Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Параллельные сюжеты
ЭХО СОБЫТИЯ
24 октября 2011 года, 20:20
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
На Первом международном фестивале искусств северных городов в Норильске не было жюри. Его участникам не выставлялись оценки и не присуждались награды. Фестивальная публика оценивала параллельное искусство аплодисментами или пустыми креслами в зале, а самих зрителей и участников программы – профессиональные критики из трех столиц: официальной, культурной и краевой.
Евгения Розанова, театральный критик из Москвы, впервые приехала в Норильск на празднование 60-летнего юбилея самого северного в мире театра. Именно тогда возникла инициатива проведения фестиваля северных городов в Норильске. Понадобилось десять лет, чтобы идея осуществилась.
– Открытие фестиваля спектаклем Норильского Заполярного театра с точки зрения стратегии абсолютно правомерно, – считает Евгения Розанова. – Театр сам придумал этот фестиваль, сам организовал его и сам как рачительный хозяин, созывая гостей, показал себя со всех сторон. Фестиваль открылся спектаклем “Продавец дождя”, который поставил Александр Маркович Зыков. Это именно фестивальный спектакль – мелодраматичный по жанру, с ярким и сочным актерским исполнением. Один Старбак в исполнении заслуженного артиста Сергея Ребрия чего стоит! Александр Зыков много лет проработал здесь главным режиссером, последние годы он возглавляет новосибирский театр “Красный факел”. Но здешняя публика и, конечно, актеры норильского театра его хорошо помнят, знают и любят. Норильск соскучился по “зыковскому” театру. Спектакли, поставленные им здесь, были всегда содержательные, глубокие, а исследуемые проблемы несли активный позитивный заряд. Сквозь этот заряд высвечивалась энергичная фигура режиссера со своей человеческой и гражданской позицией. Особый пружинный ритм этих спектаклей практически всегда соотносился с замечательной музыкальной фактурой. Музыку нередко писали специально к спектаклям Зыкова далеко не худшие композиторы своего времени, такие как, например, Владимир Дашкевич.
Приглашение на постановку “своего” режиссера оказалось не просто стратегической страховкой – здесь уж точно не подкачаем! – но привнесло удивительно теплую и ностальгическую ноту в атмосферу открытия фестиваля.

Абсолютно необходим

– Вы, член жюри множества российских театральных форумов, в том числе и краевой “Театральной весны”, много раз писали и говорили о том, что нигде нет такого количества фестивалей, как в России. И вот еще один – на Крайнем Севере, в Норильске.
– Фестиваль этому городу абсолютно необходим. Его программа была обоснована тем, что хотелось привезти сюда то, чего уж точно здешняя публика не видела. Чтобы, если не удивить, то, по крайней мере, обнаружить пласты в культуре, неведомые норильскому зрителю. По-моему, это удалось. Другое дело, что есть и другое искусство, незнакомое норильчанам, но опыт, полученный при проведении первого фестиваля, пригодится в подготовке следующего. Думаю, что самое ценное в норильском фестивале то, что зрителю показали спектр разных культур Севера.
Финский ансамбль “Грызуны” поет и играет рок для детей совершенно разного возраста. Делает это невероятно заразительно, со вкусом и, главное, доходчиво. Этот ансамбль кроме культурной составляющей выполняет и некую социальную миссию, разговаривая языком музыки с детьми как с равными.
Интересным фестивальным событием стало участие рок-группы всемирно известного канадского музыканта Дэйва Кэрролла. Песней United Breaks Guitars Дэйв увековечил не только реальную историю из своей жизни, когда его гитара была разбита при разгрузке багажа представителями авиакомпании United Airlines в 2008 году. Музыкант оповестил мир о своей истории через социальные сети, мгновенно получив миллионные ответы пользователей, возмутившихся поведением сотрудников компании. В результате чего обрел еще большую популярность не только как музыкант, но, главное, как человек, который смог защитить свое человеческое достоинство.
Очень важно, что на фестивале был показан детский музыкальный спектакль “Черная курица” по сказочной повести Антония Погорельского. Нужно отдать должное норильскому зрителю: зал был переполнен. На спектакле было много детей. Явно ощущался интерес к столь необычному для Норильска виду искусства, как опера, да еще для детей. Хотя в репертуаре местного театра есть детские спектакли, но их всегда будет мало.
Многое в оперном спектакле “Черная курица” впервые. Специально для него была написана музыка. Сама история впервые взята как основа для театральной оперной постановки. Взрослое поколение может помнить интересный мультфильм режиссера Юрия Трофимова, но спектакль-опера поставлен впервые. Здесь многое сошлось, многое получилось. И то, что в рамках фестиваля искусств был привезен спектакль большого стиля, украсило программу.

Ближе всего

– “Грызунов”, Дэйва Кэрролла, “Черную курицу” норильчане приняли очень хорошо, но самой высокой оценки публики был удостоен спектакль “Метаморфозы” театра из Рейкьявика. Сколько баллов поставила исландцам театральный критик Евгения Розанова?
– Спектакль до Норильска объездил много стран, в прошлом сезоне на международном фестивале “Новая театральная реальность” был удостоен высшей награды. Этот факт биографии спектакля является лучшим “рекомендательным письмом”.
Реакция норильской публики была однозначной, она приняла “Метаморфозы” с большим воодушевлением. В способе общения актеров, бережном отношении партнеров друг к другу прослеживается серьезная театральная школа. Исполнитель главного героя Грегора Замзы Матиас Лек демонстрировал отменное владение акробатикой. Но проблема превращения в другое существо – это знак, метафора. Это, с одной стороны, предостережение о трансформации человеческой природы, когда сам человек плывет по течению и не прикладывает усилий для того, чтобы изменить неотвратимое, но с другой – это хрупкость человека, его одиночество и осознание своей ненужности, доведенное Кафкой почти до гротескного абсурда, до фантасмагории. История двадцатого века неоднократно демонстрировала трагические трансформации человеческой природы. А результат этой трансформации – нынешний человек с его материальным запасом прочности. Мне показалось, что в исландском спектакле, при том что он добротно скроен, не достает обобщения.

Открытый финал

– Под занавес фестиваля были показаны два камерных спектакля, вызвавшие неоднозначную зрительскую реакцию.
– Моноспектакль Сары Маргрет Оскал “Все вместе” оказался необычным для публики. И он действительно выходит за рамки привычного театрального спектакля. Актриса “входит” в предлагаемые обстоятельства этюдным методом и пытается с помощью пластики, мимики и жестов обозначить свою собственную реакцию как актрисы на ту историю, которую она рассказывает. Этот прием очень интересен. Он напоминает то, как дети разыгрывают какую-нибудь услышанную историю. Часто при этом они используют способ передразнивания, когда говорят якобы от чьего-то лица. Для актрисы Сары Маргрет этот способ передразнивания взят за основу ее игровой манеры. Ведь она, как и дети о своих родителях или знакомых, рассказывает и показывает те персонажи саамских легенд, которые сама, как представительница этого народа, хорошо знает. Поэтому спектакль “Все вместе” демонстрирует необычный тип театра – очень личностный, но в то же время азартно игровой. Через него мы узнаем характер саамов, их природу, образ жизни (этому помогает видеоряд на экране, установленный на месте суперзанавеса за актрисой) и в конечном счете их культуру. Сара Маргрет предстала на фестивале не только как актриса, но и как проводник по книге памяти своего народа.
Финальным показом фестиваля стал спектакль “Жалость” театра из финского города Тампере. Думаю, что он был скорее многоточием, чем ярко выраженным завершением столь масштабного явления, как международный фестиваль. Это также практически моноспектакль, в пространстве которого (гостиничный номер) предельно откровенно существует актриса Уитто Пиррко, если не считать мужчину, который все сценическое время обнаженным неподвижно лежит на кровати. В этом спектакле, поставленном по пьесе известного в Европе датского драматурга Астрида Заальбаха, режиссер Хилька Хиттенен соединила два пласта: собственно театр и видеоизображение. Оформление спектакля изобретательно создает видеокамера Паулы Лектонен. Интерьер гостиничного номера и его постоялица попеременно предстают на большом экране, как на плоскости одной из стен либо своеобразного зеркала, отражающего и подчеркивающего динамику слома психологических состояний героини. Тогда этот экран становится своеобразным метазеркалом, отражающим душевный эксгибиционизм героини спектакля. Одинокая немолодая женщина после бурно проведенной ночи наутро с недоумением обнаруживает у себя в постели обнаженный труп мужчины. Вот тут бы и начаться детективу. Но этого жанра на фестивале не было. Сюжет спектакля методично вскрывал патологическое состояние героини, усугубляемое перманентным приемом алкоголя.
На сценах европейских театров спектаклей про одиночество и различные патологии огромное количество. Каждая такая история – это сеанс психоанализа. Подобного рода материал все чаще заполняет и российское сценическое пространство. Актеры в них работают, как правило, отлично. Но их содержание, на мой взгляд, не формирует сознание, а разрушает его. И результатом подобных сценических высказываний будет обращение к доктору не только их героев, но, к сожалению, и представителей публики.
Открытый финал фестиваля в какой-то мере получился вынужденным, так как вовремя не прилетел авторский театр Карштайна Солли из Норвегии. Конечно, фестиваль должен быть разнообразным, и мне кажется, что еще он должен нести некий знак позитива и обязательно учитывать место своего пребывания и своего зрителя.
Я предложила бы устроителям следующих “Параллелей” организовать фестиваль не городов, а северных стран мира, пересекающих 69-ю параллель. В этом случае и сама культура будет представлена шире, и программа плотнее.
Таких спектаклей, как “Жалость”, на сценах европейских театров очень много
0

Читайте также в этом номере:

Ювелирная змейка (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Фигурально выражаясь (Елена ПОПОВА)
Не только приглашенным (Евгения СТОРОЖКО)
Положительный совет (Валентин ПЕТРОВ)
“Норильск” победил (Вера АНТОНОВА)
По обычному сценарию (Андрей БИТОВ)
Уставный урок – отличный опыт (Роман ГРИГОРЬЕВ, ученик 11а класса СОШ №6)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск