Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Casar добрался до Норильска
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
12 января 2017 года, 13:49
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
К Новому году на третьем скиповом стволе рудника “Таймырский” установили канаты фирмы Casar. Ожидаемый эффект – увеличение срока службы головных канатов от 1–1,2 года до 1,5–2 лет. “Заполярный вестник” наблюдал, как происходил процесс установки.
На нулевой отметке надшахтного здания СС-3 у 20-тонной бобины с новым канатом Casar – движение. Участок Андрея Лазукова, подрядчик из ПРМУ-3 треста “Норильскшахтсервис” (это управление обслуживает непосредственно рудник “Таймырский”), готовится выматывать конец каната и заводить его на подъемную машину.
Замена канатов для ремонтников работа, в общем-то, стандартная, выполняют ее каждый год, но “Казары” в НПР появились впервые. Есть особенности в установке.
– Она пока для нас сложнее, чем обычная, – поясняет Андрей Лазуков. – Те канаты, что раньше использовались, более мягкие, эти жесткие, поэтому к процессу подходим более ответственно. Раньше два человека справлялись, а сейчас нас вон сколько.
Добавим, что на установку ожидали прибытия производителей, те приехать не смогли, поэтому во все нюансы ремонтникам пришлось вникать самостоятельно.
Главный механик рудника Иван Турченко поясняет, что происходит в данный момент:
– Выполняется демонтаж старого головного каната, его выматывают из ствола. Работа ведется с двух лебедок. Одна находится на отметке 0,00 для демонтажа старого, вторая на отметке +42 метра для монтажа нового каната. Он набивается (то есть перематывается), перепускается через канатоведущий шкив подъемной машины и спускается в шахту.
Всего канатов для движения скипа требуется четыре, на барабан лебедки начинают набивать второй.
Новая конструкция
Иван Турченко поясняет, зачем руднику понадобились канаты Casar.
До сих пор в Заполярном филиале эксплуатировались канаты Brighton или Teufelberger, тоже немецкие. Вообще все канаты на рудниках НПР импортные, кроме одного направляющего, он выпущен предприятием “Северстальметиз”, которое, впрочем, тоже сейчас сотрудничает с иностранными компаниями. Brighton – канаты надежные, но срок их службы 1–1,2 года. Casar обещает более долгую эксплуатацию – до двух лет, что при одинаковой стоимости тех и других (30 миллионов за комплект из четырех канатов) экономически выгоднее. Конечно, если этот факт докажут опытно-промышленные испытания на руднике “Таймырский”.
– Если будет выгода налицо, перейдем на эти канаты, – говорит главный механик.
Другие российские предприятия канаты Casar закупают, рассказывает Иван Турченко, есть они, например, в Якутии. В НПР такие канаты навешиваются впервые.
Что дает больший запас прочности? Новая конструкция, поясняет главный механик. Внутри каната Casar стальной сердечник, пропитанный смазкой и покрытый пластиковой оболочкой. Во время эксплуатации этот раствор смазывает канат изнутри и продлевает срок его службы. В то время как другие канаты в течение эксплуатации выдавливают смазку из органического сердечника (пеньки), и пряди канатов начинают истираться друг о друга. Кроме того, канаты старой конструкции нужно очень тщательно, в течение двух месяцев, готовить к навеске. Они проходят процедуру так называемого пропаривания для удаления излишней смазки с целью исключения проскальзывания на канатоведущем шкиве подъемной машины, а “казары” сразу готовы к установке.
Обычное необычное
Скиповой подъем, поднимающий руду наверх, останавливают для замены канатов всего на шесть с половиной суток, рассказывает главный механик. Чтобы минимизировать время простоя, в таких случаях составляется график. Все планируется заранее, чтобы не сорвать производственную программу по добыче. Во время замены руда поднимается через ВПС (воздухоподающий ствол), где тоже две подъемные машины – западная и восточная. Ствол этот тоже скиповой, но меньшей производительности. Вообще-то, он предназначен для подъема пустой породы после проходки горных выработок, но во время производства ремонтов также поднимает богатую руду.
Вместе с Иваном Турченко и заместителем главного инженера рудника Денисом Гоголевым мы перемещаемся на +42-ю отметку копра, к лебедке грузоподъемностью 45 тонн, куда переброшен канат с нулевой отметки. С этой лебедки уже через канатоведущий шкив 20-тонный канат опускают в шахту по стволу.
Главный механик обращает внимание на лебедку: она новенькая, замену старой сделали в августе-сентябре. Условия установки были экстраординарные из-за очень тесного пространства. Чтобы совершить сложную операцию, понадобилось два года только на проект. Это первая крупная замена канатов на новой лебедке, говорит Иван Турченко.
Пользуясь случаем, узнаем у наших проводников, установлен ли на глубоких горизонтах рудника кондиционер для проветривания этих жарких мест. Мы как-то побывали в этой “Африке”.
Получаем ответ: да, установлен. Появился такой шахтный кондиционер на глубине примерно 1200 метров на восточном фланге шахты №3. Тоже немецкого производства. Рудничные специалисты ездили, смотрели, как такого рода устройства понижения температуры используются для подземной работы в ЮАР и Китае. Выбор пал на этот кондиционер. Опытно-промышленные испытания он прошел, воздух охлаждает, были некоторые замечания, после доработок начнется промышленная эксплуатация.
Модернизация на рудниках НПР – дело обычное. В следующем году на “Таймырском” будет замена подъемной, еще советского производства, машины, рассказывает главный механик. Но вернемся к нашим канатам.
Основным плюсом является то, что компания-производитель гарантирует более продолжительный срок службы этих канатов, – подытоживает Иван Турченко. – Не надо будет тратить время, силы, средства на пропарку. Контроль за канатами будет осуществляться постоянно, ежесменно и фиксироваться в журналах.
 
ЦИФРЫ
Вес одной катушки с канатом – 20 тонн.
Грузоподъемность лебедки, с которой канаты опустили в шахту, – 45 тонн.
Время замены четырех канатов – 6,5 суток.
Работу выполнили ремонтники с участка Андрея Лазукова из ПРМУ-3 треста “Норильскшахтсервис”.
Вот она, необычная сердцевина “казаров”
За всеми процессами, происходящими на стволе, наблюдает машинист подъема Татьяна Вагапова
Канаты опустили в шахту с 45-тонной новенькой лебедки
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск