Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
13:10 В Дудинке проходит этнический фестиваль «Большой Аргиш»
12:10 В Норильском индустриальном институте моделируют Север для работы и жизни
11:30 Блогеры из разных стран расскажут и покажут, какой он – Русский Север
10:05 Посещение «места силы» стало частью программы Ethno Fashion Tour
09:05 Участников этнотура FusioNNow посвятили в таймырцы
Все новости
Сами с усами
Обогатительная фабрика
16 января 2015 года, 16:39
Текст: Марина БУШУЕВА
Свой новый учебный год в клубе-лектории “Обогатительная фабрика” слушатели начали с интеллектуальной разминки. “Ходы Выходы” – ноу-хау по-нашему, или мы и сами с усами. Это новый формат проекта, когда норильские слушатели становятся спикерами.
Целый год они слушали-слушали, и вот теперь постоянным участникам образовательного норильского проекта было предложено попробовать себя в роли экспертов и спикеров, поделиться с другими слушателями своими профессиональными знаниями, увлечениями, поучительными личными историями.
Интеллектуальный формат в духе “Обогатительной фабрики” стал для слушателей своего рода новогодним подарком. В программе было представлено ассорти из шести мини-лекций от постоянных слушателей клуба: Владимир Ларин и Егор Тулновский выступили с темой “Рай для лохматых слонов, или Здесь был Женька”, Лилия Луганская – “Музеефицируйся, или Какие бывают музеи”, Сергей Панченко – о поисках истины, Елена Арсеньева – “Старье мое”, Наталья Федянина – “Смех в проекте”, Ольга Изотова, Владимир Егоров и Виктор Царенко – “Чудеса света”. Новый формат и спикеры оправдали все ожидания, а благодарная аудитория в знак поддержки и одобрения “искупала” выступающих коллег в овациях и серпантине.
Рай для лохматых слонов
Старший научный сотрудник Музея истории освоения и развития НПР, бывший руководитель заповедника “Путоранский” Владимир Ларин и журналист телекомпании “Северный город” Егор Тулновский погрузили слушателей в исторический экскурс и поведали историю мамонтенка Женьки.  
– Многие воспринимают фразу “Россия – родина слонов” как насмешку. Но если исследовать этот вопрос и учесть, что мамонты – это предки современных слонов, то она становится аксиомой, – говорит Ларин. И что интересно, именно на Таймыре мамонты жили дольше всего. В отличие от материковских экспонатов, на Таймыре то и дело встречаются останки, датируемые второй половиной III – IV тысячелетием до нашей эры, то есть временем, когда уже существовали развитые цивилизации. А недавно найденный мамонтенок Женька жил здесь примерно 30 тысяч лет назад.
Доказано, что и человек появился на Таймыре гораздо раньше, нежели предполагали ученые. Не так давно было найдено два совершенно уникальных артефакта с северо-востока плато Путорана – это каменные наконечники, сделанные древними охотниками около шести тысяч лет назад.
– Такие уникальные находки, как Женька, встречаются не чаще, чем раз в сто лет, – говорит Владимир Ларин.
Останки мамонта Женьки сейчас находятся в Санкт-Петербурге, где ими занимаются серьезные российские специалисты. Им предстоит сделать единственное в мире чучело из кожи настоящего мамонта. Как обычно, все упирается в деньги. Для создания чучела требуется полтора миллиона рублей. Учитывая, что вертолет для того, чтобы доставить мамонта в цивилизацию, предоставленный компанией “Норильский никель”, обошелся в миллион рублей, это немного. Но у науки денег нет.  
Так как увидеть уникальный экспонат желают во многих странах, мамонтенок потом отправится в круиз. После чего должен вернуться на родину, в Дудинский музей.
– Мамонты жили и на территории современного Норильска. Особенно много костей этого млекопитающего было обнаружено при  строительстве медного завода. Да и сегодня время от времени случаются такие находки. Главное, чтобы они попали в руки специалистов. Потому что кость мамонта, лежащая в квартире как часть интерьера, со временем высыхает и превращается в труху, – рассказывает Егор Тулновский.
Между прочим, название всем известной Зуб-горе дал именно зуб мамонта, на который она действительно похожа.
Старье мое
Архитектор Елена Арсеньева рассказала норильчанам о своем давнем увлечении. Уже 15 лет Елена ездит по блошиным рынкам, где скупает предметы старины и пополняет свою коллекцию.
– Действительно красивые и уникальные вещи на блошином рынке можно купить за бесценок. Это не только предметы интерьера, но и вещи, используемые в быту. Многие говорят, что это неразумно, ведь из этой посуды кто-то ел, а этот светильник впитал энергетику прежнего хозяина. Но я считаю, что, во-первых, современные средства помогают очистить и дезинфицировать все что угодно, а любой предмет со временем приобретает энергетику нового хозяина. Единственное, что я никогда не покупаю, – это одежду, – говорит Елена.
Существует три вида рынков, где можно приобрести антикварные вещи, – аукционный, галерейный и уличный, самый богатый и интересный. И конечно, самый дешевый. За время своего увлечения Арсеньева посетила блошиные рынки 20 стран мира.
– Этот шкафчик для посуды я приобрела на блошином рынке за 20 евро, – показывает фотографию своей кухни Елена Арсеньева. – А вот часы над ним не винтажные и стоили сумасшедших денег. Мы купили их в магазине, потому что они хорошо вписываются в интерьер. К слову, искусственно состаренные вещи стоят очень дорого.
Неопытному посетителю “блошки” сложно разглядеть действительно ценную вещицу. Однако профессионалы видят нужный им предмет издалека. Как известно, частые посетители барахолок – модные художники, экстравагантные дизайнеры и известные коллекционеры. Эти господа точно знают, что на “блошке” можно найти прелестные вещицы и настоящий антиквариат.  
– Моя приятельница приобрела на блошином рынке настоящий веер XIX века. Мне пока что так сильно не везло, но я надеюсь, что все впереди, – сказала в заключение Елена Арсеньева.
Музеефицируйся
– Еще в советское время у многих людей по всей квартире были фотографии родственников и вещи, которые им принадлежали. И вот когда на тебя строго смотрит твой дед, ты совершенно по-другому ощущаешь себя в этом мире и уже не совершишь какого-то плохого поступка, – начала свою мини-лекцию Лилия Луганская, специалист в области культуры.
Ее лично всегда тянуло к музейной деятельности. Но многие люди уже при слове “музей” начинают зевать. Спикер решила убедить слушателей в обратном и презентовала свою, очень небанальную выборку необычных музеев.
К примеру, “Хрустальный мир Сваровски” находится под землей. Там можно заблудиться в огромном количестве хрустальных лабиринтов, а все экспонаты сделаны из кристаллов и переливаются всеми цветами радуги.
А в “Таинственном доме Винчестеров” 160 комнат, десять тысяч окон, тысячи дверей и 40 лестниц. В 1884 году дом был приобретен Сарой Винчестер, внучкой изобретателя знаменитой винтовки. Как-то медиум ей сообщил, что злоключения Сары связаны с проклятием погибших от винтовки. Чтобы его снять, надо построить особый дом, в котором духи не смогут навредить. Будучи очень состоятельной, вдова вложила миллионы в перестройку, которая затянулась на 35 лет.
Также Лилия Луганская рассказала о Музее подгоревшей еды, Музее человеческого тела в Нидерландах, “Сфере науки и инноваций” и Музее микробов Micropia, знаменитом  “Хотите верьте, хотите нет!” и о Музее разрушенных отношений.
–  Пока я готовилась к лекции, даже нашла в Интернете сонник, где сообщалось: “Если вам снится, что вы гуляете по музею, значит, ваша жизнь сейчас очень скучна. Возможно, вас скоро ждет встреча с дальними родственниками, никаких позитивных эмоций вы не получите, а только потратите свое личное время”. Для многих музей ассоциируется именно с этими эмоциями. Надеюсь, что мой  рассказ лишь о малой части музеев убедил вас в обратном,  – сказала Лилия Григорьевна.
Чудеса света
Владимир Егоров, Ольга Изотова и Виктор Царенко подготовили для слушателей “Фабрики” мастер-класс по рисованию светом при фотосъемке.
– Эта техника зародилась еще в 1910 году. Однако ввиду элитарности и недоступности соответствующей фотоаппаратуры рисование светом было практически неизвестно широкой публике. А сейчас переживает второе рождение, – говорит Владимир Егоров.
Называется это искусство по-разному – световое граффити, фризлайт, люминография. Фризлайтер рисует на фотографии источником света. Это может быть фонарик, экран мобильного телефона или зажигалка.
Чтобы научиться рисовать светом, не нужны выдающиеся способности. Но чтобы создать шедевр, необходимо обладать хорошей фототехникой и развитым пространственным мышлением. А для начала подойдет простейшая цифровая фотокамера – мыльница с режимом “ночная съемка” и светодиодный фонарик. Чем больше функций будет у фонарика (переключение цвета, изменение ширины светового пучка и так далее), тем лучше.
Заниматься лучше вдвоем, но можно начать и одному. Обязательное условие: в помещении, где производится фотосъемка, должно быть темно. Выбираем режим ночной съемки или в ручном режиме время выдержки 1–5 секунд. Камера должна быть зафиксирована на штативе или на неподвижном предмете, например на подоконнике. Если вы учитесь в одиночку, поставьте на фотокамере режим задержки. Если вас не должно, по авторскому замыслу, быть в кадре, наденьте темную одежду под цвет окружающего фона. Если человек должен быть виден в кадре, лучше направить на него мягкий, рассеянный свет. Для начала можно просто хаотически двигать фонарик, пытаться рисовать в пространстве фигурки, снимать и смотреть, что получилось.
Слушатели “Обогатительной фабрики” оказались способными учениками и в течение десяти минут нарисовали множество забавных смайликов. А потом выстраивались в очередь к фотокамерам, чтобы посмотреть на свой первый в жизни “лучистый шедевр”.
Судя по отзывам, идея приглашать норильчан-слушателей в качестве лекторов “Обогатительной фабрики” была принята на ура. Поэтому в течение года будут еще встречи в формате “Ходы Выходы”. И конечно, в новом году каждый месяц нас ожидают встречи с новыми приезжими спикерами из числа интеллектуальных звезд современности. Уже в феврале клуб начнет работу в привычном режиме и начнется новый учебный сезон. Так что не теряйте зря время и регистрируйтесь на сайте fabrika-norilsk.timepad.ru –  и будете в курсе новостей норильского гуманитарного проекта, организованного для норильчан медиакомпанией “Северный город” совместно с компанией “Норильский никель”.
 
СВЕТлое творчество слушателей лектория
0

Читайте также в этом номере:

Унты – это модно (Марина БУШУЕВА)
Зарплата будет расти (Виктор ЦАРЕВ)
Запас прочности (Татьяна РЫЧКОВА)
Пьедестал для мельницы (Лариса ЛИПСКАЯ)
От вершины до подины (Лариса ЛИПСКАЯ)
От ценника до ценника (Лариса ФЕДИШИНА)
Нет предела беспределу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА, Красноярск, специально для “ЗВ”)
Tilda-волшебство (Татьяна РЫЧКОВА)
Ледяной дворец Норильска (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Новогодний сюрприз (Денис КОЖЕВНИКОВ)
О походах, музее и ветряках (Лариса МИХАЙЛОВА)
Решают зрители и критики (Валентина ВАЧАЕВА)
В условиях имитации (Татьяна РЫЧКОВА)
Из центра другого мира (Лариса ФЕДИШИНА)
Просили на томограф (Евгения СТОРОЖКО)
Бьют рекорды (Екатерина БАРКОВА)
Обучение с приключениями (Наталья ФЕДЯНИНА)
Время чудес (Яна АНДРЕЕВА)
Все оттенки красного (Владимир ЭЙСНЕР)
Интрига по всем правилам (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Первый год “Арены” (Дарья РУСИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск