Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Право же, господа, пойдемте в оперу
Фестивали
24 февраля 2010 года, 15:40
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Первый день календарной весны в Норильске будут встречать музыкой Джорджа Гершвина, ею же накануне проводят февраль. Норильский колледж искусств собирает очередной, семнадцатый по счету, оперный фестиваль имени Леонтины Карташовой.
В редакционном фотоархиве докомпьютерных времен я нашла снимки Леонида Волосянкина, к сожалению, не датированные, но имеющие отношение к норильским оперным фестивалям. Только на одной фотографии есть прямое указание: «Опера «Евгений Онегин». Зато лица на всех снимках узнаваемы – Лидия Рюшина, Лариса Чепская, Герман Серков, сама Леонтина Валерьяновна Карташова в окружении музыкантов.
 
Начинали два рояля
Показала фотографии Елене Истратовой, директору Норильского колледжа искусств. Она сразу узнала «Риголетто», и мы вместе попытались вспомнить, в каком это было году. По всему выходило, что в 1994-м и произведение исполнялось на IV оперном фестивале. Начинались эти музыкальные праздники двумя годами раньше, хотя по другим данным, дебют состоялся в 1991 году. Но доподлинно известно, что к серебряному юбилею музыкального училища поставили «Алеко». Им же, судя по всему, начинали оперные фестивали в Норильске.
Леонтина Карташова, как рассказывают ее коллеги, задумывала эти музыкальные праздники как форму государственного экзамена студентов-пианистов. Тогда на сцене стояли два рояля, в сопровождении которых пели и солисты, и хористы. Оркестр в оперных фестивалях стал участвовать в новейшей истории музучилища, теперь Норильского колледжа искусств. И работает он как все солидные творческие коллективы: сначала разучиваются музыкальные партии, так сказать, на местном уровне. Затем приезжает концертмейстер – в нашем случае это всегда профессионал высокого класса – и собирает всю партитуру, технически оттачивает с исполнителями музыкальное произведение. А художественное объединение оркестра осуществляет дирижер.
Использовала я это объяснение, весьма примитивное, исключительно для того, чтобы подчеркнуть очень важную мысль. Норильский колледж искусств как учебное заведение мог бы не брать на себя такую колоссальную нагрузку и не организовывать оперные фестивали. Как и многие другие культурные проекты, теперь уже известные далеко за пределами Норильска. Эти музыкальные вечера – исключительно творческая инициатива педагогов, которые заботятся о развитии исполнительского мастерства своих учеников, сами стараются расти профессионально и не жалеют сил на то, чтобы устроить праздник всем норильским любителям музыки.
      
В стиле блюз с элементами джаза
Завсегдатаи оперных фестивалей знают, что Норильский колледж искусств постоянно сотрудничает с великолепными музыкантами из Новосибирска. Приезжали к нам артисты из других городов, неизменным остается одно: приглашение получают лишь те исполнители, чье искусство признано на всероссийском и даже международном уровне. Норильчане слушали заслуженных артистов России Виталия Петрова и Галину Яковлеву, Александра Лебедева и Ольгу Обухову, Ольгу Осипову и Павла Шаромова. Два последних музыканта имеют отношение и к нынешнему оперному фестивалю в Норильске. Ольга Осипова выступает в качестве арт-директора проекта и будет участвовать в нем как солистка. Павел Шаромов снова приехал к нам как дирижер.
К его художественной манере норильчане уже «прислушались», поскольку Павел Шаромов и пел на сцене городского Концертного зала, и неоднократно дирижировал симфоническим оркестром колледжа искусств. Норильчане всегда тепло принимают этого разносторонне одаренного человека. Новая встреча с Павлом Шаромовым, как мне кажется, будет интересна еще и в плане самообразования поклонников музыки. Мы сможем сравнить его творческий почерк с исполнительской манерой великолепного мастера из Западной Европы. Помните вечера «В ожидании Рождества» с нидерландским дирижером Аартом Бергверфом?
Как говорит Елена Истратова, ей всегда хотелось сделать нечто потрясающее, в каждом культурном проекте выйти на новый уровень. И, похоже, в очередной раз колледжу это удастся. В Концертном зале прозвучит «Рапсодия в стиле блюз» и сцены из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина. Произведение сложнейшей ритмики и гармонии, в которое органично вплетены элементы джаза.
– Обожаю джаз, – признается Елена Истратова. – А музыка Гершвина – яркая, всегда современная, с хорошей энергетикой. Сюжет оперы мелодраматический, но произведение это очень позитивное.
Надо полагать, очень любит джаз и Павел Шаромов. Вокальный ансамбль под его управлением известен во многих странах мира по исполнению в том числе классического джаза. Так что нынешний культурный проект демонстрирует совпадение вкусов и новосибирских, и норильских исполнителей.
«Порги и Бесс» весьма продолжительная опера, длится она четыре часа. Но творческий коллектив фестиваля представит  музыкально-сценическую фантазию. «Рапсодию в стиле блюз» будет исполнять замечательный пианист Игорь Кухарев и симфонический оркестр колледжа искусств. Как говорит Елена Истратова, рапсодия станет своеобразной увертюрой, поможет слушателям погрузиться в мир американской музыки и органично перейдет в сцены из оперы «Порги и Бесс». Перемежаться действие будет коротким текстом. Спектакль состоит из 16 номеров.
 
В ожидании Вероники
В афишах оперного фестиваля обозначено, что ведет его Елена Истратова, участвуют в проекте лауреаты международных конкурсов заслуженный артист РФ Николай Лоскуткин (бас) и  Карен Мовсесян (тенор). А примой нынешнего фестиваля будет Вероника Джиоева (сопрано) – лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра, Большого театра России, Новосибирского театра оперы и балета.
Пригласил молодую певицу (в 2005 году Вероника окончила консерваторию в Санкт-Петербурге) в Новосибирск известный дирижер Теодор Курентзис, работающий сейчас главным дирижером тамошней оперы. А зазвать Джиоеву к нам удалось благодаря расположению к норильчанам солистки Новосибирской филармонии Ольги Осиповой, как я уже сказала, неоднократно выступавшей в Заполярье. Последняя наша встреча была «В ожидании Рождества».
В ожидании Вероники Джиоевой удалось узнать, что восходящая звезда мировой оперы родом из Цхинвала, очень добросердечная и приятная в общении. Что Родион Щедрин, недавно закончивший оперу «Боярыня Морозова», в одном из своих интервью заявил, что в главной партии слышит только Веронику Джиоеву. Что у нее невероятно красивый голос (можно послушать в Интернете). «Это масло!» – восхитилась Елена Истратова. Представляете, как повезло участникам хора колледжа искусств, которые смогут увидеть Веронику в работе и пообщаться с ней!
Будем надеяться, что их творческое содружество принесет восхитительные музыкальные плоды и на сцене городского Концертного зала родится спектакль, который потрясет слушателей. Как и задумывали устроители оперного фестиваля.
До встречи 28 февраля и 1 марта. Будем ждать праздника.
Елена Истратова встречает гостей
Идея оперных фестивалей принадлежала Леонтине Карташовой (третья справа)
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск