Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Тарас женился на Бульбе, или Опять про Бабу-Ягу
22 декабря 2009 года, 14:29
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Коммунистический классик сказал на заре советской власти – важнейшим из искусств для нас является кино. Менее известно, что полностью сентенция вождя пролетариата звучала откровеннее: «Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино». Сколько воды с той поры утекло, а люди все никак умнеть не хотят. Не «Белинского и Гоголя с базара несут», а все норовят в киношку сходить. И ведь вот что интересно, в «важнейшее из искусств» кино определили не только советские руководители, но и – посмотрите по карте, где находится Голливуд, – вершители судеб капиталистического мира. Лишний раз убедился в этом, отложив, так сказать, томик Борхеса и сходив, дабы не совсем отрываться от масс, на раскрученный голливудский блокбастер «2012».
Фильм, натурально, про Бабу-Ягу. А в финале Тарас женится на Бульбе. Хотя лично для меня факт женитьбы небесспорен. Люди, пережившие светопреставление, ликуют на палубах трех гигантских ковчегов, бороздящих просторы залившего планету океана. Ликование уместно? Многомиллиардное человечество погибло, да и сами мореходы – если говорить не об абстрактной нравственности, а о личном – лишились своих ближайших родственников. Сорока дней еще не прошло. Стоит ли ликование этих людей, правдами и неправдами взобравшихся на тайно построенные ковчеги, считать оптимистичным финалом? Хэппи эндом? Фактом состоявшейся свадьбы пресловутых Тараса и Бульбы? Голосить должны по утраченным близким, по преданному человечеству, по своей проданной совести. Но, как написали бы в социалистических газетах, «таковы их нравы».
Теперь о более прозаичном. Театральный классик говорил «не верю». Воспитанный на Конан Дойле, пытавшийся освоить дедуктивный метод Шерлока Холмса еще в пубертатном возрасте и не все принимающий без доказательств, и я повторю – не верю! Верю ли я в Гарри Поттера, летающего на метле, в хоббитов и орков, населяющих некую волшебную страну? Верю! Ведь в этих историях жанр сказки определен изначально. Верю ли я в Индиану Джонса? И тут ответ – да, так как и в повествованиях о нем реализм четко отделен от мистического. Я верю даже «Роковым яйцам» Булгакова, где сначала, без всякой научной парадигмы, Россию наводнили гигантские змеи, а потом, и опять без всякого объяснения причин, на Землю опустилось похолодание. У Булгакова фантастический антураж вводится для того, чтобы поместить людей в необыкновенные обстоятельства. В голливудский блокбастер как антураж введены не декорации, а люди. Этакий придаток к вулканической лаве и гигантским волнам. А постигшим Землю катаклизмам авторы фильма пытаются придать серьезную научность. Не смешите мои тапочки.
Несколько лет неуловимые нейтрино разогревают земное ядро, но климатических изменений на поверхности практически нет до той поры, пока от жара не начинают трескаться автобаны. Самолет спокойно пролетает сквозь плотные облака вулканического пепла, а его двигатели продолжают работать как ни в чем не бывало. Полуторакилометровые волны цунами накрывают…  восьмикилометровую Джомолунгму. Ряд можно продолжать. Нестыковочки. Нет, вы скажите сразу, что это сказка, что это новая серия «Десятого королевства». И не морочьте голову неуместным пафосом, приторной политкорректностью и профанацией геодезии, физики и космогонии.
Складному вранью можно многое простить. Беда в том, что фильм врет неталантливо. И при этом сделан, видимо, на потребу высоких попечителей «важнейшего из искусств» – по всем принципам пропагандистской агитки. Или, берите выше, замахиваясь на роль «не только коллективного агитатора и коллективного пропагандиста, но и коллективного организатора». Ленинская идеологическая гвардия оболванивала только часть населения планеты, голливудские  витии берутся накрыть культурологическими поделками, как волной цунами, все человечество. Но даже бюджет в четверть миллиарда долларов такую высокую волну поднять не в силах. Хотя как стараются, раздавая всем сестрам по персональной серьге, отшаркивая реверансы и чернокожим американцам, и папскому католицизму, и наиболее населенным странам мира – Индии и Китаю. Великий ученый и президент Америки с ближайшими советниками в фильме афроамериканцы, Ватикан перед лицом светопреставления объединился в молитве, массовая эвакуация человечества осуществляется китайцами с территории Непала. Вот только русские во главе с миллиардером Юрием показаны злорадными монстрами. Ну, у русских в голливудском кино всегда судьба такая (привет от «Красной жары» и Шварценеггера-милиционера).
Во многия знания есть много печали, изрек как-то царь Соломон. Похоже, мировая киноиндустрия решила не умножать мировую скорбь. На земле растет уже не первое поколение, почти безусловно верящее видеоряду. И взлелеяна уже целая общность людей, подобных киноколбасам – чем их начинят, то они в себе и носят. Причем с выражением перманентного оптимизма на лицах. Наверное, это кому-нибудь нужно? Коммунистическая пропаганда так и не вырастила «настоящего советского человека», но это почти удалось кинопропаганде голливудской. Вспомните Фореста Гампа, героя одноименного и, что удивительно, тоже голливудского фильма. Только настоящего фильма (исключение, подтверждающее общее правило?), а не поделок «про Бабу-Ягу». Форест Гамп – идеальный советский человек, выкованный в горниле капиталистического мира, – бесхитростный, патриотичный, трудолюбивый. Наверное, иметь таких граждан – мечта любого правителя.  Вот только как воспроизвести таких в достаточном для промышленного применения количестве? Да-да, «важнейшим из искусств для нас является кино». Если смотреть блокбастеры часто, не надо пить из лужицы – и так козленочком станешь.
Много слов по поводу никудышного фильма. Просто в кино давно не ходил, отвык. И, наверное, теперь не скоро пойду. Обложусь дома Абэ Кобо и Умберто Эко. Или Белинским с Гоголем. Говорят, их где-то на базаре продают.
0

Читайте также в этом номере:

Олени и тигры «Октября» (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Будем дружить (Марина БУШУЕВА)
Матч-перематч (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск