Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
13:10 В Дудинке проходит этнический фестиваль «Большой Аргиш»
12:10 В Норильском индустриальном институте моделируют Север для работы и жизни
11:30 Блогеры из разных стран расскажут и покажут, какой он – Русский Север
10:05 Посещение «места силы» стало частью программы Ethno Fashion Tour
09:05 Участников этнотура FusioNNow посвятили в таймырцы
Все новости
Материковские каникулы
27 июня 2009 года, 12:41
Текст: Людмила ИЛЬИНА
Каждое норильское лето начинается со сборов детей на отдых. Одних – по путевкам, других – к родственникам. Родители уверены, что на материке детям будет лучше, даже без пап и мам. Там солнце, фрукты, море или река. Все бы здорово, но по возвращении с летнего отдыха многим ребятам требуется помощь по выходу из постматериковского кризиса. И родителям нужно быть готовым к этому, предостерегает психолог.
Северное лето – яркое и по-своему неповторимое, но непонятное для тех, кто никогда не бывал в наших краях. Длинная зима со снежными бурями, ветрами, сильными морозами и полярной ночью утомляет как взрослых, так и детей. И когда наступает долгожданное лето, только и разговоров, что об отдыхе за пределами Норильска. Хорошо, если у семьи есть возможность отдохнуть вместе. Но часто отпуска родителей не совпадают или вмешиваются иные обстоятельства, и детям приходится два-три месяца находиться вне семьи. По возвращении домой они долго не могут адаптироваться в Заполярье.
Энергию – в нужное русло
В начале нового учебного года приходится слышать жалобы как от родителей, так и от воспитателей и учителей, что ребенок очень изменился. Прежние сорвиголовы кажутся подавленными, превращаются на время в тихонь, а ранее послушные, наоборот, становятся неуправляемыми. У ребенка появляются привычки и выражения, которые он перенял у ребят или взрослых на материке. Те, с кем общались домашние мальчик или девочка, наградили их «уличной вольностью», вседозволенностью.
Неудивительно, что поначалу нашим детям не до учебы. Месяц-два, а то и три педагогам и родителям приходится «возвращать» ребенка к реальности. Особенно это касается детей младшего и среднего школьного возраста. Это тоже одна из особенностей нашего северного города.
А ведь все начиналось с благих целей – дать возможность ребенку поправить здоровье, отдохнуть, набраться сил. Все, впрочем, так и есть. Норильские дети проводят время на материке в подвижных играх. Мальчишки с утра до ночи гоняют мяч или катаются на велосипеде, девочки играют в куклы. Время от времени их влекут опасные и экстремальные места, куда ребята забираются в надежде, что мягкий характер бабушки или тети поможет избежать наказания.
Время летит быстро. Лето заканчивается. И родителям невдомек, что всего этого – и свободы, и солнца, и фруктов – ребенку для развития мало, что прежде чем отправить чадо на отдых, нужно хорошо продумать, спланировать его каникулы. Времяпрепровождение ребенка на материке должно быть полезным, интересным и плодотворным. Поэтому необходимо направить энергию ребенка в русло, позволяющее активно использовать свободное от учебы время для общения, развития творческих задатков, положительных сторон характера. Все это поможет ребенку расти и развиваться. Не будет этого – сегодняшние недочеты аукнутся во взрослой жизни. Пробелы потом будет труднее устранить.
Интерес и радость
Известно, что существуют две основные положительные эмоции: интерес и радость. Из них вытекают другие. Интерес и радость проявляются в творчестве и любви. Только в творческом труде преобладает интерес, а радость является чем-то вроде награды за успехи. Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Заинтересованный ребенок выглядит так, будто он прислушивается или присматривается. Это единственная эмоция, которая позволяет выполнять повседневную работу или отдыхать должным образом.
По словам известного психолога Томкинса, «взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта в не меньшей мере, чем разрушение ткани мозга. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса». Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Сочетание физической и интеллектуальной активности и влияние благоприятного климата как нельзя лучше помогут формированию характера, восстановлению и укреплению здоровья.
Полезные советы
Как быть родителям, отправляющим ребенка на лето к родственникам?
Очень важно до начала летнего отдыха найти время для общения с сыном или дочкой на тему, как бы они хотели провести лето. Отнеситесь к этому серьезно, не спешите с выводами, призовите на помощь фантазию. Можно даже проделать все в форме игры, особенно если ребенок дошкольного или младшего школьного возраста. Пусть он, к примеру, представит себя волшебником, которому нужно спланировать летний отдых.
И если пожелания его будут простыми и обычными – общаться с друзьями, играть на улице, смотреть телевизор, загорать, купаться, есть разные вкусности и долго спать, – взрослые могут помочь ребенку сделать программу его летнего отдыха более насыщенной и интересной. Те, у кого в таких делах мало опыта, могут записать пожелания чада на бумагу и обговорить их более детально, вспомнив три золотых вопроса: что? где? когда? Они всегда выручают в беседе.
Неплохо также заранее созвониться со своими родственниками, которые будут опекать ребенка, и обсудить с ними пожелания по предстоящему отдыху. Как его лучше организовать? Как подготовить ребенка к встрече с материковской родней? Скажем, для обновления интереса ребенка к родственникам можно поделиться милыми воспоминаниями из своего детства, вспомнить смешные и курьезные случаи прошлых лет, обсудить, что в них хорошего, что плохого. Более глубокому узнаванию бабушки или дедушки способствует совместное рассматривание фотографий в семейном альбоме.
Почему вредно скучать
Расспросите ребенка о том, что бы он хотел изменить в предстоящих каникулах, чему хотел бы научиться, что увидеть. Возможно, у вас на материке есть родственники, знакомые, соседи – заядлые рыбаки, автолюбители, садоводы, в общем, увлеченные люди, которые могли бы научить вашего сына или дочь полезным навыкам. Объясните ребенку, почему человеку вредно скучать. Он вас обязательно поймет, будьте уверены. Дети не понимают слово «нельзя», но они хорошо понимают, когда им терпеливо и грамотно объясняют, почему нельзя. Ваша задача – тактично поправлять и вносить коррективы в «сценарий», который создает ребенок.
От такого общения и вы, и ваш сын (дочка) получите много ценного. Ребенок начнет еще больше вас любить, его эмоции будут радостны от осознания того, что он вам интересен, и понимания, что его любят, считаются с его мнением. Ваши отношения обретут больше теплоты и мягкости уже потому, что вас объединят добрые воспоминания.
Рассказы о золотых руках бабушки, заслугах дедушки помогут ребенку лучше понять, в чем заключается вред, наносимый скукой. Ее можно сравнить с отсутствием калорий в пище или кислорода и углекислого газа в воздухе. Вот почему скуку не может выдержать никто. Пусть ваш ребенок знает, что радость окрашивает весь мир в яркие краски и человек становится уверенным, устойчивым и великодушным.
Наверняка вам захочется продолжить общение на другие важные темы. Общайтесь – это только на пользу.
А что касается плодотворного отдыха, то можно быть уверенным, что совместно написанный сценарий лета четко уложится в сознании ребенка и убережет его от неприятностей, добавит полезных знаний и навыков. Ведь бороться с плохим поведением малыша нужно не запретами. Лучше научить его творчеству. Тогда к ребенку придут успехи и ему захочется написать сценарий своей счастливой жизни!
0

Читайте также в этом номере:

Берег левый, берег правый (Андрей СОЛДАКОВ)
Готовимся к сезону (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Сезон закроет «Мистификатор» (Валентина ВАЧАЕВА)
Нашим бы пенсионерам такой обед (Ирина ОСТРЯНСКАЯ, флорист, Швейцария)
Удачной охоты… (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск