Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Великая Победа великой страны!
ПОДРОБНОСТИ
11 мая 2010 года, 16:23
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ, Николай ЩИПКО, Дмитрий ДОНСКОЙ
Каким увидели празднование 65-летия Победы корреспонденты “Заполярного вестника”
Весенние цветы на холодном ветру
 
Лариса МИХАЙЛОВА
 
По Ленинскому проспекту разливаются мелодии военных лет. С крыш домов коммунальники сбивают шапки снега, намерзшего за ночь. Норильскому ветру хватило нескольких часов, чтобы сменить направление с теплого южного на северо-западное, а столбик термометра резко опустился на двенадцать делений вниз. К зданию администрации города подходят тепло одетые пожилые люди с георгиевскими лентами. Утро 9 Мая. Город готовится торжественно отмечать юбилей Великой Победы.
 
В здании администрации «именинников» встречают сотрудники управления социальной политики. Женщины помогают пожилым людям закрепить на одежде алые ленты с надписью «Ветеран войны».
 
Как я выжил, будем знать…
Герои принимают поздравления, обмениваются впечатлениями от прошедших встреч, разбирают флажки, с которыми пройдут в праздничной колонне на площадь Памяти Героев, получают в подарок цветы – от администрации и одной из авиакомпаний. Сирень, гвоздики, тюльпаны. Женщины-ветераны беспокоятся, чтобы цветы не замерзли на холодном ветру, кто-то укутывает хрупкие бутоны в пакеты.
– Я подумала, что самые весенние цветы – сирень, ее и надо дарить 9 Мая, – сказала Тамара Шеверева, держа в руке праздничный букет. Директор художественной галереи, заслуженный работник культуры РФ Тамара Анатольевна Шеверева с рождения оказалась узницей фашистского концлагеря. Какие-то эпизоды помнит сама, но по большей части о годах войны ей рассказывали родители, к счастью, оба выжившие в тяжелых испытаниях.
– Из бараков женщин выгоняли на работу в шесть утра, возвращались они в восемь вечера. А я лежала одна, – вспоминает Тамара Анатольевна и рассказывает несколько историй из жизни мамы и папы в концлагере. – Наверное, мне суждено было выжить. Может быть, для того, чтобы открыть в Норильске художественную галерею, – улыбнулась Шеверева.
– Нас из плена освободили англичане. Один из них, темнокожий, как теперь скажут, афроангличанин, взял меня на руки и спрашивает через переводчика, нельзя ли покормить ребенка, можно ли мне съесть шоколад. То ли переводчик не так истолковал вопрос, то ли женщины неправильно поняли, но одна из узниц говорит моей маме: «Спрячь ее, Галя, мы так берегли девочку, а он хочет ее съесть!»
 
Войска и техника готовы
У Музея истории освоения и развития НПР, куда вот-вот должны прибыть автобусы с ветеранами и откуда начнется движение парадного расчета войск Норильского гарнизона и автомобильной колонны, на ветру репетирует духовой оркестр колледжа искусств. Опробовав инструменты, музыканты забегают погреться в здание музея. Время до начала торжественной церемонии еще есть. Дирижер Николай Петров дает последние наставления: «Нам нужна одна победа…» С этой известной мелодии и начнется музыкальное сопровождение торжеств, посвященных 65-й годовщине окончания войны.
Тем часом на площади перед музеем собираются горожане, выстраиваются в шеренгу ветераны войны. К ним присоединяются руководители Норильска и Заполярного филиала компании. Двумя часами позже многие горожане вернутся в музей, чтобы побывать в Первом домике Норильска. 9 мая здесь открылась новая выставка «История геологических открытий». Она включает в том числе и раздел, связанный с жизнью участницы Великой Отечественной войны – врача Елизаветы Ивановны Урванцевой.
  … Вдали показалась колонна автомобилей, за ними парадный воинский расчет. Начальник Норильского гарнизона докладывает главе города: войска и техника к проведению парада готовы. Колонны начинают движение по Ленинскому проспекту к улице Севастопольской, центру проведения торжеств.
 

Сегодня все мы на параде
 
Марина БУШУЕВА
 
На улице минус двенадцать, обжигающий ветер. Аж слезы выступили. Это чтобы Победа не казалась слишком легкой, слишком давней.
 
– Окончание войны? Конечно помню! Утром соседка постучалась и говорит: «Девчонки, радость-то какая! Война кончилась!» Смотрим – все из домов на улицу вышли, хотя дождь шел, и песни военные поют. И мы запели! – вспоминает Елизавета Таланова, ветеран труда и труженица тыла.
– 65 лет назад это было! А кажется – как вчера, – говорят ветераны, стоя на морозе, смотрят на Вечный огонь, слушают военные песни, звучащие на всю улицу, и вспоминают… Молодость, фронтовых друзей, радости и горести.
– 230 ветеранов Норильска должны были получить государственные медали к Празднику  Победы. Пока медали дошли, девять человек умерли, трое умерли в течение месяца после, – говорит Сергей Шмаков, мэр Норильска.
 
Где такая площадь?
Народ стал стекаться на Севастопольскую после десяти утра, за час до парада. Открылись палатки с шариками – 100 рублей самый маленький, заполненный гелием. Не успели купить – лопнул. Крик, слезы – какой теперь праздник? Уже запахло шашлыком, но обещанной солдатской каши еще не было.
– Где у нас площадь Победы? – спрашивает молодая женщина с ребенком.
К 11.00, несмотря на погоду, площадь Памяти Героев (площадь Победы находится в Талнахе) была заполнена. Ближе к ветеранам охранник не пустил, журналистское удостоверение, как назло, я дома забыла. Пришлось искать себе место позади Вечного огня, смотреть сквозь щелочку. Уже подходили солдаты.  
 
Важно, как на фронт
В Москве, в парке Победы, честь зажечь юбилейный Вечный огонь выпала бывшему директору Норильского комбината Владимиру Долгих. В годы войны в нашем городе развернулся трудовой фронт – была выплавлена первая партия меди, позже – никеля. Комсомольцев призывали на заводы со словами: «Это так же важно, как и на фронт». Норильскому комбинату в числе лучших предприятий страны на вечное хранение оставлено Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
…Пьяный проходит мимо колонки, откуда слышатся праздничные поздравления: «Ну чего ты орешь!? Лучше скажи, где тут кашу дают!»
Тем временем к площади приближаются военные расчеты. Не настоящие, конечно, импровизированные. Но выглядит красиво. Позади – военный оркестр. Уже самый настоящий. От «Прощания славянки» на глазах наворачиваются слезы.
– Дорогие наши дети, внуки, берегите Родину. А мы, пока живы, поможем вам! – говорит Наталья Николаевна Голубятникова, председатель Норильского совета ветеранов войны и труда. Активная, подвижная, деловая. Несмотря на возраст, все успевает – пока она на посту, о ветеранах не забудешь.
Действительно, у ветеранов сегодня трудовые будни. Если здоровье позволяет, ездят по школам, в воинские части. Своим примером показывают: пока есть сила духа, ничто не сломит человека. И думаешь, что пережили они, и каждый раз удивляешься их позитиву.
 
Горжусь!
– Ух ты! Мама, мама, настоящие пушки! – малыш тянет мать к гаубицам. Их установили на площади Памяти Героев накануне вечером. Норильчане с удовольствием фотографируются на фоне  военной техники. Вот мальчишка-курсант – приехал домой на каникулы. С гордостью фотографируется с ним родня.
Говорят, молодежь не хочет знать, помнить о войне – неправда. Парень с девушкой цветы купили, дарят ветеранам – помнят. Девочка-школьница не от коллектива, сама по себе несет гвоздички, вручает бабушкам-ветеранам.
– Раньше цветов не хватало. Теперь остаются…
– Как не праздник?! У меня прадед воевал, отдал свою жизнь за Победу. Горжусь! Его письма с фронта бабушка перечитывала – плакала. Прадед под Сталинградом погиб. Прабабушка совсем из другого города была, но, когда на пенсию вышла, туда поехала жить, и бабушка к ней переехала, – говорит Валентина Углова, одиннадцатиклассница из гимназии №1.
Ветеран молодежь теперешнюю ругает: ничего нынче не могут! Лентяи одни и тунеядцы! Посмотрел бы на вас в военное время!
– Неужели хотелось бы?
– Ну что ты, что ты говоришь! Это ж я так… Живите мирно, а то что же, зря, получается, воевали?!
 
Цена свободы
Символ мира – белых голубей выпустили над площадью в честь юбилея Победы. Шары красные, синие, белые – цветов российского флага – летят ввысь.
– Мы всегда будем помнить о той цене, которую заплатили за эту Победу, будем помнить тех, кто покоится в сырой земле. 7600 норильчан ушли на фронт, более тысячи навсегда остались молодыми, – говорит Сергей Шмаков. – Дорогие ветераны, это ваш праздник! И хотя все сильнее болят раны и боль потерь никогда не пройдет, но мы с вами и мы всегда будем заботиться о вас!
– Сын есть, но от него разве дождешься помощи! В магазин – сама, в аптеку – сама. Но ничего, у кого-то и вовсе нет родных и поговорить не с кем, – вздыхает старушка.
Пенсия у ветеранов хорошая, «Норильский никель» не забывает, администрация города – тоже. Жильем все обеспечены. Не хватает здоровья, внимания, теплого человеческого отношения. Дети, внуки – у всех дела, заботы свои. По мере сил помогают, конечно.
– Ваш дед где воевал?
– Под Москвой вроде…
– А в каком звании он был?
– Не знаю, дед не любил про войну говорить…  
 
Слезы радости
Парад закончился, всех пригласили кашу есть. Настоящую, солдатскую. Стоят, ругаются: «Мы здесь стояли!» – «Да вы уже третий раз берете!» – «А вам-то что!»
А нам так и не хватило.
– Придется кашу дома сварить, а потом на улицу вынести и есть! – говорит дочь.
Народ потихоньку расходится. Кто прогуляться по Ленинскому проспекту, кто по домам – скорее сесть за праздничный стол.
Ветераны после часового стояния возлагают венки к Вечному огню, потом их повезут чествовать в ресторан «Лама».
– Бабушка, ну что вы плачете?
– Не знаю даже. От радости, наверное.
 

Ветеран всегда остается солдатом
 
Лариса ФЕДИШИНА
 
«Мы каждого из вас помним, любим, чтим и ценим. Если бы не ваша победа и труд в тылу, наша судьба могла бы не состояться» – такими словами благодарил ветеранов Великой Отечественной Владимир Зайцев, первый заместитель директора Заполярного филиала – главный инженер, на традиционном приеме, который дает руководство комбината по случаю годовщины Победы.
 
На таких встречах в «Ламе» по заданию редакции мне приходилось бывать не раз. И я всегда отмечала особую дисциплинированность ветеранов: пришли строго к назначенному времени, как по команде выстроились в очередь к девушкам, повязывающим георгиевские ленты, приготовились к входу в зал…
И только по приветливым улыбкам, которыми ветераны встречают друг друга, по лучикам в уголках глаз, по какой-то торжественной выправке этих пожилых людей можно определить, что ветеранам очень нравится быть в центре внимания. Они рады этим традиционным встречам, каждый победный май  собирающим их в ресторане «Лама». У героев праздник. 65-й по счету праздник Великой Победы! И разделить эту радость – выстояли тогда, выдержали все, что уготовила судьба в мирные годы, и дожили! – ветераны с открытой душой готовы со всеми нами. Кто пороха не нюхал и о войне знает лишь по фильмам, книгам и рассказам самих ветеранов.
В эти майские дни они нарасхват: встречи, воспоминания, торжественные приемы. 85 ветеранов – участников войны и тыловиков – пригласили 7 мая на программу, организованную Заполярным филиалом «Норильского никеля». И каждому из почетных гостей постарались уделить внимание. Не только цветами и подарками, но и добрыми словами, хорошими песнями, красивыми танцами.
…Много лет назад мне довелось праздновать 9 Мая в семье моей московской подруги. В маленькой квартире на улице Беломорской накрыли большой стол, за которым собрались многочисленные родственники, и дед моей Ирины, боевой генерал, прошедший всю войну, встал в своем парадном мундире, взял рюмку водки и произнес всего два слова: «За Победу!» Свои ощущения от этого момента помню до сих пор…
 
Сто грамм с прицепом
«За Победу!» – был первый и главный тост, прозвучавший 7 мая 2010 года в ресторане «Лама». И каждый из нас понимал, что эти «сто грамм с прицепом» герои дня пьют за боевых товарищей, за родную роту, за трудовой фронт, за тех, кто не дожил… За всех нас, за Родину, которую завещали нам беречь.
Чуть позднее участники праздника поздравили с днем рождения Марину Николаевну Жинжину. Ей в этот день исполнилось 82 года. Ветеран от души поблагодарила за добрые слова, за теплый прием и пожелала всем дожить до ее лет. Это труженица тыла Жинжина, должно быть, к молодым обращалась. Некоторые гости заулыбались: мол, и постарше вас люди есть. До наших лет бы всем дожить в добром здравии!
Виктор Николаевич Греков, например, в нынешнем июле отметит 85-й день рождения. Воевал на Первом Украинском фронте, 9 мая 1945 года встретил в Праге. Узнал о победе от радистов из своей роты: они первыми услышали эту новость и немедленно поделились с боевыми товарищами.
Так получилось, что 9 мая вдвойне памятно для ветерана: именно в этот день, но в 1943 году, рядовой Виктор Греков отправился на фронт. А закончилась его солдатская жизнь на исходе ноября победного года. «Я попал в госпиталь, лечился, а потом меня вызвали и сказали: спасибо, повоевал, можешь ехать домой», – рассказывает Виктор Николаевич. 1 декабря 1945-го вернулся солдат в родной город Сычевка Смоленской области.
Ветеран помнит, наверное, все важнейшие даты своей жизни: когда устроился в управление связи Норильского комбината, когда вышел на пенсию, когда поженились они с Марией Петровной. Между прочим, 57 лет нынче, как живут супруги Грековы. Только у Марии Петровны здоровье сильно подкачало: она инвалид по зрению, так что в свет ветеран Великой Отечественной выходит теперь без жены.
Проблемы со здоровьем многим ветеранам помешали участвовать в праздничных мероприятиях. Но о них не забыли в Норильске. Тех, кто уже не в состоянии выйти из квартиры, со светлым праздником от имени Заполярного филиала поздравляли на дому. Всем ветеранам комбинат оказал материальную поддержку, а после встречи в «Ламе» каждый почетный гость этого торжества смог вернуться домой на такси. Транспортные расходы также взял на себя ЗФ.  
  
 
Операция «Гаубица»
 
Дмитрий ДОНСКОЙ
 
Корреспондент «ЗВ» первым увидел то, что все норильчане смогли лицезреть в праздник Победы.
 
Эпопея, длившаяся более полугода, благополучно завершилась поздним вечером 8 мая. Две гаубицы М-30 заняли свои места на постаменте на площади Памяти Героев. Между ними осталось место под танк. Но боевая машина в Норильске в ближайшее время не появится.
 
С точностью до минуты
Осенью прошлого года в администрации города заявили, что к юбилею Победы на площади Памяти Героев появятся три символа Великой Отечественной – танк Т-34 и две гаубицы. Чуть позже информацию уточнили: будет две гаубицы, и они уже в городе… Дальше – полная секретность: где находятся орудия в Норильске, знали единицы. Завеса секретности сохранялась до последнего.
Вечером 8 мая небольшой кортеж двинулся в сторону Старого города. И через несколько минут въехал в ворота одного из подразделений городского автохозяйства. Вот и бокс №7, то самое, секретное место, где с осени прошлого года находятся гаубицы М-30. Под две свежевыкрашенные красавицы отдан огромный ангар, потому, на первый взгляд, выглядят они миниатюрными. Вот только технические характеристики говорят об обратном: вес каждой почти три тонны, длина шесть метров.
По очереди в ангар въезжают два МАЗа, к которым крепят боевые орудия. Кавалькада выдвигается в сторону города, распугивая автомобилистов и заставляя восхищенно замирать горожан.
В час Х – по четко разработанному графику – два МАЗа с военной техникой появились на улице Севастопольской. Здесь уже наготове 25-тонный кран, рабочие…
– Просим всех отойти, будем монтировать пушечку…
 
Чтобы мы жили
Трехтонная гаубица сантиметр за сантиметром отрывалась от земли. «Стоп. Правее. Опускаем». Вся операция заняла несколько минут.
– Замечательно, что я вижу момент, когда орудия занимают свое место на площади, – говорит преподаватель НИИ Владимир Коровкин. – А то, что это делается в канун великого праздника, приятно вдвойне.
Тем не менее есть у Владимира Коровкина и тревога. Тревога за будущее орудий. Люди могут сотворить с ними все что угодно… Красиво-то красиво, соглашаются другие очевидцы, жители ближайших домов, но после праздника здесь будет раздолье для молодежи. Камеры слежения, милиция? Первое время это поможет, а потом? Окурков, бутылок, мусора все равно будет много.
Тем временем вторая гаубица становится на свое место… К гаубицам крепятся памятные таблички. Пока временные. Потом прикрепят антивандальные, на всякий случай…
– Давай еще немного постоим, – обращается к мужчине паренек лет двенадцати. И хотя сам дрожит от холода, он готов еще и еще рассматривать орудия, которые прошли Великую Отечественную.
– Внук, Юрий, – говорит мужчина вслед убегающему пареньку. – Я специально у родителей его сегодня забрал и привел сюда. Пусть испытает не только радость от того, что увидел, но и гордость за тех, кто воевал, – поясняет мужчина и представляется: – Сергей Долбилов, инженер автохозяйства.
Сергей Долбилов был старшим той группы, которая прошлой осенью доставила из Дудинки в Норильск две военные реликвии.
– Гаубицы прибыли из Красноярска под конец навигации. В Дудинке их передали нам. Везли не в контейнерах, а своим ходом, – поясняет Сергей Долбилов. – Прицепили к машинам, и так же как сегодня их доставили на площадь, мы привезли боевую технику в Норильск.
Тем временем Юра до последних деталей исследовал гаубицы и схватил деда за руку: пойдем домой.
– Юра, а что для тебя значит сегодняшнее событие? – спрашиваю мальчугана.
– В войне русские победили фашистов, чтобы мы могли жить!
И кто после слов мальчика скажет, что молодежь забывает нашу великую историю?
Летите, голуби
Этот день мы приближали, как могли
Майский день, букет сирени
В одном строю
Смотрите, дети, и запоминайте
Наследники Победы
Помянем тех, кого нет с нами
“Секретное оружие” теперь могут видеть все
0

Читайте также в этом номере:

Сквер и не только (Ален БУРНАШЕВ)
И удача улыбнулась (Яна АНДРЕЕВА, Лариса МИХАЙЛОВА)
Для взаимопонимания (Матвей БЕРЕЗКИН)
Готовы принять вызов (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск