Знакомьтесь: рудник «Октябрьский»
Профориентация
21 октября 2009 года, 16:11 Фото: Андрей СОЛДАКОВ Текст: Андрей СОЛДАКОВ
|
Осознанный выбор профессии может прийти в любом возрасте – один с шести лет, после просмотра кинофильма «Офицеры», видит себя в погонах и все же становится офицером, а кто-то до последнего звонка мечется между юриспруденцией и фотожурналистикой.
Чтобы помочь старшеклассникам сделать выбор, «Норникель» совместно с Корпоративным университетом проводит профориентационные экскурсии. В рамках проекта «Формула успеха» такую экскурсию организовали для учеников 11а класса норильского лицея №1. Будущие выпускники побывали на одном из самых мощных рудников Евразии – «Октябрьском».
Мне и вам достанется, и еще останется С первых минут экскурсии закралось подозрение, что это мероприятие старшеклассникам неинтересно, но подозрение, к счастью, не оправдалось – чем ближе к руднику, тем больше они интересовались происходящим. Даже задремавший было на последнем сиденье паренек проникся рассказом и увлеченно слушал экскурсовода. Школьники узнали, что «Октябрьский» – это город под землей. Одиннадцать вертикальных стволов, десяток горизонтов, железнодорожное депо, мостовые краны, ремонтные цеха, заправки, мощный бетонный комплекс, цех по производству взрывчатых материалов. Немало и интересных фактов: если вагонетки с добытой за эти годы рудой (114 миллионов тонн) объединить в один состав, то он два раза обернет Землю по экватору. А количества произведенного на «Октябрьском» бетона для закладки выработанных пустот, хватило бы на строительство нескольких десятков египетских пирамид. В роли экскурсовода перед школьниками выступила ведущий специалист по информационному обеспечению Корпоративного университета Яна Ли. Яна Евгеньевна скромно называет себя программистом, и видно, что волнуется: второй раз она проводит экскурсию. Надо сказать, волнения ее были напрасны – рассказ об истории Норильска и «Октябрьского» увлеченно слушали и старшеклассники, и педагоги – классный руководитель Марина Богодухова и куратор проекта Оксана Феоктистова. Кстати, Оксана Евгеньевна несколько лет трудилась на руднике стволовой, так что и ей было что сказать, когда у ребят в процессе экскурсии возникали вопросы. Сначала школьники познакомились с исполняющим обязанности главного геолога рудника «Октябрьский» Александром Пономаревым. Он рассказал о запасах предприятия. А на обычный вопрос: «А на сколько лет руды на «Октябрьском»?» – ответил, что на век школьников и их детей хватит, еще и останется. Аплодисменты горнякам Эстафету у геолога принял Андрей Соловьев – сменный механик участка скиповых и клетьевых стволов. Андрей долго и быстро вел нас по галереям и переходам, и лицеистов предупредили, что отставание от группы не приветствуется, ибо найти выход из переплетений галерей и коридоров новичку совсем не просто. Пока ожидали клеть с глубоких горизонтов, Соловьев рассказал о ее устройстве, вместительности, технике безопасности и ответственности, которую несут люди, работающие на этом участке. В это время из недр талнахской земли на поверхность поднялись горняки. Лицеисты встретили их спонтанными и громкими аплодисментами. Чем немало удивили «октябрят» – это было видно по глазам и реакции горняков, вышедших из клети. Последним пунктом экскурсии становится ламповая, где хранятся и заряжаются аккумуляторы для шахтных фонарей, лежат самоспасатели, газоанализаторы. Здесь выдают и рабочие номера с ведением учета спуска и подъема горняков. Обо всем этом лицеисты узнали из рассказа сменного бригадира Валентины Бастрыгиной. В ламповой куда интереснее, чем ходить по галереям – тут в прямом смысле слова разрешили прикоснуться к профессии. – Тяжелая каска… Тяжелый самоспасатель… Тяжелый аккумулятор… Тяжелая работа, – слышится от ребят, примеряющих на себя горняцкую амуницию. Есть время подумать В автобусе подсаживаюсь к двум парням – Ивану Абрамову и Павлу Барабанщикову. – Какие впечатления от «Октябрьского»? – спрашиваю школьников. – Жаль, не побывали в шахте, – говорит Иван, – очень хотелось бы спуститься вниз. Но общее представление появилось, и теперь я совсем по-другому смотрю на труд горняка и еще раз убедился, что такая работа по силам не каждому. Для себя я уже определил, что буду военным. Конечно, обстоятельства в жизни складываются по-разному, и не факт, что все так будет, как хочется сегодня, но я буду стремиться к своей цели. – Обидно, что нельзя нам в шахту, – вторит своему однокласснику Павел, – хотя и этой короткой экскурсии хватило, чтобы понять, насколько нелегкий и опасный труд у горняков. Скажу честно, вряд ли я когда-нибудь пойду работать в шахту. Мне интереснее интеллектуальный труд – возможно, моя профессия будет связана с туризмом, возможно, с культурой или с фотографией, может быть, с муниципальным управлением. У меня еще есть время подумать и определиться. Каждый сам кузнец своего счастья, гласит пословица. А если говорить образно, сегодняшние одиннадцатиклассники подошли к кузнечному горну и достают из него расплавленные заготовки. Кто-то не раздумывая берет хоть и тяжелую, но ту, на которую давно положил глаз. Кто-то с задумчивым видом выбирает из двух, кто-то мечется от одного к другому. Так или иначе, они выберут свою заготовку, и, что сделают из нее на наковальне жизни, будет видно уже совсем скоро. Выпускник Иван Абрамов правильно сказал, что жизни не всегда укладывается в запланированный сценарий. Возможно, кто-то из сегодняшних выпускников, кого опасность и трудность горняцкого труда отпугнула, со временем пересмотрит свои взгляды, придет в профессию и с удивлением обнаружит, что это его дело… |
0 | Твитнуть |