Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Первопроходчики недр
Специальный репортаж
25 февраля 2010 года, 13:10
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
1 марта исполняется 35 лет шахтопроходческому управлению №1 треста «Норильскшахтстрой» Заполярной строительной компании.
Более двухсот километров горных выработок пройдено горняками-шахтостроителями за это время на рудниках «Заполярный», «Октябрьский» и «Ангидрит», отбито более трех миллионов кубических метров горной массы. Сегодня работники ШПУ-1 продолжают строительство на этих рудниках: ведут проходку, крепление выработок и обустройство подземных объектов. Уникальный шахтостроительный опыт, накопленный здесь, позволяет специалистам управления справляться с самыми сложными инженерно-строительными задачами.
 
Опыт и люди
Начальник ШПУ-1 Игорь Крюков пришел в управление пятнадцать лет назад, начав свою производственную карьеру с должности дорожно-путевого рабочего. Потом работал крепильщиком, горным мастером, начальником участка… Горняцкую работу он знает изнутри, все в шахте попробовал своими руками.
– Сегодня в структуру ШПУ-1, – рассказывает он, – входят пять подземных участков горно-капитальных работ, специализированный подземный участок горно-капитальных работ и внутришахтного транспорта, спецучасток взрывных работ, маркшейдерский отдел, службы главного механика и энергетика, ламповая и административно-хозяйственный участок. Всего в управлении работает более 430 человек. Люди – наше главное богатство. Специалистами управления накоплен уникальный опыт, и они с желанием передают его молодежи.
 
Браки совершаются… под землей
Начальнику подземного участка горно-капитальных работ №2 Илье Калоше, сопровождающего журналистов «ЗВ» под землей, нет еще и тридцати. Окончил Красноярский университет цветных металлов и золота, работал в красноярском Метрострое. В Норильск приехал в 2005 году и устроился в ШПУ-1 учеником проходчика. Традиция начинать инженерную карьеру с рабочих должностей ведется в управлении с его основания. Руководителю, прошедшему рабочую школу, легче найти общий язык с подчиненными, завоевать у них авторитет.
– Работать в Норильске мне нравится, – рассказывает Илья, – дело делаем интересное, ответственное. Пригодились мне знания, полученные в университете, и метростроевский опыт, но основные навыки я получил уже здесь.
Кстати, и жену Илья Калоша встретил в ШПУ-1. Она работает на его участке маркшейдером. В апреле молодые супруги ждут ребенка.
 
Подземные лабиринты
В клети спускаемся на горизонт –450. Подходим к железным воротам, за которыми начинаются горные выработки.
– Придерживайте каски руками и сразу за дверью отходите в сторону, – инструктирует Илья.
Вентиляция создает здесь на входе сильный поток воздуха. Действительно, трудно устоять на ногах. На подземной машине для доставки взрывчатых веществ Normet, оборудованной пассажирскими местами для горняков, едем на участок, где ведется проходка транспортного штрека ТШ-110/2 для рудника «Октябрьский». Водитель Айдын Рамазанов уверенно ориентируется в подземных лабиринтах. Перед каждым поворотом помигивает фарами, предупреждая: «Осторожно, еду!»
 
Маркшейдеры не подводят
Новенькая самоходная буровая установка Sandvik, запущенная в эксплуатацию всего два месяца назад, ведет бурение шпуров под установку железобетонных штанг. Бурильщик шестого разряда Владимир Мирошник доволен новой машиной.  
– Очень хорошая техника, – говорит он. – На проходку забуриваю шпуры глубиной 2,8 метра, а на крепление штанг – по 1,8 метра.
Навстречу участку горно-капитальных работ №2 проходку ведет третий участок ШПУ-1. До встречи под землей осталось 250 метров.
– Не промахнетесь? – спрашиваю начальника участка Илью Калошу.
– Если маркшейдеры не подведут, не промахнемся. А они еще ни разу не подводили!
И опять на подземном грузовике отправляемся вниз по переплетению горных выработок. Держим путь в Южный вентиляционный квершлаг, где сейчас проходка ведется ручным способом. Это ответственный участок, и Илья Калоша хочет лично убедиться, что работа выполняется там в соответствии со всеми правилами и нормами. По дороге в одном из ответвлений горных выработок нам помигала фарами погрузочно-доставочная машина – просит подъехать. Водитель ПДМ Александр Киселев докладывает начальнику участка, что на машине лопнул гидравлический шланг. Просит прислать ремонтников.  
– Хорошо, – кивает головой Илья, – срочно позвоню.
 
Ручная работа
В Южном вентиляционном квершлаге трудятся двое проходчиков. Один работает на ручном перфораторе, забуриваясь в скальную толщу, другой перемешивает лопатой в железных носилках цемент с песком. Есть в рудниках участки, где нет возможности вести проходку машинным способом и все работы приходится выполнять вручную. Это по-настоящему тяжелый горняцкий труд.
– Квершлаг здесь идет вниз, перпендикулярно рудному телу, – поясняет Илья. – Самоходные буровые установки потребляют много воды, которую надо постоянно откачивать. А здесь это сделать невозможно. Поэтому проходим вручную.
Южный вентиляционный квершлаг идет по пустым породам на сбойку с вентиляционным стволом ВС-3. Осталось пройти 90 метров. А с другой стороны в направлении Северного вентиляционного квершлага надо пройти и того меньше – около шестнадцати метров. Это примерно на неделю работы. И опять поражаешься, насколько точно ориентируются горняки-шахтостроители глубоко под землей.
Лицо у проходчика Михаила Фоменко покрыто белесой скальной пылью. Он отставил перфоратор и проверяет работу ученика – проходчика Адильхана Таушева. Они выполняют ту же работу, что и самоходная буровая установка. Только вручную. Так же забуривают стены под установку крепи – железобетонных штанг, так же бурят забой на проход. Бурильная штанга в ручном перфораторе только немногим короче, чем в самоходной буровой машине. Нужно обладать недюжинной физической силой и огромной выносливостью, чтобы справляться с этой работой. Но проходчик пятого разряда Михаил Фоменко на жизнь не жалуется.
– Мне не столько работа такая нравится, сколько зарплата, – говорит он. – Меня в свое время родители кормили, а теперь моя очередь своих детей кормить.
Детей у Михаила двое – мальчишки двенадцати и пяти лет. Супруга работает няней в детском саду. Понятно, что он главный добытчик. И хочет обеспечивать свою семью всем необходимым.
 
Главное – качество
К клетевому стволу, чтобы подниматься на поверхность, подъехали на горизонте –600. Подземный грузовик, попетляв по горным выработкам, спустил нас еще на 150 метров «во глубину таймырских руд». Проехали в общей сложности километров семь.
Первым делом Илья Калоша звонит по телефону ремонтникам – сообщить о неисправной ПДМ. Те отвечают, что техпомощь уже выслали. Горный мастер Олег Гильдеев, совершавший обход, успел опередить начальника участка и уже сообщил о неисправности. Под землей горняки не чувствуют себя брошенными и знают, что в затруднительных случаях им всегда придут на помощь. Взаимовыручка – главное качество горняков.
 
Основная профессия
Главная задача компании – производство металлов. А они добываются из руды. И, чтобы процесс добычи не прерывался, взамен выработанных рудных залежей, необходимо планомерно вводить в эксплуатацию новые. Именно это и делают шахтостроители, прокладывая новые подземные горизонты. Вклад горняков шахтопроходческого управления №1 в расширение рудной базы Заполярного филиала весом и заметен. Так что есть все основания считать профессию шахтостроителя одной из основных в компании.
Игорь Крюков о деле
Что под сводами?
Всё на пять
Подземные дороги
0

Читайте также в этом номере:

Время говорить о Севере (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск