Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Необратимость перемен
Тема
14 мая 2009 года, 12:41
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Впервые за историю корпоративных форумов на Пятом ежегодном собрании актива компании, состоявшемся 24 апреля, вместо общих призывов к мировому лидерству были подняты столь актуальные вопросы, как необходимость жесткой финансовой дисциплины и усиление борьбы с воровством. Особенность момента состоит в том, что были сделаны не общие заявления, а обозначены конкретные направления действий.
Внутренние вопросы
Генеральный директор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский обозначил целый ряд внутренних вопросов, вызывающих обеспокоенность. Гордиться достигнутыми в работе результатами – а они есть – безусловно, надо, сказал с трибуны генеральный директор, но еще в большей степени нужно озаботиться сегодняшней непростой ситуацией в компании, обеспечить строгий контроль над закупками, повысить персональную ответственность руководителей, ввести жесткую финансовую дисциплину. «Борьба с хищениями и злоупотреблениями будет вестись на всех уровнях, невзирая на занимаемые должности и прочие заслуги, – сказал Владимир Стржалковский. – Я говорю не только о пресечении хищений металлопродукции». Генеральный директор прямо указал на то, что на предприятиях группы «Норильский никель» выявляются и другие, более изощренные способы незаконного обогащения.
 
Как украсть миллион
Приведем цифры, характеризующие ущерб, нанесенный компании хищениями. В департаменте безопасности «Норильского никеля» журналистам предоставили официальные данные. Первоочередными объектами преступных устремлений в НПР являются предприятия, производящие продукцию, содержащую драгоценные металлы. Меньший, но существенный ущерб, в денежном выражении, нанесли компании лица, совершавшие кражи товарно-материальных ценностей: труб, кабелей, арматуры, демонтированных частей оборудования, профилированного листа и т.п. Всего в прошлом году службами безопасности было выявлено 65 фактов хищений на общую сумму более 100 миллионов рублей. Возбуждено 71 уголовное дело. Из них 44 – по фактам хищений и попыток хищений товарно-материальных ценностей, 23 – по хищению металлопродукции, содержащей драгметаллы и незаконному обороту драгоценных металлов, 4 – по фактам мошенничества. Воровство не остается безнаказанным. Уже вынесено 17 приговоров. Осуждены 22 человека, из них 9 – работники компании.
Ущерб общему благополучию компании расхитители цветных и драгоценных металлов, как видим, наносят впечатляющий.
 
«Дешевый» газоконденсат
Сто миллионов рублей в год – ощутимый ущерб. Но, как оказалось, гораздо больший вред нанесли компании не «несуны» драгметаллов, а ее далеко не рядовые работники, в чьи прямые обязанности входило как раз обратное – содействовать росту благосостояния «Норильского никеля».
Владимир Стржалковский привел ряд прямых примеров, в частности ситуацию с продажей газового конденсата, совершенной руководством «Норильскгазпрома». По его словам, в начале этого года службами контроля компании была выявлена крайне сомнительная сделка. По предварительным данным (сейчас ведется подробное расследование), значительное количество газоконденсата было продано дочерней компанией по цене, заниженной в 3–4 раза, фирме, учрежденной за пару недель до совершения сделки. Следующая запланированная сделка была остановлена в последний момент, когда в Дудинский порт под загрузку углеводородным продуктом уже прибыло судно.
Генеральный директор «Норильского никеля» пообещал разобраться в ситуации и ее причинах, как и в том, почему руководство дочерней компании так активно содействовало сомнительному бизнесу.
 
Как украсть миллиард
Вот еще одна неординарная ситуация. В своем докладе Владимир Стржалковский коснулся относительно недавних событий в пенсионном фонде «Норильский никель». «Известно, что в 2008 году фонд был фактически украден из компании, – сказал он. – Потери от этих манипуляций составили более одного миллиарда рублей, и только в конце 2008 года компании удалось вернуть его под свое управление. Безусловно, мы гарантируем и будем гарантировать выполнение обязательств компании по пенсионному обеспечению работников». Фонд удалось вернуть, но возместить ущерб от манипуляций, скорее всего, уже не получится. Компании нанесен убыток более чем в один миллиард (!) рублей.
Сопоставим цифры. За полный прошедший год 65 крупных  расхитителей драгоценных и цветных металлов нанесли компании ущерб в 100 миллионов рублей. Убыток же от действий лиц, наделенных реальной властью и имеющих возможность положить в свой карман чужую собственность «как бы не воруя», перекрыл результаты криминальной деятельности на порядок. Причем деньги были беззастенчиво вытащены не у зазевавшегося олигарха, а из фонда, призванного защищать пенсионные интересы рядовых граждан.
 
«Оценка жесткая, но справедливая»
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, присутствовавший на Пятом корпоративном форуме, высоко оценил позицию Владимира Стржалковского.
– За последние несколько лет я, наверное, впервые слышу очень четкий, профессиональный, взвешенный, обоснованный доклад генерального директора «Норильского никеля», а не абстрактные обязательства, обещания, – сказал губернатор. – Виден очень четкий подход к сегодняшней ситуации. Не исключаю, что кому-то покажется жесткой оценка тех фактов и событий, которые, к сожалению, имели место в различных отраслях нашей деятельности. Правда, жесткий подход в основном относится к руководителям наших предприятий, потому что люди-то работают, выполняют производственную программу, и они должны жить достойно…
Александр Хлопонин знает ситуацию в «Норильском никеле» не понаслышке. Он и сам несколько лет назад выполнял обязанности генерального директора компании – значит, способен увидеть обстановку изнутри. А нынешнее положение руководителя края позволяет ему видеть ее еще и с высоты губернаторского положения. И согласие Александра Хлопонина с жесткой оценкой, данной Владимиром Стржалковским нынешней ситуации, лучше всего говорит о том, что проблема перешла в серьезную плоскость.
  
С того и спросится
«Мы ждем перемен» – так называлась песня Виктора Цоя времен перестройки. Перемен в отношении к делу потребовал от сотрудников компании и генеральный директор «Норильского никеля». Причем касалось это в первую очередь не рядовых работников, а руководителей компании разного уровня. Кому больше дано, с того и больший спрос. За последний год в структуре собственников компании произошли значительные изменения, был обновлен менеджмент, сформирована новая управленческая команда, прямо обозначившая приоритеты – обеспечить и поддерживать высокую степень доверия между компанией и государством, работать в интересах не только акционеров, но и всех работников компании. Эта позиция встречает понимание у коллектива «Норильского никеля». Перемены назрели давно. А значит, они необратимы.
0

Читайте также в этом номере:

Развесистая брусника (Сергей МОГЛОВЕЦ)
К весенней охоте готовсь! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск