Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Окно в мир
ДАТА
21 ноября 2011 года, 10:42
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
В наши дни большинство людей воспринимают телевизор как нечто привычное, но без чего невозможно обойтись. И назначение этого нечто – возможность удобного наблюдения за всем, что происходит в мире, принимая передачи с ближайшего телецентра или спутника-ретранслятора. Из неприметного изобретения (катодной телескопии), которое было сделано 25 июля 1907 года, телевидение стало громадным монстром, завладевшим умами и душами миллиардов людей на Земле. Что оставило след в развитии города и страны в целом? Как начиналась эра телевидения в Норильске? Какие задачи ставились перед норильской телестудией в годы ее становления? В материале представлена лишь маленькая толика большой истории телевидения, продолжают которую нынешние телевизионщики.
Сегодня, во Всемирный день телевидения, можно с уверенностью сказать, что даже все вместе взятые шаманы, гипнотизеры и психотерапевты не могут оказать такое воздействие на психику человека, как это делает телевидение, формируя у людей взгляды на жизнь, пристрастия, вкусы, настроения, поведение. Менее чем за сто лет эта индустрия распространилась по миру, сделав доступной практически любую информацию.
Новый виток
Российское телевидение начало интенсивно развиваться после Великой Отечественной войны и до 80-х годов, можно сказать, переживало рассвет. Социокультурная роль телевидения полностью проявилась в то время, когда телевизионная аудитория, будучи изначально точечной или экспериментальной, смогла за довольно короткий промежуток времени стать массовой, а потом – всеобщей. В США этот процесс стартовал в начале 50-х годов, в Западной Европе – во второй половине того же десятилетия. В нашей стране 60-е годы стали решающими, но начало эры телевидения выпало на время “оттепели”.
Телевидение помогло расширить границы мира для советских граждан, отделенных от всех железным занавесом. В советской России для небольшого круга читающей и пишущей публики заграница всегда существовала если не реально, то виртуально. Эта особенность была присуща не только нашей стране. Еще в 20–30-е годы прошлого века американские социологи отметили, что огромную роль в изменениях обычаев, нравов, даже традиций, не говоря о манере поведения жителей провинциальных городов США, сыграл кинематограф Голливуда. Вторая мировая война приостановила процесс развития телевидения. Но после войны телевещание вышло на новый качественный виток, что имеет решающее значение в истории человечества.
СССР был одной из стран, которая изначально очень серьезно (по известным причинам) отнеслась к новому СМИ. На первых порах советское телевидение было малострочным (речь идет о количестве строк развертки), а также механическим, с использованием дисков Нипкова. Более того, даже после начала опытного вещания из Москвы в конце 1931 года картинка не всегда передавалась из студии со звуком. Как следует из сообщения в “Вечерней Москве” за 11 января 1932 года, “с 1 января передача изображений по радио осуществляется два раза в пятидневку (по третьим и пятым числам) с 12.00 по 0.30 ночи через станцию МОСПС и с 0.30 до 1.00 – через опытный передатчик НКПиТ”. Передача “изображения по радио” и являлась советским телевидением начального этапа.
Впервые постоянные передачи со звуком начали транслировать 16 декабря 1934 года. К тому моменту по телевизору уже показывали и новостные передачи, и музыкальные, и развлекательные, и даже кинофильмы. Через какое-то время наступил период так называемого малокадрового электронного телевидения с улучшенным качеством изображения. Первым эту идею предложил в 1936 году Катаев, и значительно позже, в 1959-м, благодаря его методу стало возможным достичь небывалого успеха – снять обратную сторону Луны. До того как появились спутники связи, сигнал из Москвы в другие населенные пункты передавался по кабельным или радиорелейным линиям связи. Кроме того, использовали и более необычные средства – к примеру, устанавливали ретрансляторы на самолетах: именно таким способом осуществляли передачу репортажей с фестиваля 1957 года в Ленинград, Смоленск, Киев и Минск.
Норильские особенности
Что касается Заполярья и конкретно Норильска, то для нашего города изобретение телевещания было просто даром небесным, учитывая отдаленность от Большой земли, транспортные трудности и климатические особенности. Самое настоящее окно в мир.
Уже в 1958 году решением исполнительного комитета горсовета от 26 декабря №356 был утвержден списочный состав норильской телестудии. Первым начальником телестудии стал В.Е.Горюнов, а обязанности главного редактора исполняла Е.Н.Поддубная. А.Ф.Бута назначили исполняющим обязанности начальника телецентра, а главным инженером стал Н.И.Галкин.
Одновременно началось и строительство телецентра. Руководство города и комбината уделяло огромное внимание развитию телевещания в городе. В мае 1960 года исполнительный комитет Норильского городского совета депутатов трудящихся издает решение за подписью заместителя председателя исполкома горсовета П.Федирко об усилении качества контроля за окончанием работ на строительстве телецентра:
“Обязать управление капитального строительства комбината (тов. Ермилова) закончить все строительные работы по благоустройству территории к 15 августа с.г.;
– в период остановки телецентра произвести пересыпку полов в павильоне студии с 27 мая по 14 июня с.г.;
– закончить окраску башни к 15 августа;
– закончить монтаж по мере поступления оборудования;
– установить экран в просмотровом зале к 10 мая;
– управлению снабжения комбината (тов. Всесвятскому) поставить остальной инвентарь, оборудование и измерительные приборы до 1 сентября с.г.;
– обязать гл. инженера телецентра тов. Галкина обеспечить эксплуатацию здания телецентра в соответствии с техническими требованиями;
– просить директора комбината тов. Дроздова взять под свой контроль выполнение обязательств, взятых руководством комбината и Совнархоза перед Министерством связи СССР”.
Все недоделки были устранены в срок, а в Норильске появились свои, доморощенные телезвезды. Заработали общественно-политическая, молодежная и художественная редакции. Регулярно стали выходить в эфир передачи для самых маленьких норильчан. Появилась и своя киногруппа. Каждую неделю проводились планерки, на которых обязательно обозревались все передачи недели. Причем рецензентами были не только работники телестудии, но и внештатные сотрудники. Передачи не выходили в эфир без подписей главного редактора, цензора (была такая должность во всех редакциях) и уполномоченного от горкома партии.
Кстати, в городском архиве сохранились творческие отчеты по итогам работы телестудии за год. В одном из них, за 1965 год, например, сказано: “Заслуживают одобрения передачи молодежной редакции по проблемам соревнования за коммунистический труд. Выполнила план киносъемок киногруппа. Художественная редакция хорошо организовала и провела фестиваль народных театров. Заметно оживилась работа в редакции передач для детей с приходом режиссера Всесвятской.
А вот редакция промышленных передач не добилась серьезного сдвига в работе.
А по вине художественной редакции в эфир прошел неотредактированный концерт ансамбля “Молодость”, отдельные номера граничили с пошлостью.
Редакция “Теленовостей” по-прежнему почти всю информацию сводит к цифрам, мало рассказывает о людях-творцах, не ищет интересных и разнообразных форм подачи информации, не работает с дикторами”.
Вот так, с критикой и самокритикой, но и с неизменной народной любовью и признательностью норильчан ковалось наше телевидение. Листая старые приказы и документы, понимаешь, насколько творчески, с полной самоотдачей люди относились к своей работе. Они чувствовали персональную ответственность за каждое сказанное слово.
Они начинали все с нуля, но воспитали не одно поколение замечательных, талантливых учеников, которые не любовались собой с экрана или с газетных страниц, а уважали себя в профессии, уважали свою профессию и уважали тех, для кого они показывали и рассказывали. Их не называли журналюгами, к ним прислушивались, им верили, они приходили в каждый дом желанными гостями.
Поздравляя своих коллег с наступающим новым, 1966 годом, директор студии телевидения и радиовещания Карпов отмечал: “1965 год был годом поисков и творческих удач… но мы с полным правом можем сказать, что наш труд нужен людям, они его замечают и ценят, значит, мы на правильном пути”.
0

Читайте также в этом номере:

ТБ как стимул (Елена ПОПОВА)
Резерв компании (Марина БУШУЕВА)
Точечная работа (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск