Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Нелегкий выбор девятиклассника
ДЕЛО МОЛОДОЕ
26 июня 2010 года, 12:18
Текст: Юлия КОСТИКОВА
После девятого класса те из учеников, которые решают остаться в школе еще
на два года, сталкиваются с непростой задачей. Перед ними встает вопрос – куда пойти? Остаться в родной школе или учиться дальше в профильных классах другой?
О переживаниях и трудностях выбора “ЗВ” рассказали специалисты управления образования и выпускники одиннадцатых классов, когда-то сделавшие свой выбор.
Возможность окончить школу и приобрести при этом дополнительные знания по необходимым предметам, которую предоставляют профильные классы, существует в Норильске не первый год. И хотя приверженцев профильного обучения становится все больше, многие ученики, родители и даже некоторые учителя не в полной мере осознают значимость новшества, все его плюсы. В первую очередь преградой к выбору профилей становится страх перед чем-то новым, считают специалисты управления образования. К тому же профильные классы открыты пока не во всех учебных заведениях города. И, посещая их в последние два года учебы, старшеклассники оказываются либо полностью, либо частично (посещая другую школу один-два раза в неделю) оторваны от привычной атмосферы родного класса.
 
Выбор за старшеклассником
Специалисты управления общего и дошкольного образования ежегодно рассказывают норильчанам о преимуществах профильного обучения. Учитывая, что выпускники поступают в вузы, расположенные не только в родном городе, но и по всей России, возможность усиленной подготовки для будущих абитуриентов становится еще более значимой.
– Как правило, ученики и их родители не всегда до конца понимают, чем будет заниматься выпускник после школы, – говорит начальник отдела общего образования управления общего и дошкольного образования Ирина Субочева. – Информация, которую мы доносим, зачастую воспринимается поверхностно. Беспокойство возникает только в конце одиннадцатого класса, перед экзаменами. Чтобы дети не паниковали, были уверены в себе, о выборе профессии необходимо задуматься уже в девятом классе.
– Сменить школу – сложное решение для старшеклассника. Так ли оно необходимо?  
– Современная практика показывает, что, безусловно, существует психологическая привязанность ребенка к своему учебному заведению. Да это и понятно, ведь школа не только место для получения знаний, это коллектив со своими традициями, практически второй дом. Однако школьники должны понимать, что учителя, с которыми они были рядом девять лет, так и останутся любимыми, общение с одноклассниками тоже не прекратится. Настоящая дружба не зависит от расстояний. А от правильного решения о направлении обучения после окончания основной школы во многом зависит уровень успешности в будущем. Кроме того, ведь после школы выпускники идут в те вузы, где они хотят получить профессию. Так и в конце девятого класса. Школьники должны выбрать себе образовательное учреждение, в котором можно продолжить учебу по необходимому профилю и качественно подготовиться к поступлению в вуз. Старшая ступень получения образования предполагает, что человек в дальнейшем планирует поступать в вуз и приоритеты его на сегодняшний день определены, а если есть сомнения в выборе будущей специальности, мы предлагаем обучение в универсальных классах, где изучаются все предметы на базовом уровне.
– Что делать, если, окончив девятый класс, ученик все еще не определился с выбором будущей профессии?
– Мы неоднократно говорили, что у нас в школах есть службы, которыми родители практически не пользуются – это отдел проф-ориентации и психологи. Отдавая ребенка в школу, мы проходим психологическое тестирование, но почему-то уже в средних классах забываем об этих специалистах. Есть огромное количество методик, которые помогут определиться ребенку. Бывает, что родители не могут смириться с выбором профессии сына или дочери. Но им важно знать, сумеет ли ребенок стать качественным специалистом, если профессия будет не по душе? Сможет ли смириться с таким положением вещей, полноценно развиваться, забыв о собственных предпочтениях, уступив родителям и став среднестатистическим работником? Есть и другая ситуация, когда родители отказываются помогать в этом вопросе. Говорят: “Твои проблемы. Сам думай и определяйся”. Я надеюсь, что и тот, и другой пример – исключение. А вот когда родители обсуждают с ребенком вопрос будущей профессии – это хорошо. Выбор специальности – маленький, но важный механизм в построении будущей карьеры. И здесь стоит оставить последнее слово за ребенком.
– Ходят слухи, что в некоторых школах неохотно отпускают детей в профильные классы других учебных заведений. Это правда?
– Допускаю, что есть нечестные правила конкуренции. Это может быть сказано в шутку: “Вася, ты переходишь в другую школу? Мы тебя девять лет растили-растили, а ты…” Разумеется, что в школах идет борьба за детей. Это здоровая конкуренция, как и в других учреждениях и на предприятиях со смежным профилем. Только если школа звучит как лидер по количеству выпускников, поступивших на бюджетную основу, или через славу ее учителей – это приветствуется. А когда речь идет о психологическом давлении на детей – такое поведение в школах недопустимо.
 
Деньги в сохранности
– Какие перспективы у выпускников обычных классов?
– Школьная программа – стандартная основа, база знаний. В Норильске есть и среднеспециальные учебные заведения, которые принимают абитуриентов после одиннадцатых классов. Для сдачи ЕГЭ этих знаний будет достаточно. Но так как выбор вузов по всей стране у нас широкий и ребята едут поступать в них со всей России, следовательно, появляется высокая конкуренция по баллам. Выпускнику обычной школы будет сложно соперничать с теми, кто окончил гимназию, лицей. Гораздо сложнее будет поступить на бюджетную основу ребенку, освоившему базовую программу, чем абитуриенту, у которого в школе было углубленное изучение некоторых предметов.
– Предположим, ребенок определился с направлением будущей работы. Как лучше всего подобрать подходящий профиль?
– Бывает, что к концу девятого класса ученик понимает только возможное направление дальнейшей учебы. Например, техническое. Но с вузом и факультетом еще не определился. Их у него несколько на выбор. Такая возможность тоже допускается. Последующие два года он будет изучать возможности, преимущества той или иной профессии и в итоге выберет нужный ему вуз. Повлиять на решение может сразу несколько факторов: место жительства, оплата и многое другое.
Однако ребенок, идя в профильный класс, уже знает, что наборы профилей не обязательно “привязаны” к конкретным предметам. Их можно подобрать исходя из собственных потребностей. Это не обязательно физика-математика. У нас, например, был класс по профилю “Русский и английский язык”. Есть также гимназия №11, лицей №1, гимназия №5, школа №38 – все они входили в краевой эксперимент по внедрению на старшей ступени обучения индивидуальных учебных планов. Они предоставляют возможность школьнику учиться именно тем предметам, которые ему нужны. По социально-экономическому, гуманитарному направлению в Норильске будут работать 20 профильных классов, упор на физику, математику или информатику сделают в 13 профильных группах. Естественно-научное направление поддержат пять учебных заведений. Таким образом, я пришла в десятый класс и буду углубленно изучать не только физику и математику, но и химию, потому что она мне будет нужна. А через элективные курсы – биологию. Все! Я этот набор профилей для себя сформировала. Я понимаю, что мне теперь не нужен репетитор. Родительские деньги в этом случае будут целы.
– Почему важно выбрать направления и подать заявление в профильный класс именно сейчас?
– Набор в классы ограничен. Всего 25 человек в каждый. Поэтому, если выпускник девятого класса не подаст заявление сейчас, а придет в сентябре, он может оказаться 26-м по счету. Его уже не примут в профильный класс. Заявления рассматриваются в порядке очереди. В списке документов, которые нужно подавать, только заявление и аттестат об основном общем образовании. Все школы будут укомплектованы уже к началу сентября. Полную информацию о профильных классах и школах, которые их предоставляют, можно найти на сайте www.norprofile.kanal7.ru. Кроме этого, на все вопросы по данной теме смогут ответить завучи учебных заведений.
 
Стимул от окружения
Интерес, прогресс, “будет на кого равняться” – вот какие мотивы подтолкнули девятиклассницу школы №29 Полину Мищенко к выбору элективных курсов два года назад. Вообще-то, девушка уже давно решила, что хочет стать врачом, а именно – стоматологом. В семье Полины медиков нет, но эта специальность показалась школьнице самой интересной.
Сегодня Полина Мищенко выпускница одиннадцатого класса, золотая медалистка. По словам девушки, добиться высоких показателей в учебе ей помогли именно профильные классы.
– Два раза в неделю я занималась сразу в двух школах – в первой и четвертой. Это помимо родной, 29-й, – говорит Полина.
В профильных классах она изучала химию и биологию. Как призналась выпускница, эти занятия сильно отличались от обычных школьных уроков. Вокруг себя девушка видела целеустремленных сверстников, так же как и она мечтающих о профессии медика. Интерес к предмету, высокий уровень знаний новых одноклассников стали стимулом в учебе и у самой Полины. К тому же качество материала и профессионализм учителей оказались настолько высокими, что за ЕГЭ девушка без проблем получила высокие баллы. Впереди у норильчанки долгожданная учеба в Омской медицинской академии.
 
То что надо
Для Михаила Тараканова из школы №9 медицина тоже была мечтой детства. Парень решил, что хочет стать хирургом и, возможно, нейрохирургом. Поэтому после девятого класса он пошел в профильные классы по химии и биологии. На учебу в школе дополнительные занятия никак не повлияли, говорит Михаил, а вот по профильным направлениям учиться было очень интересно. Хороший результат по ЕГЭ – только начало, считает выпускник. Знания помогут при обучении в новосибирском вузе, куда Михаил собрался поступать.
– Если девятиклассники уже определились с выбором профессии, то профильные классы – это то что надо, – уверен Михаил Тараканов. – После учебы в них гораздо легче сдать экзамены и получить значительные преимущества в дальнейшем.
Сегодня у старшеклассников еще есть время найти профиль по душе и, если есть желание, последовать примеру успешных выпускников. Главная сложность, по мнению тех, кто учился в профильных классах, – суметь организовать свое время правильно, быть целеустремленными. Тогда будет и результат.
0

Читайте также в этом номере:

Правильная экскурсия (Матвей БЕРЕЗКИН)
А чой-то вы во фраках? (Валентина ВАЧАЕВА)
Нулевой пикет (Валентина ВАЧАЕВА)
Чемпионка Тоня (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск