Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Об особенностях подъема
Специальный репортаж
16 декабря 2009 года, 14:07
Фото: Андрей СОЛДАКОВ
Текст: Андрей СОЛДАКОВ
«На руднике «Комсомольский» Заполярного филиала «Норильского никеля» закончена комплексная модернизация скипового ствола. Модернизация осуществлена в период с 2005-го по 2009 год. Стоимость капиталовложений составила более 50 миллионов долларов. Срок службы нового оборудования рассчитан как минимум на 25 лет». Не так давно эта новость прошла по лентам информационных агентств. Чтобы увидеть плоды модернизации своими глазами, корреспонденты «ЗВ» отправились на «Комсомольский».
Четырехлетние работы на руднике – это не просто модернизация, это скорее реконструкция с полной заменой морально устаревшего советского оборудования. Возможно, это громко сказано, но устаревшее оборудование справлялось с объемами, выдавая на-гора более трех миллионов тонн в год. Этот сложный процесс – движение рудной массы на поверхность – горняки называют подъемом.
Коллега пошутил: чтобы понять, как руда поступает на поверхность, нужно вместе с ней загрузиться в ковш погрузочно-доставочной машины и проделать весь путь. Но и без таких кардинальных способов удалось разобраться в сложнейшей системе подъема.
 
Нет поводов для сомнений
Оборудование подъема начинается в подземной части рудника на горизонте –471 рядом с центральным рудоспуском. Здесь установлена дробилка и опрокидыватель немецкой фирмы KRUPP. Опрокид – это цилиндрической формы устройство, куда заезжают вагонетки с рудой. Цилиндр вместе с вагонами переворачивается вокруг своей оси, и руда падает в дробилку.
На «Комсомольском» две дробилки – на южной и северной цепочках подъема. Раньше дробилок не было и негабаритные куски рудной массы затрудняли ее транспортировку, если не сказать больше.
– Система позволяет управлять этим комплексом дистанционно – с поверхности земли, с отметки +15 метров копра скипового ствола, где находится машинист подъемной установки, – говорит главный энергетик рудоуправления «Талнахское» Геннадий Серяков. – Была установлена новая система управления дробилки, опрокида и вибропитателей фирмы BARTEC. Она позволяет визуально контролировать все режимы работы на этом участке транспортировки руды. Сразу скажу, что с момента пуска, а это было в 2007 году, BARTEC ни разу не дал повода для сомнений. Отличное оборудование. Его можно эксплуатировать и на других механизированных участках, где используются приводы большой мощности.
 
Четырнадцать метров в секунду
Немного ниже, на горизонте –540, расположены дозаторные камеры. Дробленая руда падает в центральный рудоспуск, имеющий выход в дозаторную камеру скипового подъема. На «Комсомольском» их тоже две – на северной и южной подъемных установках. Принцип действия прост – в дозаторные камеры с  центрального рудоспуска доставляется руда, после чего посредством ленточного транспортера продолжает свой путь в скипы. Этот процесс у горняков называется «откачка».
Вслед за рудой мы поднимаемся на поверхность и попадаем на отметку +60, где находится подъемная установка. Синяя махина с надписью SIEMAG на своих блестящих гранях впечатляет. Это важнейший элемент цепочки подъема руды, в чем мы очень скоро убеждаемся.
– Установка, поднимающая скипы с рудой, от своих советских предшественников в корне отличается, – говорит сопровождающий нас начальник участка скипового подъема Игорь Костенко. – На старой была пневматика, на новых установках применена дисковая система тормозов. Очень продвинутое техническое решение, – считает Костенко. – Это и еще ряд конструктивных решений, заложенных в новом подъеме, позволило нам увеличить производительность подъема с трех до пяти миллионов тонн в год. На старой машине мы производили подъем горной массы со скоростью не больше восьми метров в секунду. Смонтированная во время реконструкции немецкая машина позволяет осуществлять подъем со скоростью четырнадцать метров в секунду.
 
Вибропитатель, бункер, сепаратор…
Скипы двигаются очень быстро – каждые две минуты на поверхность доставляется около 30 тонн рудной массы. С грохотом и шумом она сыпется в приемный бункер. Под бункером размещен вибропитатель, который «откачивает» руду на ленточный транспортер. Далее природное богатство движется к очередному перевалочному пункту – на склад сырья.
На транспортере, как и на всем комплексе, масса новых конструктивных решений. К примеру, над лентой, движущейся с рудой, установлен магнитный сепаратор. Его задача – отсекать от горной массы металлический хлам, часто попадающий в руду при ведении технологических работ по ее добыче. Улавливатель четко справляется со своей задачей, и куча из фрагментов анкерной крепи растет и растет. Раньше эту операцию выполнял человек.
 
Только на «Комсомольском»
На модернизацию ушло четыре года. Сложнейшее оборудование установлено и действует. «Каковы же теперь перспективы рудника?» – задаем вопрос главному механику рудоуправления «Талнахское» Андрею Полежаеву.
– Такого оборудования в России нет, в НПР оно тоже не эксплуатировалось. Опыт, который мы сейчас получаем, первый. Что можно сказать о системе подъема? Только то, что это отличная и надежная техника, в которую заложены продвинутые технические и конструктивные решения и которая облегчает работу по транспортировке и подъему горной массы.
В то же время обслуживать комплекс стало сложнее, – продолжает главный механик. – Оборудование импортное, и, соответственно, запасных частей в России не производится. Приходится расходные материалы и запчасти закупать за рубежом. Процесс поставки запчастей еще не отлажен, он находится в стадии становления.
Техническое обслуживание старого оборудования производилось своими силами, капитальный ремонт – трестом «Норильскшахтсервис». Сейчас применен новый подход и использована сервисная модель обслуживания, когда одной специально созданной организации, ООО «Ремсервис», отдано проведение технического обслуживания и ремонтных работ. Эта модель должна получить свое развитие как раз в создании системы оперативной поставки запасных частей.
Что касается перспективы… В связи с вводом новых залежей и, соответственно, с увеличением объемов есть уверенность, что подъем руды на поверхность не станет для нас чем-то невыполнимым, – уверен Андрей Полежаев.
“Сердце” подъема – немецкий SIEMAG
Когда говорят горняки, остальные молчат
Геннадий Серяков: “Это отличное оборудование”
0

Читайте также в этом номере:

В пределах разумного (Лариса ФЕДИШИНА)
Лед тронулся… (Елена ПОПОВА)
Не климат (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск