Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
31 января 2008 года, 14:38
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
На прошлой неделе практически незамеченными прошли два назначения. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин вошел в состав Федерального совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ. Днем позже мэр Ачинска Илай Ахметов (бывший директор Красноярского алюминиевого завода) возглавил краевой Совет муниципальных образований. Это уже тенденция: федеральная власть рекрутирует в общественные структуры, занимающиеся проблемами местного самоуправления, наиболее грамотных и ответственных управленцев.
И у президентского, и у краевого советов задачи одинаковые. На первом месте – совершенствование местного самоуправления. Это, на мой взгляд, такая «общегуманитарная» миссия, не предполагающая каких-либо конкретных действий. Далее – координация взаимодействия местных органов власти с властями регионов. Это уже теплее, хотя вряд ли общественные советы могут эффективно улаживать конфликты между уровнями власти. А вот третья миссия заявлена впервые: проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и нормативных актов по вопросам местного самоуправления. И это, можно предположить, главное, для чего в советы по местному самоуправлению вошли Хлопонин и Ахметов.
Вообще же, что называется, опомнились федеральные чиновники. Реформа местного самоуправления идет уже четвертый год, регионы и муниципалитеты вовсю делят полномочия, бюджетные учреждения меняют подчиненность, все это бурлит, шевелится и пытается куда-то двигаться… При этом после реформирования обнаруживается, что у местной власти нет никаких прав и инструментов контроля. Местной власти никто не подчиняется – все либо «под регионом», либо «под Федерацией». Зато «выше крыши» так называемых расходных полномочий: и за ЖКХ местные власти отвечают, и за ремонты, и еще за сотни больших и малых дел, вплоть до содержания и ведения архивов.
Почему в Москве и Красноярске именно сейчас и так поспешно занялись усилением общественных советов по местному самоуправлению? Ведь советы эти – общественные, то есть их правовой статус понятен из самого названия. Они могут выработать какие-то рекомендации, посоветовать, принять участие в обсуждении. Но при принятии окончательного решения их чаще всего не слышат – мало ли что там насоветует общественность!
Скорее всего, ситуация в муниципалитетах сегодня складывается так, что у местной власти в результате реформы практически отсутствуют рычаги для реального влияния на ситуацию в подведомственном муниципалитете. Уж сколько делили полномочия, сколько выясняли, кто за что должен отвечать, и оказывается, что (как это было недавно в Пермском крае)  градоначальник не может решить конфликт между налоговой инспекцией и местной пожарной частью – ни те ни другие ему не подчиняются. А в Костромской области отдаленные поселения чуть ли не треть бюджета тратят на командировки в областную столицу – каждую бумажку надо согласовывать там. И это только малая часть глупых и нелепых последствий административной реформы. Посмотрите новостные ленты за последний месяц – подобной «фактуры» там полно.
В свое время, когда только замышляли реформу местного самоуправления, много говорилось о том, что она даст муниципалитетам невиданные ранее свободы. Свободу самостоятельно распоряжаться доходами бюджета, свободу самим, без оглядки на региональное руководство, планировать развитие своих городов, свободу максимально влиять на все общественные и экономические процессы на местах… Обещали и то, что регионы, передав на места множество мелких и ненужных функций, будут больше внимания уделять муниципалитетам, помогать отстающим, поддерживать процветающие. Вы готовы сказать, что так оно и получилось?
Я – не готов. Вот самый последний пример. В Норильске в течение нескольких дней чрезвычайная ситуация. Бураны, метели, десятки задержанных и отложенных рейсов, город и дороги завалены сугробами. Краевые власти никакой помощи не предложили. Совсем. Подозреваю, что даже не подумали об этом. Потому что по административной реформе городское хозяйство, вывоз снега – это все полномочия местные. С глаз долой (разделили полномочия) – из сердца вон (пусть сами справляются). Край тут ни при чем.
Так-то оно так, но ведь страдали от непогоды все – и муниципальные бюджетники, и краевые. И, признаться, разве в этом заключались цели реформы, чтобы даже в чрезвычайных ситуациях (а многодневные метели в Норильске – самые что ни на есть чрезвычайные) оставлять город на произвол судьбы? Может, хоть сейчас, когда Хлопонин будет на федеральном уровне заниматься проблемами местного самоуправления, он согласится с тем, что это не совсем правильно?
0

Читайте также в этом номере:

Следствие продолжается (Инна АЛЕКСЕЕВА)
Замкнутый круг (Татьяна РЫЧКОВА)
Внимание, призы! (Анна ВЛАДИМИРОВА)
Нарисуем – будем жить (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск