Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Жизнь открытых дверей
Взгляд со стороны. Михаил ШУСТЕРМАН, мастер ТРИЗ
12 мая 2008 года, 13:16
Один из героев фантастического рассказа Герберта Уэллса «Дверь в стене», будучи еще ребенком, гуляя в саду, увидел незнакомую белую стену с зеленой дверью.
Он открыл ее, и перед ним предстал прекрасный мир его мечты, наполненный красотой и любовью. Мальчик был счастлив и пожелал навсегда остаться за зеленой дверью, но настойчивые призывы потерявших его родных заставили мечтателя вернуться.
Шли годы, мальчик превратился в респектабельного мужчину, уверенно поднимавшегося по служебной лестнице. Но мечта о зеленой двери не покидала его. И вот, когда в очередной раз он спешил по служебным делам, зеленая дверь снова появилась перед ним. Однако герой был слишком занят – решался вопрос о его повышении в чине, и, горестно вздохнув, прошел мимо. И еще не однажды волшебная дверь приглашала его войти, но каждый раз находились причины, чтобы отложить задуманное.
Как-то уже на склоне лет герой решил сам найти почти забытую им волшебную дверь. Но, увы, она исчезла. И понял он, что упустил что-то большое и важное, что мимо него прошла та настоящая жизнь, о которой он мечтал  в детстве.
Где-то году в 1980-м на «Надежде», вернувшись из командировки, я услышал об Эдуарде Колончикове, проводившем у нас под патронажем главного механика комбината Данилова занятия по теории решения изобретательских задач, то есть ТРИЗ.  Тогда меня это заинтересовало, но по-настоящему  захватило, когда произошла смычка теории с практикой и появился АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач. Благодаря АРИЗу я нашел немало интересных решений, выполняя работу по специальности инженера-электрика. Уезжая, Колончиков передал мне все тризовские дела, и я стал проводить занятия с инженерами.
Поскольку в наследство в виде методической литературы Эдик мне ничего не оставил, я написал письмо Генриху Сауловичу Альтшуллеру, чьим детищем и была ТРИЗ. А через три года мы  познакомились  с ним на семинаре в Свердловске. После этого я решил  организовать семинар с его участием в Норильске, но, увы, не вышло…  Кое-кто из руководителей опасался, что могут быть неприятности, если Альтшуллер решит эмигрировать… Я, конечно, посмеялся, так как высокий чиновник не знал, что Генрих Саулович  в свое время уже получил 25 лет, после того как изложил  свою теорию в письме товарищу Сталину…  Но даже это не заставило его уехать из Советского Союза.
Альтшуллер в Норильск так и не приехал, а я, между прочим, после проявленной инициативы остался без должности на заводе. Во время моего отпуска ее просто сократили… Правда, благодаря тогдашнему директору завода Джонсону Таловичу Хагажееву должность инженера-конструктора вновь появилась в штатном расписании отдела НМЗ.
Это была моя первая «дверь», в которую я, в отличие от героя Уэллса,  вошел.
Вторая встреча с виртуальной дверью случилась почти в то же самое время. Методист СЮТ Ольга Михайловна Николаенко пригласила меня к школьникам.  И я стал говорить с ними о том же, о чем говорил на занятиях с технической интеллигенцией. И ребята заинтересовались. Была создана первая школьная команда, завоевавшая немало призовых мест на всесоюзных конкурсах, участвовавшая в представительных семинарах.
Свою третью «дверь» я открыл  в Находке, где проводил семинар с инженерами судоремонтного предприятия в конце 80-х. Узнав, что в Норильске я занимаюсь ТРИЗ со школьниками, меня попросили провести занятия с местными ребятишками.
Уже в машине я узнал, что меня везут в детский сад.  Когда я приехал, то извинился, сказав, что произошло недоразумение и я с дошкольниками не работаю. В ответ мне показали собравшихся малышей и то, чем с ними занимаются в этом детском саду.
На беседы с дошкольниками отводится не более 30 минут. Когда я заметил, что ребятишки зевают, часы показывали,  что я говорю почти в три раза дольше положенного. Так меня завело их желание понять, чего от них добивается этот взрослый, и их ответы. Когда я спрашивал о ресурсах, используемых человеком для решения определенных задач, услышал в ответ, что это мозги. Причем малыш не мог от волнения сразу вспомнить нужное слово.  Этот ответ впоследствии оказался типовым не только в детской аудитории, но и во взрослой.
Вернувшись в Норильск, я стал искать заинтересованных воспитателей и нашел. Дверь в этот прекрасный мир для меня, воспитателей и детей впервые в стране распахнулась ровно 20 лет назад. Как часто и мы, поддавшись течению житейской суеты, подменяем свои истинно великие цели мелочными, искусственно надуманными заботами. Как часто в погоне за сиюминутной выгодой проходим мимо своей зеленой двери. Но она еще открыта. Входите, вас ждет удивительный и прекрасный мир, имя которому – творчество.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск