Бесконечная красота Поморья
21 июня 2019 года, 19:28 Фото: Екатерина СТЕПАНОВА Текст: Наталия САВОЩИК
|
Седьмой том «Энциклопедии освоения Севера», сопровождающий седьмую выставку межмузейного проекта «Норникеля» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», вскоре выйдет из печати.
«Строго на Север» – так называется выставка, открывшаяся в конце апреля в Мурманском областном художественном музее. Так называется и книга. Она будет интересна тем, кто захочет погрузиться в неповторимую атмосферу природы сурового Мурмана, в многовековые глубины исконной народной культуры, в особенности бытового уклада поморов, в сокровищницу каменной летописи Кольского полуострова, в то, как художники на протяжении полутора веков отражали в акварелях, графике, живописных полотнах «очаровательную таинственность, загадочность и бесконечную красоту» побережий Баренцева и Белого морей. Каждая глава – серьезное исследование, написанное языком, который легко воспримет любой, даже самый неискушенный читатель. Искусствовед Ольга Евтюкова, директор Мурманского областного художественного музея, погружает нас с вами в глубины народно-прикладного искусства кольских поморов, ведя рассказ о том, как с древних времен формировались их бытовые и художественные традиции и как бережно и верно сохраняются они и поныне в местах, где живут поморы. Терский берег Кольского полуострова она называет заповедником народного искусства: «Светлыми летними вечерами и долгими зимними, когда на дворе царствовала полярная ночь, стояла стужа и свирепствовал ветер, в избах сидели крестьяне за росписью прялок, коробов, коромысел, за изготовлением резных узоров на солониках и поставцах, за плетением из бересты бутылей, коробов, солоников, обуви и игрушек». Сегодня старинные изделия поморов соседствуют в музейных экспозициях с современными произведениями декоративно-прикладного искусства. На мурманской выставке можно увидеть резные прялки, короба, коромысла и домотканые расписные полотенца конца XIX – начала XX века, берестяные солоники, кубки, детские сапожки и щепных (от слова «щепа») оленей и птиц второй половины ХХ века, женские головные уборы и сумочки народа саами начала ХХI века… Но более всего внимания и на выставке, и в книге уделено работам художников, которые «первыми приоткрыли России в картинах, зарисовках, путевых заметках и воспоминаниях великий Русский Север». Мурманчанин Виталий Бубенцов, заслуженный художник России, в статье «Развитие северного пленэра во второй половине XIX – начале ХХ века» компактно и емко анализирует творчество художников, чье «постижение северного пленэра стало смыслом их жизни». |
0 | Твитнуть |