Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Золотая змейка и котелок с медом
Семейная реликвия
17 декабря 2009 года, 16:29
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ, Андрей СОЛДАКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Все предметы, которые Эдита Эдуардовна Кучкина относит к разряду семейных реликвий, она делит на норильские и донорильские.
К донорильским относится комодная салфетка, вышитая ирисом в стиле рококо немецкой бабушкой Мартой в 30-е годы прошлого столетия, ей же принадлежавший глиняный сувенир – башмак с кошкой и мышкой и деревянная шкатулка с крышкой. Серебряный полтинник 1925 года выпуска и медная копейка 1908 года достались семье от бабушки Дарьи и дедушки Трофима. Первый был подарен маме Эдиты Домне Трофимовне на счастье, вторую дед вручил внучке со словами: «Учись зарабатывать и беречь копейку!» Точно так же дедушка и бабушка одарили всех своих детей.
Самая весомая легенда у непримечательной с виду пустой ювелирной коробочки. Когда-то в ней хранился мамин браслет – золотая змейка, который папа подарил ей по случаю рождения Эдиты.
В 1943-м в разрушенном и нищем украинском городе Купянске пятилетняя Эдита заболела коклюшем. Болезнь вымотала ее, а лекарств не было. Мама продала на рынке свой золотой браслет и для начала приобрела котелок с медом. В суматохе она забыла его на прилавке.  
Сделав все покупки, Домна Трофимовна обнаружила пропажу и бросилась на розыски котелка.  Он был на месте, а женщина-продавец, стоявшая  среди уже пустых прилавков, гневно спросила: «Что же вы не предупредили, что мне придется его караулить?» Судя по жизнерадостной Эдите Эдуардовне, которая сидит в редакции и рассказывает эту историю, мед возымел действие, и больная выздоровела. Мама же вспоминала эту историю до последних дней.
К донорильским реликвиям относится также пудреница с надписью «Николаев. ТЖ» (буквы означают «Трест жировой»). Ее перед войной, до своего ареста, отец Эдиты Эдуард Гебель (он был репрессирован по национальному признаку, как немец) подарил своей жене. С названием треста связана популярная в 30–40-е частушка «И на губах ТЖ, и на щеках ТЖ, и на бровях ТЖ, а целовать где же?»
 
Дiагоналевыя брюки и молоко на розлив
С чердака дома бабушки Дарьи мать Эдиты Домна Трофимовна однажды достала черно-белый журнал «Верность», изданный в Санкт-Петербурге 10 ноября 1913 года. Его выписывал дедушка. Сейчас его хранят в семье как реликвию. Вот где можно окунуться в атмосферу почти столетней давности и даже познакомиться с образчиками старинной рекламы, предлагающей «изящные валеные сапоги» и «дiагоналевыя брюки». Все донорильские реликвии вместе с хозяевами проделали долгий путь в Норильск. Из Николаева в Херсон, потом в Купянск, затем в Сибирь, на станцию Злобино, куда сослали главу семьи, и – на Север.
В 50-м Эдуарда Гебеля отправили в Сухобузимский район. Семья последовала за ним. Здесь, в пионерлагере «Таежный», 17-летнюю Эдиту сфотографировал известный норильский фотохудожник Владимир Чин-мо-цай. Тогда он был просто начинающим фотографом, отлично танцующим вальс, однако признаки творческого подхода (см. фото) к делу налицо. Снимок вполне можно причислить к семейным реликвиям.
В 57-м уже в Норильске, на мусорке, Домна Трофимовна подобрала выброшенный кем-то на свалку истории вместе с портретом Иосифа Сталина и политрепрессиями «Краткий философский словарь». С тех пор эта реликвия хранится в семье. К числу раритетов Эдита Эдуардовна относит и телепрограмму норильского телевидения за 1966 год, активно призывающую избирателей принять участие в выборах в Верховный Совет СССР. Этот документ советской эпохи поражает своей лаконичностью. Норильского зрителя потчевали исключительно передачами местного производства, отечественными фильмами и спектаклями народных театров.
О стародавних временах, когда в магазине «Саяны» мороженое продавали на развес, а молоко на розлив, напоминает приобретенная здесь в начале 60-х шестигранная банка с чаем. То есть чай, конечно, Кучкины давно выпили, и в банке лежат пуговицы и нитки, но милые идиллические картинки с пионером, рыбаком и туристом на гранях не стерлись. Точно так же не стереть прошлое. Да и зачем? Маленький домашний музей хранит память о нем.      
Эдите 17. Фото Владимира Чин-Мо-Цая
Здесь лежала “Золотая змейка”
Башмак бабушки Марты и чай из магазина “Саяны”
Пресса образца 1913 и 1966 года
0

Читайте также в этом номере:

Синее расписание (Андрей СОЛДАКОВ)
Так похоже на Норильск… (Лариса ФЕДИШИНА)
Не понимает никто… (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск