Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Всегда в движении
Знай наших!
2 июня 2011 года, 16:04
Текст: Елена ПОПОВА
Жизнь Кати Гусевой – сплошной цейтнот. Застать ученицу  лицея дома почти невозможно. Одна олимпиада следует  за другой. Только девушка вернулась из Красноярска,  как уже надо ехать в Москву. И при этом ведь никто не отменял уроки! Контрольные она пишет на отлично и при этом  занимается шахматами, настольным теннисом, играет –  еще и весьма успешно – в городском клубе “Что? Где? Когда?”.  Катя – капитан лицейской команды. В свободное время  читает специальную литературу о программировании  и информационных технологиях, с которыми прочно решила связать свою жизнь. К списку ее многочисленных достижений  в этом году добавилось еще одно – победитель конкурса  “Ученик года – 2011”.
Спрашивать о том, что чувствует человек после завершения конкурса и объявления жюри о его победе, не имеет смысла. Волнения и тревоги уже позади, впереди – новые горизонты. Но я все-таки не удержалась, спросила.
– Не могу передать словами! – эмоции даже по прошествии времени переполняют Катю.
Надо знать почему. Из Ульяновска, с олимпиады по русскому языку, лицеистка приехала всего за несколько дней до начала городского конкурса “Ученик года – 2011”. Начался период контрольных работ, а ей еще надо было успеть наверстать пропущенный материал и при этом параллельно готовиться к конкурсу. Скидок на это никто не делал… По закону подлости дома сломался компьютер. Пропали фото-, видеоархивы, наработки. Все пришлось начинать с нуля. Но Катя человек творческий.
– Я знала, что хочу сказать в конкурсе “Визитная карточка” и как это должно выглядеть, – объясняет девушка. – Пришлось, конечно, помучиться с заданием “Портфолио”, но и с ним я в итоге справилась. Главное было сдерживать волнение. Соперники у меня были сильные.
Вместе  с Катей за звание “Ученик года – 2011” боролись учащийся школы №27 Степан Пигарев (номинация “Лидер”), Полина Беляева из третьего лицея (номинация “Моя спортивная карьера”) и ученица СОШ №45 Наталья Ермакова (номинация “Творческая личность”). Почему все-таки именно Катя, представляющая номинацию “Наука – мое призвание”, была признана в этот день судьями лучшей? Как никто, ближе к истине оказался один из участников конкурса Степан Пигарев: “Екатерина – это человек, который стремится к своей мечте и знает, чего он хочет”.
 
Выйти за рамки  школьной программы
Психологи и ученые давно дали определение понятию “одаренность”. Большинство из них сходятся во мнении, что это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, позволившей ребенку выделиться яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности. Однако у родителей Кати Гусевой есть свое мнение на этот счет: ничто не имеет значения без трудолюбия и настойчивости. Нынешний учебный год для их дочери оказался на редкость сложным и насыщенным.
– Дело в том, что раньше мне приходилось участвовать в основном в заочных олимпиадах, – рассказывает лицеистка, – когда на подготовку дается месяц-два, ты можешь читать книги, штудировать Интернет. Главное – успеть отправить работу в срок. Однако в этом году я была поставлена в такие рамки, когда свои знания нужно было показывать “вживую”. Ни сотовых телефонов, ни учителей, ни Интернета… Ничего такого очная форма олимпиад не допускает. При том что уровень их, даже по словам многих учителей, рассчитан отнюдь не на учащихся средней школы. Если ты, обучаясь, не выходишь за рамки школьной программы – твои шансы победить на олимпиаде равны нулю.
Десятый класс начался для Кати как обычно. “Обычно” означает турнир М.В.Ломоносова, который ежегодно проводит МГУ и в котором она не первый уже раз пробует свои силы.
– Турнир идет в режиме онлайн три-четыре часа. Времени хватает только на то, чтобы ответить на вопросы по моей любимой лингвистике. Задания очень интересные. Хотя у меня в этом году получилось справиться только с одним заданием из трех… – признается десятиклассница. – Другое дело – Всероссийская олимпиада школьников (ВОШ), которая традиционно начинается со школьного этапа. В этом году я проверяла свои знания по пяти предметам: русскому языку, математике, английскому языку, химии, информатике. И прошла на городской этап, где стала призером по русскому, математике и информатике.
 
Убить двух зайцев сразу
Результатами городского этапа олимпиады по русскому языку девушка осталась разочарована: ее попытку подойти к заданию нестандартно – она ответила на вопрос в стихах – в Норильске не оценили. Тем не менее прошлогоднее звание призера краевого этапа олимпиады по русскому языку автоматически давало ей возможность и в этом году поехать в Красноярск.
– А вот с информатикой все оказалось сложнее, – говорит мама девушки, Алла. – В то время как специалисты в Красноярске согласно рейтингу включили Катю в список участников следующего этапа олимпиады, у норильских специалистов оказалось свое мнение на этот счет. Описать наши чувства невозможно! Дальнейшую свою жизнь Катя собирается связывать именно с информатикой, а победа в олимпиаде дает возможность поступления в выбранный ею вуз без экзаменов.
Заявку на участие в краевом этапе олимпиады подали в последний день. После долгих переговоров со специалистами управления образования было решено, что Катя все же вылетает в Красноярск на олимпиаду по информатике, десять дней живет там, выступает на олимпиаде по русскому языку и после этого возвращается назад. Таким образом можно было убить двух зайцев сразу, сэкономив на дороге. Оплата билетов в том и другом направлении должна была производиться за счет средств долгосрочной муниципальной программы “Одаренные дети”. Все бы хорошо, но… Неожиданно всплыло еще одно обстоятельство – оказывается, по условиям программы требуется сопровождающий для ребенка. Где его взять? Дорога взрослому не оплачивается.
– Нам повезло, что нашелся такой человек! – говорит Алла. – Спасибо директору лицея №3, где учится Катя, Светлане Владимировне Яковлевой, которая согласилась отпустить своего сотрудника – учителя физики Нину Ивановну Черевань – вместе с моей дочерью в Красноярск. Педагог с большой теплотой отнеслась к моему ребенку, мы ей очень признательны!
 
Оно того стоило!
Сколько подростку пришлось проштудировать книг, сколько провести бессонных ночей перед поездкой на олимпиаду по информатике – вряд ли кто скажет. В Красноярске Гусевым пришлось снимать для дочери комнату. Но они уверены: оно того стоило.
– Олимпиада по информатике проходила в КГПУ имени В.П.Астафьева, – рассказывает десятиклассница. – Нас разместили в аудиториях, каждому предоставили компьютер с выходом в локальную институтскую сеть. Ни о каком Интернете речь, разумеется, не шла. Первый день мы сидели, выполняя задания, пять часов, на следующий – немного меньше. Напряжение было сильное. Во-первых, сказывалось волнение, во-вторых, осознание того, что ты представляешь свой город на уровне края и нужно сделать это достойно… Мандраж –  словами не передать! До самого последнего момента я знала только набранное мною количество баллов, а вот как справились с заданиями другие участники олимпиады, я не знала.
– Еще перед поездкой мы настраивали дочь: в этот раз главное – участие, – включается в разговор мама Кати. – Она ехала, что называется, “пристреляться”. И вдруг выясняется: в первый же раз у Кати такой успех! Она стала призером. “Пристрелялась” удачно.
– Я была счастлива! – не скрывает эмоций лицеистка. – Я совсем не ожидала этого. Дети из других городов края, которые вместе со мной принимали участие в олимпиаде, занимаются в специальных секциях. Их готовят к этому мероприятию педагоги. Многие школьники уже не первый год принимают участие в олимпиаде. В то время как я готовилась к ней самостоятельно.
На олимпиаде по русскому языку все было еще жестче – мероприятие длилось всего один день.
– Вернулась я поздно, часов в 11 вечера, – вспоминает девушка. – Уставшая, но счастливая. Набранных мною баллов, по моим подсчетам, хватало даже на то, чтобы меня отправили на общероссийский этап по русскому языку. Хотя наверняка я тогда этого не знала.
Катя оказалась права. На краевом этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку именно она, норильчанка, набрала самое большое количество баллов и стала победителем.
 
Стимул, чтобы победить
Праздновать победу по возвращении в Норильск, как всегда, оказалось некогда. Девушка рассказывает:
– Когда дома я открыла электронную почту, то прочитала сообщение: через два дня заканчивается второй тур всероссийской олимпиады “Информационные технологии” (в первом туре я участвовала еще до отъезда в Красноярск). Пришлось срочно мобилизоваться и принять участие во втором туре. После чего меня пригласили на очный этап в Москву.
Это была не единственная новость. В олимпиаде по нанотехнологиям, в которой наряду с прочими Катя также успела поучаствовать, она стала призером и, учитывая это, могла поехать в Москву на заключительный этап. Однако девушка отдала предпочтение информатике.
– Я зарегистрировалась на очный тур. И в это же время объявляют сроки проведения заключительного этапа ВОШ по русскому языку. Разница между ними – всего неделя. Все складывалось удачно: я решила, что могу вылететь на информатику в Москву, а через несколько дней вместе с группой Красноярского края выеду в Ульяновск, чтобы принять участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Выстроенная лицеисткой и ее родителями схема рухнула в тот момент, когда Гусевы узнали: сроки олимпиады в Ульяновске сдвигаются.
– Это означало, что дочери придется одной жить в Москве, где у нас нет знакомых и где придется снимать квартиру двадцать дней, – говорит Алла. – В итоге Кате пришлось возвращаться в Норильск, а потом снова ехать в Ульяновск.
В Москве на олимпиаде “Информационные технологии” Катя стала победителем. В Норильск она вернулась 28 марта. А через две недели снова выехала в Ульяновск – на олимпиаду по русскому языку. Выступление здесь оказалось менее успешным. Однако, как признается Катя, для нее это только стимул к тому, чтобы приехать в следующем году и добиться успеха.
Как в перерывах между этими поездками десятиклассница умудрялась учиться, писать контрольные и диктанты, заниматься спортом и участвовать в общественных мероприятиях, как могла справляться с нагрузкой, которая не каждому взрослому по плечу? Загадка. Однако можно понять, почему родители Кати уверяют, что жизнь их дочери – сплошной цейтнот.
– Она постоянно в движении, – говорит мама десятиклассницы. – Невозможно передать словами чувства радости и гордости, когда я услышала, что учеником года – 2011 стала моя дочь. Кате пришлось нелегко – ведь все шаги к этой победе ей пришлось сделать самостоятельно, без чьей-либо помощи. И я прекрасно понимаю, сколько труда за этим стоит.
0

Читайте также в этом номере:

И расцветет озеро Долгое (Татьяна РЫЧКОВА)
Талнах ждут перемены (Юлия КОСТИКОВА)
Гора с чердака (Ален БУРНАШЕВ)
С грантом по краю (Юлия КОСТИКОВА)
Театр начинается со студии (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск