Человек укусил собаку
Чувство меры и баланс
4 марта 2008 года, 8:00 Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
|
Заметавшая пару недель назад Норильск пурга на несколько часов оставила без электричества радиотелевизионный центр. Целый вечер я не смотрел телевизор, он не был даже фоном, когда в экран поглядываешь время от времени. Очень непривычные ощущения.
Сперва щелкал каналы, надеясь, что хоть один работает, потом успокоился. В доме тишина… В кои-то веки принадлежу только себе и семье. Так ли уж плохо жить в мире без информации? Если в информации, которая приходит к нам с экранов, газетных или книжных страниц, преобладают криминальные новости, мыльные оперы и бандитские сериалы – не так уж и плохо. Думай хоть о возвышенном, хоть о приземленно-полезном. Зачем нам эти газеты и телеэкран? Вот ведь и профессор Преображенский поучал когда-то доктора Борменталя: – И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет. – Гм... Да ведь других нет. – Вот никаких и не читайте. И сказано это было тогда, когда телевидения еще не было. А то бы и ему досталось. А философ-экзистенциалист Кьеркегор – тот еще более ста лет назад утверждал, что со времени изобретения печатного пресса дьявол поселился в печатной краске. Продолжая мысль, можно сказать, что потом он, видимо, добрался и до голубого экрана, а сейчас уже и до компьютеров с ноутбуками. Газеты булгаковский профессор имел в виду, конечно, времен нэпа, те самые, для которых главными новостями были события типа «гражданин Бендер попал под лошадь». Но и в последующие времена «корабль» средств массовой информации, сообразно веяниям времени, кренило из стороны в сторону – от отъявленной желтизны до ходьбы парадным строем. В подцензурные советские времена журналист был пропагандистом и агитатором, количество негатива строго дозировалось, а положительные новости с полей и заводских цехов занимали большую часть газетных полос и эфира. И с нервной системой у всех все было в порядке. Вот только читатель (он же зритель) сетовал на кухне – без всякой надежды, что его услышат, – что читать и смотреть такие новости скучно. Работа журналиста сегодня – это в первую очередь охота за сенсациями. Нет сенсации в газете, и ее вряд ли кто-нибудь купит, даже тот, кто на словах ратует за то, чтобы в СМИ было побольше хороших новостей и положительных примеров для молодежи. И тут, как ни верти, музыку заказывают не журналисты, а именно зрители-читатели. Хрестоматийное определение дал один из классиков желтой прессы: «Если собака укусила человека – это не сенсация, но вот если человек укусил собаку…» Только кому захочется жить в мире, в котором люди каждый день кусают собак? Вот уже полвека человечество живет в эпоху информационного взрыва, который с появлением Интернета, кажется, достиг своего апогея. Как выделиться в перенасыщенном событиями информационном поле, ведь информация – это нарушенное единообразие? Если в Интернете или на страницах некоторых газет вы найдете анонсы «умер известный актер» или «трагедия великого спортсмена», не торопитесь проливать слезы. Чаще всего с упомянутыми людьми все в порядке, а заголовок – лишь способ приковать внимание. Привлеченный заголовком «Смерть Аллы Пугачевой», я прыгал по Интернету с сайта на сайт, давая заработать интернет-провайдеру, пока не отыскал материал, в котором рассказывалось, что Пугачева просто простыла, а от сильного насморка у нее разболелась голова, и она отключила свой телефон. А некоторые люди подумали, что она умерла. Сенсационный заголовок, высосанный из пальца. И подобных примеров не счесть. Как же быть в этой ситуации? Находить только хорошее в нашей жизни? Тогда такое средство коммуникации, как СМИ, станет неинтересно большинству. Искать только жареные факты? Тогда уйдет серьезный читатель. Видимо, как и везде, необходимо иметь чувство меры и соблюдать определенный баланс. Вот только найти эту золотую середину бывает нелегко. |
0 | Твитнуть |