Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Олений расчет
Принципы равноправия?
17 апреля 2008 года, 14:33
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Череда праздников оленеводов захлестнула Таймыр. И так каждую весну – как дуновение весеннего ветра, как веяние очередного времени года.
Аборигены всего Российского Севера празднуют не просто наступление весны, появление солнца, но и  окончание сезонного подсчета поголовья домашнего оленя в преддверии грядущего отела. В общем, этапный рубеж, знаменующий наступление еще одного немаловажного цикла жизни северных народов. Потому что численность оленя, пополнение поголовья для аборигенов Таймыра – традиционно жизненно важная составляющая.
День оленевода в апреле – празднование не только окончания так называемых сельскохозяйственных работ в тундре. Это возможность со вкусом «оттянуться» на празднике в райцентре, отвлечься от однообразных будней в глуши стойбища. Это повод блеснуть перед соплеменниками своим нарядом, доброй упряжкой, а также реальный шанс заполучить с ее помощью еще одного помощника в хозяйстве, главный приз праздничных гонок на оленях – снегоход или, в случае чего, лодочный мотор, бинокль, палатку.
За снегоход идет бескомпромиссная борьба более десяти лет – с момента проведения первого организованного праздника. При всем кажущемся глубоко патриархальном, почти первобытном укладе жизни тундровиков от железного коня никто из них не откажется. С некоторых пор взятие Гран-при на оленьих гонках в День оленевода превратилось в настоящий бизнес. Не удивительно, что в некоторых поселках Таймыра обладателями снегохода иной раз становятся одни и те же люди несколько лет подряд.
Как правило, это крепкие хозяева, уважаемые и зажиточные по тундровым меркам оленеводы. Они могут позволить себе взращивать в течение года перед праздником нескольких оленей специально для участия в гонках на оленьих упряжках.
У каждого оленя существует свой ресурс физических возможностей, определенный лимит пробега, если проводить аналогию с транспортными средствами. Можно не спеша аргишить (переезжать с места на место)  по тундре от стойбища к стойбищу на одних и тех же оленях несколько лет, понемногу расходуя их «ресурс». А можно загнать рогатых до смерти в несколько минут, выставив на этап в гонке на упряжках. Собственно, что и происходит в большинстве случаев на празднике оленеводов.
Такой «ресурс» у ненцев называется «нэдлово». Поэтому в течение года ездовых оленей берегут и равномерно откармливают, стараясь лишний раз не подвергать  физическим нагрузкам. Таких оленей, предназначенных исключительно для поездок на дальние расстояния или гонок, те же ненцы именуют «нэдалёрся хабт».  Одновременно их учат беспрекословно слушаться хорея каюра, потому что просто развернуть упряжку в нужную сторону на большой скорости посреди нескольких нарт соперников – задача не из легких. Особенно если учесть, что домашний северный олень довольно туго соображает, привыкнув монотонно двигаться по бескрайней тундре.
Ездовые олени в последний свой заезд на соревнованиях чаще всего уже не могут подняться после пересечения финишной линии и тихо умирают, пока хозяева празднуют победу. Даже если они остаются в живых, таких в нарты не запрягают несколько месяцев, поскольку свой ресурс они выработали на гонках. На смену им приходят новые, которых так же готовят к очередному Дню оленевода в стремлении взять Гран-при – снегоход «Буран». Именно таким образом неоднократным победителем гонок на оленях и, соответственно, обладателем нескольких снегоходов становился Олег Уксусников в Хатангском районе. Расчет – он и в тундре расчет.
Впрочем, аборигены тоже знают меру. Становиться каждый год победителем, лишать соплеменников возможности выиграть снегоход аборигены не станут.  Аборигены также не решатся запрягать в упряжку одних только выхолощенных важенок (самок), способных выстоять целый марафон. К тому же каждый год при определении победителя споры с судьями на финише столь горячи, что доходят не просто до матерной ругани, но и до драк. Принцип равноправия действует и здесь.
0

Читайте также в этом номере:

Проклятие конъюнктуры (Владислав ТОЛСТОВ)
Чтобы PIZA была ближе (Марина БУШУЕВА)
Танец живота для школьников (Анастасия БОРИСОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск