Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Взгляд со стороны. Владимир ЛАРИН, директор заповедника «Путоранский»
11 февраля 2008 года, 12:16
В Норильске я ощущаю себя просто жителем, что-то делающим для города со своим эколого-просветительским центром.
Считаю, что раз я здесь живу, то обязан здесь и сейчас сделать что-то полезное. Можно, конечно, нарыть доперестроечный плакат с надписью «Берегите лес от огня» и сидеть под ним. Городить огород, создавая экоцентры, спасая овцебычат и тысячи три других подранков – это более сложный и тернистый путь, но наш заповедник выбрал именно его. И тут дело не только в отношении к профессии, но и в соблюдении собственных «шкурных» интересов. Наш экоцентр существует шестой год, через него ежегодно проходит более тысячи ребятишек. От нас они получают первые знания о том, что такое экология на территории. Чтобы делать что-то реальное в охране природы, нужно заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения. Надо растить союзников. Нынче каждый четвертый первоклашка уже знает, что в тундре живут совы, так как он видел их в нашем центре. Американцы воспитанием экологической культуры занялись значительно раньше, и через 40 лет к управлению их страной и бизнесом пришли экологически грамотные люди, а это значит, что природоохранникам там стало значительно легче работать. В конечном счете все зависит от людей.
К числу пессимистов я никогда не относился. Когда приехал в 1979-м в Норильск, город был молодым. Сейчас он заматерел. Мне очень не нравятся сегодняшние разговоры о том, что быть норильчанином и не престижно, и не выгодно. А что и куда ушло? Осталась самая уникальная в мире руда, самая уникальная в мире природа и много чего еще. Все это никуда не делось, и разговоры эти пустые…
Одна из проблем современного Норильска, на мой взгляд, – копание во всякой мелочевке. Мы экологию соотносим с наличием в воздухе диоксида серы или мусора на помойке, а экология, строго говоря, наука о связи всего живого и неживого. За всей этой суетой, конечно же важной, о большом и красивом мы частенько забываем. И совершенно напрасно, потому что все ценное, большое и красивое никуда не делось. Оно было и есть. Мы мало что знаем о себе. В престижнейшем «гринписовском» издании «Природное наследие России» на обложке – мои горы и мое озеро!  Путоранский заповедник пока только номинирован на статус природного наследия, но думаю, что мы будем девятым чудом после Байкала, вулканов Камчатки и т.д. На обложечке-то – мы!
Отдаю себе отчет в том, что у нас далеко не все получается. Что есть люди, которым нет дела до нашей природы, но  при определенном усилии и их можно развернуть в нужном направлении.
Многие очень болезненно, как и я, восприняли известие о смерти нашего питомца овцебычка Гришки. Звонят, спрашивают, зачем мы отправили его на растерзание волкам. Объясняю. Мы живем в ХХI веке, когда во всем цивилизованном мире стараются выпускать животных из тесных, вонючих клеток. Своему Гришке я ни под каким видом не желал жизни в клетке. И у него были пять месяцев настоящей вольной и шикарной жизни… Мои коллеги в других городах не могут понять, чем я недоволен. Блестящий эксперимент. Ты все доказал, говорят они. Все получилось изумительно, даже замкнулась пищевая цепь… И я понимаю, что они правы, с профессиональной точки зрения. Но они не выкармливали Гришку из соски, и он не бежал к ним навстречу, едва учуяв…
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск