Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Пир “и духа, и уха, и глаза”
26 ноября 2010 года, 15:54
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Третий выпуск проекта посвящен театральным датам ноября.
Юбилей по расписанию
3 ноября 1991 года на Ленинском, 34,  прошел торжественный вечер, посвященный полувековому юбилею самого северного в мире театра.
Труппа во главе с главным режиссером Александром Зыковым принимала гостей-предшественников. Из столицы Латвии прилетел главный режиссер Рижского театра русской драмы легендарный Леонид Белявский, с именем которого связаны яркие премьеры и первые столичные гастроли норильчан. Поздравить коллег и город с красивой датой приехал бывший актер и бывший директор театра Борис Гольман, норильские сезоны которого начались в сентябре 1953-го, когда театр перебрался из Старого города в здание на улице Севастопольской. Несмотря на сложные времена (чего стоит августовское ГКЧП!), гостей на праздновании было много. Церемония растянулась на пять часов. Лучшие творческие силы города и его “окрестностей”, то есть Дудинки и даже Красноярска, а также именинники внесли свою лепту в безразмерную праздничную программу. Виновники торжества с присущим им юмором поведали со сцены о своем житье-бытье в период тотального дефицита и массовых забастовок, покритиковав комбинат, городской совет и родную культуру.
Под занавес тогдашний мэр Норильска Василий Ткачев и заведующая отделом культуры горисполкома Нина Сербина одарили ветеранов театра и актеров – победителей разных творческих конкурсов коврами, цветными телевизорами, холодильниками и прочими материальными благами. Кое-кому достались солидные денежные премии, а Лариса и Сергей Ребрий получили в подарок… двухкомнатную квартиру.
 
Стала оседать сцена
6 ноября 1954 года спектаклем “Песнь о черноморцах” открылось здание театра на улице  Севастопольской, переделанное в срочном порядке из кинозала – филиала ДИТРа.
В старом театре на улице Горной стала оседать сцена из-за подтаявшей под фундаментом театра ледяной линзы, поэтому  за считаные недели на Севастопольской пристроили сцену, балкон, фойе, гримерки артистов. В зрительном зале было 550 мест вместо  372  в бывшем здании.
По воспоминаниям Бориса Гольмана, здание в Старом городе на Нулевом пикете было прекрасное: “Деревянное, но с настоящим театральным вестибюлем, левым и правым фойе, зрительным залом, балконом, четырьмя ложами бенуара… Великолепная акустика… Жили актеры рядом, в деревянном двухэтажном доме”.
 
В последнем военном сезоне
7 ноября 1944 года местная многотиражка “За металл”  опубликовала материал за подписью Григория Бороденко. Директор Второго Заполярного театра драмы сообщал читателям о том, что после гастролей по госпиталям края норильскую труппу “переформировали”. Взамен переведенных в Красноярск артистов в театр приехали Елена Юровская, Михаил Шелагин из Игарки и другие. Юровская и Шелагин сразу же приступили к репетициям премьерного спектакля по пьесе Погодина “Лодочница” о Сталинграде.
В репертуар последнего военного сезона были включены предыдущие премьеры: “Стакан воды” Скриба, “Дама-невидимка” Кальдерона, “Сады цветут” Масса и Куличенко, а также ранние “На всякого мудреца довольно простоты” Островского, “Укрощение строптивой” Шекспира и “Новые похождения бравого солдата Швейка” (между прочим, пьеса была написана Слободским только в 1942 году!).
Григорий Бороденко также сообщил норильчанам, что новый сезон начнется в отремонтированном и расширенном здании, в котором появились два фойе. Это событие было решено ознаменовать открытием театральной студии для молодежи.
 
Настоящая шекспировская
25 ноября 2005 года состоялась премьера спектакля “Укрощение строптивой”.
Это была третья постановка шекспировской пьесы за
65-летнюю историю театра и первая шекспировская пьеса в норильской биографии режиссера Александра Зыкова. Главные роли в спектакле достались заслуженному артисту России Сергею Ребрию и Анне Титовой. Как сказал режиссер-постановщик, он выбирал актеров, которые умеют иронизировать над собой. После отъезда Анны Титовой роль Катарины стала играть актриса Галина Савина. На красноярских гастролях-2008 критик Анастасия Ефремова назвала постановку Зыкова в команде с художником Михаилом Мокровым и балетмейстером Николаем Реутовым пиром “и духа, и уха, и глаза”: “Спектакль решен в эстетике карнавала, так же красив, весел и динамичен, – писала Ефремова в журнале “Страстной бульвар, 10”. – Функционально разнообразны и неожиданны разноцветные конструкции по бокам сцены с лестницами, шестеренками, штурвалами. Радует внезапно опускающийся сверху красный дворец. А как прелестны и уморительны бутафорские лошадки! И что ни костюм, то отдельный шедевр художника. Великолепен балет слуг просцениума… Настоящая вечная шекспировская комедия”.
 
Кошелев – Зыков – Кошелев
27 ноября 1984 года главным режиссером Норильского Заполярного театра драмы имени Маяковского назначен Анатолий Кошелев. Через два с небольшим года ему предстояло открывать 46-й творческий сезон в новом здании на Театральной площади. Это был спектакль “Особое назначение” по пьесе бывшего норильчанина Виктора Левашова в постановке Кошелева. Впервые на сцене театра, начавшего свой путь в лагерном поселке, прозвучала тема ГУЛАГа. Через пять лет Кошелев передал театр очередному режиссеру – Александру Зыкову, к которому вернулся в 2001 году, чтобы через пятилетку снова занять свое место в кабинете главного режиссера.
Как написала побывавшая в театре и на его красноярских гастролях столичный критик Анастасия Ефремова: “главный режиссер Анатолий Кошелев – человек интеллигентный, тонкий, добрый. Может быть, недостаточно жесткий для такой должности, но не довольно ли жестокости в этом мире?”
 
Играли за полночь
28 ноября 1950 года в Норильском Заполярном театре драмы на Нулевом пикете  задержали начало спектакля “Мнимое равнодушие”.  Вместо 21.00 Георгий Жженов и его партнер вышли  на сцену на несколько минут позже. Как записано в журнале помощника режиссера, причиной задержки первой картины стало “преждевременное включение света электриками. Растерявшись, Жженов и Дорфман задержали выход…”.
Больше накладок в спектакле,  окончившемся за пять минут до полуночи, не было.
  В этот же вечер на лагерном пункте “Нагорный” артисты театра играли “Бешеные деньги”. Выездной спектакль прошел хорошо и, согласно записи в том же журнале, окончился уже на следующий день в 1 час 15 минут.
 
Следующий выпуск “Театрального хронографа”
читайте в пятницу, 17 декабря
Здание театра на Севастопольской не сохранилось, как и первое, на Нулевом пикете
Первый директор театра (в центре) был еще и актером, и режиссером, и даже бухгалтером
Режиссер-постановщик ценил в образах Петруччо и Катарины... шутовство
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск