Дальний умысел (Лариса ФЕДИШИНА)
Балкон: жизнь на кон? (Елена ПОПОВА)
Все медалисты (Лариса ФЕДИШИНА)
Чудо возможно (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск