Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
"Заполярный" как часть жизни
Юбилеи
22 октября 2010 года, 14:16
Текст: Елена ПОПОВА
Сегодня на руднике “Заполярный” праздник. Одно из старейших предприятий Норильского промрайона отмечает 65-летний юбилей. За эти годы рудник прошел все: и спады, связанные с выбытием исчерпанных производственных мощностей, и подъемы, и даже своего рода перерождения.
На смену скреперным лебедкам и ручным перфораторам пришло мощное самоходное горное оборудование. Единственное, что не изменилось за столько лет, – отношение людей к своей работе.
Уникальная Анастасия
На “Заполярном” ее помнят до сих пор. “Уникальная женщина, – сказал, передавая письмо одного из старейших работников рудника, директор Павел Изосимов. – Одно то, что Анастасия Биховец наравне с мужчинами работала взрывником, заслуживает восхищения. Вы когда-нибудь о таком слышали?”
Честно говоря, до этого момента я была уверена: известная Евфросиния Керсновская была единственная в Норильске женщина-взрывник. Значит, это не так? Я кручу в руках старую газетную вырезку. Статья о присуждении Анастасии Биховец медали “За трудовую доблесть”. “Она перепробовала многие мужские профессии, – написано в выпуске газеты “Горняк” за 1985 год, – взрывника, скрепериста, машиниста электровоза… Сейчас Анастасия Васильевна – машинист подъема. Специальность уже почти женская. Однако Биховец отличает от подруг одно немаловажное качество: она отлично знает конструкцию своей подземной машины и при необходимости без помощи слесарей может устранить неполадки…” Действительно уникальная женщина! Расспросить бы ее поподробнее о том времени, но живет сейчас 76-летняя Анастасия Васильевна на материке. В 1996 году она переехала в Назарово Красноярского края. Хотя за эти годы о своем предприятии не забыла. К юбилею рудника бывшая норильчанка прислала письмо со своими воспоминаниями.
“…28 сентября я выехала из Красноярска в Норильск, плыла последним пароходом на Север… – пишет она. – Все было интересно: как плыли, приезд, сам город… Норильск еще был небольшой – улицы Октябрьская, Горная, Ленина, а остальное – тундра. Очень много приехало молодежи. Все смеялись – “старички-норильчане”. Много было солдат, отслуживших в 1955 году. Тогда заключенных убирали со всех рудников, угольные шахты закрывали. Рудник 7/9, ныне “Заполярный”, набирал рабочих.
Конечно, я не хотела первое время идти под землю. Но деньги вышли, жить негде. Выход один – устраиваться на рудник. Пришла в отдел кадров. Посмотрели на меня – молодая комсомолка, красивая, с огромными косами. “Кем хочешь работать?” – “Простите, я ничего не знаю о подземной работе. А где больше платят?”
Начальник отдела кадров стал думать. Бурильщик не для меня. Тяжело. Сошлись, что буду работать скреперистом на добыче. Так с 11 октября 1955 года и началась моя трудовая жизнь на руднике.
…Добывала руду. Была исполнительна. Работала с огоньком. Училась все эти годы с отрывом и без отрыва от производства. На руднике администрация, директор мне всегда шли навстречу. Отправляли на любые курсы, где бы я ни захотела учиться. Все мне нравилось. Дали общежитие. Было не то девять, не то двенадцать человек в одной комнате. Потом нас стало четверо, потом – двое…
…Вся моя жизнь на “Заполярном” прошла. Под землей – больше, чем на поверхности. Скреперист на добыче, взрывник… Я работала на проходке взрывником. Окончила курсы машиниста электровоза, возила руду с 1980-го по 1985 год. Работала на лебедке по подъему груза по уклонам. Жизнь прошла как один день. Люди очень хорошие окружали меня, с кем я работала плечом к плечу. Они стали для меня родными…”
К слову сказать, эта уникальная женщина воспитала шесть детей. А один из ее сыновей – Сергей Биховец – 18 лет работает на “Заполярном”, из них 10 – машинистом электровоза на участке внутришахтного транспорта.
 
Ключи стали неожиданностью
Валерий Демидюк приехал в Норильск из Белоруссии в 1986-м, сразу после армии.
– А на “Заполярный” я попал в 1994 году, – рассказывает он. – Впервые в тот год спустился под землю. Правда, числился я тогда в ШПУ-4, входящем в состав НШСТ. Потом наше шахтопроходческое управление убрали с “Заполярного” – стоял вопрос о его закрытии. И я перешел в ШПУ-1 на “Октябрьском”.
Работал там до того самого момента, пока не узнал: у “Заполярного” появились перспективы, должна прийти новая техника. Я отучился в учкомбинате на курсах машинистов ПДМ и с тех пор так на “Заполярном” и работаю, отгружаю руду.
Валерий рассказывает, он еще застал на “Заполярном” скреперные лебедки и ручные перфораторы. Хотя сейчас это большой раритет. Молодежь не представляет, что это такое.
– Начиная с 1998 года на “Заполярном” стали появляться новые машины, – вспоминает он. – Маленькие выработки приходилось расширять под самоходную технику, нарезать новые поля. У старейшего предприятия комбината тогда начался новый виток развития. Наблюдать за этими изменениями было интересно. Хотя поначалу нелегко пришлось, – добавляет машинист ПДМ. – Оборудование новое приходило, а ремонтной базы, гаража, как сейчас, у нас не было.
Ремонты мы выполняли сами. Но постепенно все налаживалось. Сейчас техника вообще мощная приходит. К примеру, “Катерпиллер” с объемом ковша 5,7 кубометра вместо ST-2, где объем ковша был два куба, “Бумеры”… Хотелось бы, конечно, побольше таких машин, но мы и тому, что есть, рады. Работать, без сомнения, легче стало.
Валерий Демидюк перечисляет фамилии машинистов ПДМ подземного участка эксплуатации самоходного оборудования (ПУЭСО), с кем работает уже очень давно: Борис Давыдов, Александр Николаенко, Лев Резниченко…
– Со многими мы начинали еще в ШПУ. Хотя молодежи в последнее время на рудник тоже много приходит, – добавляет он. – Вот сейчас за мной закреплен стажер.
Валерий Демидюк качает головой: когда-то он ходил в учениках, а сейчас уже сам наставник. Быстро годы летят! Хотя ему как минимум еще десять лет придется жить и работать в Норильске.  
– Но оно того стоит. Этим летом в День металлурга директор Заполярного филиала Евгений Муравьев вручил мне ключи от квартиры в Подмосковье, – объясняет машинист ПДМ. – То, что я стал участником корпоративной программы “Наш дом”, явилось для меня большой неожиданностью. Есть ощущение, что кто-то заметил мой труд. Приятно. А еще радостно оттого, что перспективы у “Заполярного” есть. Говорят, запасов рудника хватит еще лет на пятьдесят. Ребята из ШПУ нарезают новое поле, пробили две штольни. Значит, не последний юбилей предприятия отмечаем.
 
“Гора вошла в мою жизнь”
Стаж горного мастера рудника “Заполярный” Андрея Седышева всего год. Уроженец Нижнего Тагила Свердловской области окончил горный техникум по специальности “подземная разработка”, а потом решил продолжить образование, поступив в Екатеринбурге в Уральский государственный горный университет.
– Когда я учился на третьем курсе, – рассказывает Андрей, – к нам в вуз приехали представители компании “Норильский никель”, они приглашали на практику на “Заполярный”. Меня это предложение заинтересовало. На материке многие предприятия из-за кризиса тогда испытывали проблемы, работу не найти. И я решил поехать в Норильск. Впечатлений после первой практики было много. До этого я уже бывал на рудниках в Нижнем Тагиле, но такого производства, такого уровня автоматизации, как на “Заполярном”, нигде не видел. Погрузочно-доставочная техника типа TORO и ST, буровые установки BOOMER и SOLO… Первое время я ходил с открытым ртом. Об этой технике я, конечно, слышал, теорию нам хорошо преподавали в вузе, но увидеть эти машины вживую мне довелось впервые.
После четвертого курса Андрей снова вернулся на “Заполярный”. И на преддипломную практику тоже приехал сюда. Написал дипломный проект по руднику “Заполярный”, защитил его на отлично. Сказалось еще и то, что у студента были хорошие наставники во время практики – Максим Филатов, Олег Шумейко.
– После окончания вуза я получил приглашение приехать сюда на работу, – продолжает горный мастер, – и в августе 2009 года прилетел в Норильск. Финансовая поддержка молодых специалистов, которую обеспечивает компания “Норильский никель”, сыграла при этом немаловажную роль. На материке я о таком не слышал. Оплата проезда и багажа, подъемные, оплата в течение трех лет съемной квартиры… А недавно по программе для молодых специалистов я смог воспользоваться льготным кредитованием для покупки квартиры в Норильске.
Андрей Седышев признается: начинать карьеру было нелегко. Помимо знания производства мастеру нужно уметь руководить людьми. Распределить работу так, чтобы выполнить наряд в полном объеме.
– К счастью, мужики отнеслись с пониманием. Коллектив у нас очень сплоченный, дружный, – признается Андрей и добавляет: – По программе обмена опытом я недавно смог побывать на других предприятиях Заполярного филиала – на рудниках “Комсомольский” и “Таймырский”. Там, конечно, своя специфика, совершенно другая система разработки. Мне, как молодому специалисту, было интересно это увидеть. Но при этом понимаю: уходить на другие рудники с “Заполярного” не хочу. Мне кажется, это нормально, когда человек долго работает на одном предприятии. Ты все знаешь до мелочей, знаешь коллектив… Для меня уже стало привычным, поднимаясь на вахтовке на смену, смотреть с горы на расстилающееся внизу пространство. Особенно красива эта картина зимой – город как на ладони, кругом огни, виден даже Талнах и Оганер. Ощущение такое, что не только город, но даже гора уже стала частью моей жизни.
Анастасия Биховец. 1950-е годы
Трудилась наравне с мужчинами
Работа машинисту ПДМ нравится
Валерий Демидюк: “Радостно то, что перспективы у “Заполярного” есть”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск