Паровоз переехал
В НОМЕР!
24 июня 2010 года, 11:28 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Екатерина СТЕПАНОВА
|
Вчера демонтировали стоявший на берегу реки Амбарной памятник строителям первых узкоколеек Норильского промрайона – паровоз Г-274. Раритет в тот же день был установлен около административного здания Норильской железной дороги.
Не все проезжающие по трассе Норильск – Алыкель знают историю мемориального паровоза на реке Амбарной. В музее НЖД готовы восполнить этот пробел. Сотрудники музея рассказывают: самая первая железная дорога в Норильском промрайоне была построена в 1937 году в авральном режиме. В основном силами норильлаговцев. Первые поезда проходили 114-километровый участок примерно за неделю. Потом этот срок удалось сократить до двух-трех дней. Однако растущие потребности Норильского комбината узкоколейка обеспечить не могла, и в 1947 году было принято решение о строительстве железной дороги нормальной колеи (1524 мм). К 1952 году работы были в основном закончены. Тогда же начался демонтаж старой узкоколейки. Разбирали дорогу настолько тщательно, что, когда руководство комбината решило воздвигнуть памятник строителям и эксплуатационщикам старого пути, выяснилось: в Норильске не осталось даже самой захудалой вагонетки. В музее ссылаются на воспоминания начальника Норильской железной дороги в 1986–1994 годах Александра Мороза. – Привести мост в порядок обещали красноярские мостовики, документы о строителях дороги постепенно скапливались. Но возник вопрос: где взять паровоз? По документам значилось, что, когда в Норильске закончилась эра узкоколеек, оставшуюся технику передали другим предприятиям страны. И вот в 1988 году я командировал нескольких своих работников на поиски, надеясь найти хотя бы однотипный паровоз. Повезло ревизору по безопасности движения Петру Шинкарчуку, – рассказывал Мороз. Был металлолом, стал памятником Шинкарчук обнаружил такой паровоз в Гайворонском локомотивном депо в Украине. Забытый всеми, заросший травой. Пусть не “норильчанин”, но 1950 года выпуска. Несмотря на весьма запущенное состояние “старичка”, начальство Одесской железной дороги, к которой относилось депо, отказалось отдавать паровоз. Пришлось подключать связи в Министерстве цветной металлургии. За паровоз норильчане тогда не только заплатили как за металлолом. Пришлось еще откупиться трактором “Беларусь”. После чего 28-тонную покупку погрузили на платформу, и она отправилась в Мурманск, а оттуда – в Дудинку. К Дню железнодорожника, 29 июля 1992 года, отремонтированный паровоз установили на мосту у речки Амбарной. – К сожалению, в последующие годы нам приходилось сталкиваться со случаями, когда на мемориальном паровозе оставляли надписи, – рассказал “ЗВ” заместитель директора НЖД по общим вопросам Алексей Черный. – Поэтому было принято решение о демонтаже паровоза и установке его возле административного здания НЖД. Так нам будет проще осуществлять контроль за сохранностью уникального памятника. |
0 | Твитнуть |