Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Встать и выйти из самолета
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
28 июля 2010 года, 17:18
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
День Воздушно-десантных войск планируется отметить прыжками с парашютом. В этом поучаствуют не только подготовленные спортсмены, но и так называемые перворазники. Корреспондент “Заполярного вестника” вызвался пройти курс начинающего парашютиста вплоть до его логического завершения.
“Правый борт, встать!” Именно такой командой парашютистов приводят в состояние боевой готовности. В армии. Под бортом 900 метров. Слегка заметно, что земля круглая. Секунды созерцания – и по очередной команде: “Пошел!” – парашютист отделяется от самолета. Первый, третий, пятый… Стоп! Пятый – это, кажется, я…
 
После службы в Воздушно-десантных войсках на гражданке я не единожды испытывал желание прыгнуть с парашютом. В армии хочешь не хочешь программу боевой подготовки выполнять надо, и причин тому великое множество. Один командир роты чего стоит. А вот на гражданке, согласно моему представлению, все обстоит сложнее. Настоящее испытание воли. В том смысле, что до последнего остаются пути отступления. Например, в самый ответственный момент можно обмануть себя, сославшись на дурное самочувствие, и сотни сослуживцев не расстреляют тебе затылок упрекающими взглядами. Разве не испытание?
Меня слегка удивило, когда помощник инструктора парашютного клуба “Императоры небес”, где я заявил о своем желании, сообщил, что армейский опыт на гражданке в зачет не идет и все этапы предпрыжковой подготовки мне придется проходить вместе с новичками. Благо, что с инструктором, как и с законом гравитации, не поспоришь. Ведь парашютный спорт не игрушки. Может, и правда что-нибудь позабылось.
 
Не боимся – моделируем
Для отработки элементов прыжка на базе аварийно-спасательной службы есть специально оборудованный класс. Собственной площадки для тренировок у норильских парашютных клубов нет, но спасатели охотно идут спортсменам навстречу, предоставляя свои ресурсы. Ведь и прыгать зачастую им выпадает вместе с представителями клуба – далеко не всем спасателям хватает прыжков, предусмотренных программой их службы. Ведь это дело такое: стоит попробовать – и уже не можешь жить без специфических переживаний.
В классе парашютной подготовки к потолку прикреплена подвесная система, что имитирует состояние наполненного купола.
Щелкаю карабинами ножных обхватов, на глубоком выдохе застегиваю грудную перемычку. Следом привычно прижимается к торсу запасной парашют З-5 (надеюсь, не пригодится!).
Помощник инструктора Сергей Ромашкин берет на себя роль выпускающего.
– Приготовиться! – командует он.
Тренировку начинаем с отработки отделения от самолета. По факту ничего сложного. Главное – контролировать эмоциональное состояние. А эмоции в этот момент напрашиваются самые разные.  
Ноги полусогнуты. Левая впереди. Руки на груди крест на крест. Правая держит кольцо.
– Пошел! – звучит голос выпускающего.
Правой ногой подшагиваю к выходу, а левой что есть силы отталкиваюсь от борта в сторону против движения вертолета. Скорость транспорта на выходе – 120 км в час.  
Во избежание нештатных ситуаций в комплектацию парашюта входит страхующий прибор, который обеспечивает выход основного купола, – это на тот случай, если парашютист по каким-либо причинам не привел парашют в действие при помощи кольца. Например, потерял сознание или растерялся. Но полагаться надо на себя. Нетронутое кольцо – а такие случаи бывают – это грубое нарушение. Недопустимое. Контролировать ситуацию должен человек, а не механика. Иначе зачем вообще выходить из летящего вертолета? Это как минимум ненормально.  
 
Секунда за три
Элемент отделения от вертолета отработан. Кстати, прежде чем дернуть кольцо, необходимо выдержать три секунды. Ими ограничено свободное падение при обычном прыжке. За это время стабилизирующая система обеспечит положение тела, при котором возможен безопасный выход основного купола. За счет ее сопротивления парашют и покидает ранец после того, как открывается двухконусный замок. Здесь есть небольшой нюанс, и он основан на специфике человеческого восприятия. Работая на пределе, нервная система иначе воспринимает время. Единицу мозг воспринимает за три, а потому привычный способ считать секунды становится неприемлемым, как бы ты ни старался сохранить адекватность. Учитывая этот факт, счет ведут трехзначными цифрами. Например, вместо “один, два, три” считают: 501, 502, 503. И только после этого резким движением руки к правой ноге выдергивают кольцо. (Чтобы не потерять, его лучше надеть на руку.) После этого можно разгруппироваться и осмотреть стропы на целостность. Нет ли перехлеста.
Неотъемлемый этап подготовки – моделирование ситуаций, которые могут возникнуть во время снижения. Их не так много. Важно уделить внимание особенностям использования запасного парашюта и правилам расхождения в воздухе с другими парашютистами.
Первый прыжок, как правило, предлагают совершить с куполами серии Д, так как они просты в управлении. А вот сама по себе такая характеристика, как управляемость, этим парашютам свойственна относительно. Золотое правило – развернуться так, чтобы ветер приходился в спину. О точечном приземлении речи не идет, а потому перворазникам предоставляют максимум простора: участок тундры возле “Надежды” – вот наш объект для прицела. Ноги вместе. Мышцы напряжены, колени ослаблены, чтобы создать эффект пружины и уберечь от лишнего напряжения позвоночник. Остаться на ногах – это уже знак качества. Но лучше завалиться на бок на левую сторону (на правой крепится страхующий прибор, а он подороже кольца будет!). Есть земля!  
 
Интервал, дистанция  и справочка  от психиатра
Десантирование из вертолетов типа “Ми-8” (с него нам и предстоит прыгать 2 августа) обеспечивает достаточную дистанцию между парашютистами, а потому вероятность схождения велика только при наличии сильного ветра.
Ох и вспоминается мне “Ил-76”, в который загружается полностью укомплектованная рота, и выход парашютистов производится не в один, а в два потока. На дистанции можно и не сойтись – скорость самолета на выходе – 360 км в час, а вот интервал набирать приходится самостоятельно. Свободные концы следует тянуть на себя в сторону от снижающегося поблизости товарища. Ему же в этот момент надо строго посоветовать тянуть в противоположную. И не церемониться с выбором интонации – не та ситуация. Причем команды подает первый, кто заметил опасность схождения куполов. К слову, отличная возможность принять под свое начало какого-нибудь унесенного ветром полковника.
– Правые тяни, кому сказано!
Вот только на земле потом лучше не появляться.

 
Сегодня согласно новой программе обучения подготовка будущих парашютистов проходит всего за три дня.
– Этого вполне достаточно, чтобы усвоить практические навыки, – говорит Сергей Ромашкин. – В психологическом плане человек готовится самостоятельно. Готов, значит, готов. Нет, значит, нет. По большому счету мы даже не занимаемся агитацией. Люди сами на нас выходят.
Выпрыгиваю из подвесной системы. Ноги затекли. А чувства удовлетворения никакого. Моделирование – это что-то далекое от реальности. Желание пережить незабытые ощущения обостряется. Теперь, кажется, точно прыгну. Даже подстраховался и, поделившись мыслями с читателем, путей отступления себе не оставил.
А вообще, совершить прыжок может любой желающий, кому не противопоказано по состоянию здоровья. Мне, успешно прошедшему курс предпрыжковой подготовки, торжественно вручили направление на осмотр в психоневрологический диспансер, настоятельно рекомендовав не обходить стороной кабинет нарколога. На пути к осуществлению цели осталась еще укладка основного и запасного куполов и томительное ожидание обозначенного числа. На погоду уповаем.  
Говорят, что прыгнуть с парашютом дано не каждому. За исключением случаев, когда тебя об этом не спрашивают, как, например, в армии. Где ты ко всему еще и не генерал, а солдат срочной службы. Но есть и другое, не менее сильное, утверждение – парашютистов бывших не бывает. Можно завязать на год, на два, на десять. Но желание еще раз испытать себя в свободном падении останется в тебе навсегда. Метод Аллена Карра, работай он и по такому поводу, был бы здесь бессилен. Это вам не курить бросить. Скорее бы уже, скорее!
Стропы управления на себя – земля под ногами
В “Ил-76” посадка производится через рампу. Через нее же выходит “боевой поток”
0

Читайте также в этом номере:

Охранять природу (Виктор ЦАРЕВ)
Все, что на сердце у меня (Клара ВОЛЧО, бывший секретарь комиссии по делам несовершеннолетних талнахского горисполкома)
Городу нужен порядок (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск