Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
У складского хозяйства женское лицо
ЮБИЛЕИ
25 февраля 2010 года, 13:10
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Служба снабжения в Норильске официально появилась незадолго до Дня Победы. С 1945-го снабовцы отмечают свои юбилеи вместе с годовщинами Победы. Что, наверное, не только символично, но и закономерно. Ведь в каждом трудовом подвиге норильчан всегда была и есть доля труда тех, кто обеспечил его всем необходимым. Одной из самых крупных структур юбиляра всегда было его хранилище – складское хозяйство. Сегодня предприятие «Единое складское хозяйство» ЗФ – это 13 складов в Норильске и Дудинке и 400 сотрудников.
Меньше претензий
Заместитель начальника Единого складского хозяйства по коммерческой работе Надежда Федорова еще в школе прочитала где-то про северное сияние и любуется им уже больше трех десятилетий.
Послужной список коммерческого директора без преувеличения можно назвать классическим. Начинала Надежда Федорова с кладовщиц на базе импортного оборудования как раз накануне пуска второй очереди «Надежды». Все оборудование для нового завода и строившейся ТЭЦ шло через эту базу – турбины, трубопроводы и так далее. Чтобы не допустить сбоев в их работе, случалось, откапывали всем составом  хранившиеся в тупиках под снегом грузы. Иногда сутками не выпускали лопаты из рук.
– Заведовала нашим 90-м складом Елена Александровна Пинтусова, которой я обязана тем, что стала профессионалом. Через 10 лет я уже сама заведовала соседним, 91-м складом, где хранились электротехническое оборудование, контрольно-измерительные приборы, а вскоре в названии моей должности появилось словосочетание «по коммерческой работе» – замначальника базы, начальник отдела по грузовой коммерческой работе и с 2005-го – заместитель начальника ПЕСХ.
Кстати, работая на 91-м складе, я, в свою очередь, обучила кладовщицу Ирину Присык, теперь заведующую складом технологического груза. Светлана Колесникова, заведующая таможенным складом, который раньше относился к ПЕСХ, тоже начинала кладовщиком на 91-м. Список можно продолжить.
Собственно предприятие «Единое складское хозяйство» в качестве структуры Заполярного филиала образовано, а вернее преобразовано, 1 августа 2001 года, но всегда было основой Норильскснаба.
Коммерческая работа ПЕСХ выражается в приемке груза от зарубежных и отечественных поставщиков. Если в процессе обнаруживается какое-то несоответствие, то в обязанности службы входит подготовка документов для ведения дальнейшей претензионной работы. В год оформляется около 100–150 претензий, хотя  сегодняшние поставщики, по словам Федоровой, по сравнению с советскими временами более исполнительные.  
После того как главные объекты в Норильском промышленном районе были построены, объем грузов, поступающих в адрес Единого складского хозяйства, уменьшился. Хотя и сегодняшний оборот составляет три миллиона тонн в год на сумму примерно в 20 миллиардов рублей. Идет переоснащение на действующих предприятиях – например, на медном реконструируется система газоснабжения. На Надеждинском металлургическом планируется модернизация производственной связи. Поступает дорогостоящее оборудование для строительства ствола ВС-10 «Скалистого».
За тридцать северных лет Надежда Федорова, родившаяся в Ростовской области, пока ни разу не путешествовала ни Северным морским путем, ни даже по Енисею, а очень хочет. Пусть ее мечта исполнится уже этим летом, а может, и зимой, ведь морская навигация у нас давно круглогодичная.
 
На одну цель
В 1981-м приехал в Норильск и пошел работать в Снаб сегодняшний заместитель главного инженера предприятия Дмитрий Лещев. Правда, в 1988-м он на 10 лет уходил в «Сибтехмонтаж» и вернулся в снабжение, когда служба активно реформировалась. Складское хозяйство, например, передавалось Дудинскому порту и функционировало какое-то время отдельно. (В августе 2001-го была  проведена очередная рокировка, в результате которой и организовалось предприятие «Единое складское хозяйство».) Много изменилось за десятилетие в ПЕСХ, неизменным оставался лишь гендерный состав службы.
– В «Сибтехмонтаже» работали в основном мужчины, а здесь наоборот, – говорит Лещев. – Женщины заняты на приемке и выдаче подотчетных материалов, на кранах и автопогрузчиках, только ремонтное обслуживание – за сильным полом. Моя служба осуществляет контроль соблюдения требований промышленной безопасности и охраны труда в ПЕСХ, и замечу, что женщины в этом отношении ответственнее мужчин.
Рядом с кабинетом заместителя главного инженера предприятия – кабинет производственного отдела, где работает главный специалист Вера Лещева. Вера Николаевна приехала на Север вместе с мужем. Их сын, родившийся в Норильске, в прошлом году окончил наш индустриальный институт и по семейной традиции пришел работать в службу снабжения.
– Николай искал работу в соответствии с дипломом по специальности «финансы и кредит» сначала в городе, а нашел у нас, в отделе грузовой коммерческой работы, – комментирует глава семейства. – Каждый из нас занят своим делом, но все вместе мы работаем на одну цель: обеспечить необходимым  все действующие на территории предприятия.
 
Грамотные специалисты и великолепные люди
Четверть века в складском хозяйстве трудится инженер производственно-технического отдела Татьяна Ступина, норильчанка во втором поколении, ее отец – из «комсомольского десанта» 1956 года. В начале 1980-х она окончила факультет промышленного и гражданского строительства НИИ.
– Первое время, конечно, знаний, полученных в  институте, не хватало, так как задачи, которые ставились перед производственным отделом, были из совершенно разных областей. Это и строительство, и технология производства погрузочно-разгрузочных и складских работ, и особенности перевозки грузов на железнодорожном транспорте, и эксплуатация опасных производственных объектов, и лицензирование деятельности предприятия. Но в складском хозяйстве работали высококлассные специалисты. Мой первый начальник производственно-технического отдела Иван Петрович Овчаренко и его заместитель Матвей Семенович Сичалов были не только грамотными специалистами, но и великолепными людьми. Иван Петрович окончил Одесский институт инженеров морского флота и дело свое знал в совершенстве. Вообще, в тот период в снабжении работало очень много выпускников этого института, в том числе начальник Норильскснаба Владимир Иванович Полищук.
В 1980-х в едином Снабе строились складские здания и расширялись площади открытого хранения грузов. Монтировались портальные краны для складской переработки грузов, более производительные и экономичные, чем козловые. В это же время был введен в строй действующий и сегодня трехэтажный складской комплекс, оборудованный лифтами и балконами для подачи на них грузов портальными кранами.
И хотя специфика производства такова, что значительная часть поступающих и перерабатываемых грузов хранится на открытых площадках,  у складского хозяйства действительно женское лицо.
– Сегодня даже руководители нашего предприятия – женщины: два заместителя начальника предприятия Надежда Александровна Федорова и Елена Александровна Смышляева. Грузовым участком, где работают в основном мужчины, руководит Валентина Петровна Бобырева. За товароперевалочный участок №3, куда  поступают импортные грузы, машины и оборудование, отвечает Мария Васильевна Барахоева. Вообще-то, в складском хозяйстве всегда работало много женщин, способных везде и всюду навести порядок, выдерживая при этом напряженный ритм службы.
 
Легкие на подъем
В юбилейном году простится со службой начальник участка и обработки контейнеров и оборотной тары товароперевалочного цеха №1 Людмила Олькова. Свой 30-летний трудовой путь, считает Олькова, она прошла добросовестно. Начинала кладовщицей, была заведующей складом, с 2006-го – начальник участка. Как раз в это время в складское хозяйство пришла автоматизация. Сегодня, признается ветеран, уже и забыли, как писали ручкой.
По приезде в Норильск вслед за мужем, строителем «Надежды», Людмила Олькова  сначала предложила свои услуги в управлении Норильской железной дороги, так как на материке работала именно с железнодорожными контейнерами. На НЖД с работой не получилось, зато в Снабе опытную кладовщицу зачислили в штат с удовольствием.
– С контейнерами я на ты с самого первого дня, помог материковский опыт. Через нас проходит весь груз с материка в контейнерах, кроме домашних вещей. Самый ответственный  в последнее время мы приняли для рудника «Скалистый». Напичканное электроникой оборудование из Германии поступило  в модульных контейнерах, теперь нам остается следить за показаниями датчиков. Пока все идет нормально, весной мы  передадим  оборудование заказчику.
Людмиле Ольковой непросто расставаться с тем, во что вложены три десятилетия ее жизни.
– Могу сказать, что горжусь  результатом своей работы, да и достойная преемница есть. Надеюсь что Галина Ивановна Байкалова, сейчас она старшая приемосдатчица, меня не подведет. Она не только грамотный работник, но и легка на подъем, что в нашей работе очень важно.
 
Обогнала всех
Практически у всех кладовщиков ПЕСХ есть смежная профессия – водитель погрузчика. В конце прошлого года в конкурсе профессионального мастерства среди наставников – водителей автопогрузчиков Заполярного филиала первое место заняла Надежда Кирюхина. Предприятие «Единое складское хозяйство» обошло никелевый завод и ЦАТК.
– В соревнованиях участвовала впервые, – вспоминает победительница. – Поначалу волновалась, все-таки соперники – мужчины, но в результате всех обогнала, не подвела своих. Когда меня отправляли на конкурс, Алексей Иванович Гудков все повторял: «Надежда, на тебя вся надежда». На что я отвечала: «Надежда умирает последней».
Автопогрузчик под номером 110 со мной уже десятый год. Я за него отвечаю, поэтому холю и лелею. Люблю ездить по просторам склада – душа поет. И вообще люблю технику. Дочь настаивает, чтобы мы купили машину, но сразу говорит, что водить ее будет мама. А мама и не возражает!
Когда 25 лет назад Надежда Кирюхина пришла на склад, туда в большом количестве завозилась сантехника для строившихся объектов. Сегодня на этом же складе хранится в основном оргтехника. Но снабженцам неважно, что хранить, важно – как. И с чьей помощью груз будет принят, размещен и выдан заказчику.
 
Коллеги всегда помогут
Заместитель начальника ПЕСХ по производству Елена Смышляева начинала свою снабовскую деятельность в должности сменного диспетчера.
– Мне всегда нравилась и сейчас нравится эта работа. Диспетчер владеет максимумом информации и должен уметь ею распорядиться в нужное время.
Специальностью диспетчера бывший учитель черчения овладела еще в УПСМ. Наверное, в профессиях учителя и диспетчера много общего – например, умение справляться с любой ситуацией...
Должность заместителя начальника по производству до Смышляевой в Снабе занимали только мужчины, но в 2006-м в службе произошла маленькая революция.
– До этого мне систематически приходилось замещать начальника производственного отдела, потом возглавила отдел, и в конце концов меня перевели в кресло заместителя начальника предприятия. Сегодня у меня в подчинении как производственный отдел, так и цеха, всего около 280 человек.
Основные задачи, которые мы успешно решаем, связаны с обеспечением доставки, переработкой и хранением материально-производственных запасов для Заполярного филиала. Для нас все грузы, поступающие на норильскую землю, одинаково важны, так как их ждут заказчики: кому-то нужна техника, кому-то запчасти или строительные материалы. Приоритет в очередности отдается технологическим материалам. Бывает, что груз прямо из самолета или судна доставляется непосредственно на производство, – рассказывает о своей работе единственная  в истории службы женщина – зам по производству. Справляться с «мужскими» обязанностями ей помогает пятнадцатилетний опыт  работы в Снабе, поддержка коллег, и не только снабовцев.
Свою трудовую деятельность на комбинате Елена Смышляева начинала в 1980-х вместе с теми, кто и сейчас по долгу службы связан  с материально-техническим обеспечением. В Заполярном транспортном филиале – Владимир Сухоруков и Валерий Захарчук. На Норильской железной дороге – Александр Бахарев и Сергей Киселев. В производственном управлении ЗФ  – Вячеслав Гавриков и Игорь Салабай. Альберт Халиков – в ООО «Норильский промышленный транспорт». Очень надежные и высокопрофессиональные люди, они (и многие другие) всегда готовы помочь и поддержать коллегу в форс-мажорных обстоятельствах. А чрезвычайных ситуаций в отлаженной, но все равно непредсказуемой работе снабженцев в условиях Заполярья предостаточно.
Коммерческий директор ПЕСХ сама никогда не плавала Северным морским путем
Лещевы работают каждый в своем направлении
У Татьяны Ступиной всегда найдется дело на участках
Помощник Надежды Кирюхиной под номером 110 всегда в идеальной форме
Руководителями производства до Елены Смышляевой были только мужчины
0

Читайте также в этом номере:

Время говорить о Севере (Марина БУШУЕВА)
Первопроходчики недр (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск