Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Другое пространство
ТЕМА
26 июля 2018 года, 14:48
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
О том, что такое стрит-арт и как правильно использовать уличное искусство для преображения городского пространства, рассказал во время недавнего гастрофестиваля Кирилл ГАВРИЛИН, искусствовед из первого списка, как он сам любит выражаться, когда речь идет о высоких профессионалах.
На фестивале, по словам эксперта, Норильск в который раз приобщился к российским индустриальным городам, где уличное искусство развивают, привлекая для работы и просвещения профессионалов.
– Здесь в рамках гастрофестиваля работал итальянский статусный художник и архитектор Паоло Годжо Коласанти. Он расписал стены бывшей сауны на территории “Заполярника” и дал мастер-классы для молодежи.
Во время  фестиваля Кирилл Гаврилин рассказал об уличном искусстве, его жанрах и направлениях и показал три фильма. Все они были сняты год назад в уральском городе Сатке, где проходил I Международный фестиваль стрит-арта.
– Как правило, в городах, где есть районы с типовой застройкой, индустриальные окраины, ангары, какие-то заброшенные объекты, куда нельзя пригласить профессиональных художников или дизайнеров (их деятельность обойдется в копеечку), можно использовать социально активные форматы. Например, собрать стрит-артистов, занимающих социально активную позицию и чурающихся коммерции. С их помощью можно ввести стихийное молодежное творчество в нужное русло. И улучшить городскую среду. Искусство это интерактивное, поэтому в Норильск приехал Паоло.
По словам лектора,  в последнее время во многих индустриальных городах России стали проводить такие фестивали:
– Хочу поделиться тем, как это было в Челябинской области в маленьком индустриальном городке, который производит огнеупоры, где открыли фестиваль стрит-арта, преображающий социальный район. Там работали художники из России, Швейцарии, Южной Африки, Австралии, Италии.
Начни с себя
Документальный фильм “Измени свой мир”, снятый, как и две другие ленты, студентами ВГИКа, показали дважды: в первый и второй день гастрофестиваля. Эта работа молодого режиссера Юлии Бобковой и оператора Леонида Гершковича  (мастерская Сергея Мирошниченко) была названа экспертом самой сильной:
– Два итальянских художника, Флавио Корбонаро (Solo) и Стефано Биаджиотти (Diamond), едут в первый раз в Россию. Смотрят на нее с позиции стереотипов и мифов с одной стороны, с другой – подготовлены к восприятию нашей культуры, потому что в Италии, как во многих странах Запада, очень популярны старые советские мультфильмы и невероятно популярен не Малевич и Кандинский, а иллюстратор Билибин, который работал еще при Николае II.
На экране в это время стучит колесами российский поезд Москва – Челябинск, в котором свободные и веселые художники рассказывают о себе. Камера запечатлела не только их путешествие, но и общение с пассажирами, жителями Сатки и главное – росписи. Solo изобразил на стене дома космонавта, готового к полету, и сопроводил рисунок надписью: “Не изменить планету, изменить свой мир”. Diamond украсил жилой дом изображением девушки в окружении лебедей. Возможно, в этой  работе как раз и сказалось влияние советских мультфильмов и Ивана Билибина, о которых говорил Кирилл Гаврилин.
Фильм назван фразой, оставшейся на стене дома в Западном микрорайоне Сатки, смысл ее можно перефразировать как “начни с себя”.
В объектив молодых кинодокументалистов, сейчас уже дипломированных режиссеров, попали еще два дуэта художников, которые вместе с другими десять дней преображали спальный район индустриального города с его скучной застройкой.
На смену Чебурашке
Во втором фильме о швейцарской группе Nevercrew, что дословно переводится как “никогда не команда”, ее работу оценивают несколько поколений художников. Показаны процесс работы гостей и восприятие современного искусства разными людьми. В фильме много эмоций.
– Унылые пятиэтажки, серые бетонные стены, отсутствие архитектуры, потому что типовая застройка – это утилитарное типовое строительство, – прокомментировал реакцию жителей в фильме Кирилл Гаврилин. – Человек с детства воспитывается в такой вот среде, которую смело можно назвать убогой... Здесь решались только социальные вопросы. Маленький человек начинает ходить в детский сад, где заведующая очень хочет сделать как лучше. Для этого она отказывается от отпуска, летом делает ремонт. Гастарбайтеры красят стены, рисуют Чебурашку, Крокодила Гену, мухомор. Вешают шторы, ставят пластмассовые цветы. Потом начинает формироваться уязвленный человек. Россияне формируются в среде типовой застройки, детских садов и так далее. Надо что-то менять и делать это совместными усилиями…
Кстати, Кристиан Ребекки и Пабло Тони “поселили” на фасаде дома в Сатке бурого медведя, накрытого алой лентой. По замыслу создателей, этот образ предупреждает о губительном воздействии человека на живую природу, хотя многие поначалу связывали изображение с “Единой Россией”.
Авторы фильма – из той же мастерской ВГИКа: режиссер Максим Лукьянец, оператор Владислав Баханович.
“Такое столкновение…”
В фильме Дарины Умновой и оператора Владимира Иванова “Вне времени” много места занимают интервью с художниками, и даже название фильма  – из монолога одного из них. Ребята из Подмосковья Петр Герасименко (Petro) и Илья Блинов (Slak) из группы Aesthetics за десять дней украсили стены домов Сатки картинами в духе русского авангарда.
Как прокомментировал эксперт, один из художников признался, что источником для вдохновения было искусство столетней давности, появившееся при Николае II: Малевич, Попова, Родченко:
– В росписях угадываются всякие экспозиционные построения, но ничего страшного в этом нет. Это часть нашей культуры, и мы вправе ее интерпретировать…
Художники во время съемок рассказывали о себе и о своих впечатлениях от уральского города, в том числе и о том, что было  тяжело сознавать, что ты делаешь то, что должен был делать, а  люди, многие, не готовы это принять: “Это такое столкновение…”
На что Кирилл Гаврилин заметил:
– Великая нация, породившая сто лет назад великое искусство. Малевич, Любовь Попова, Кандинский уже истлели в гробах, стали классиками, а мы все еще не понимаем…
В этом же фильме художники обратили внимание на то, что все чаще властипредержащие, желая шагать в ногу со временем, “нанимают непрофессионалов, которые готовы делать что угодно под их дудку… В итоге видим то, что видим…”
– Надеюсь, работы молодых документалистов  убедили вас окончательно, что эта культура  может помочь в преображении городских пространств в индустриальных городах и создании новых достопримечательностей, – подвел черту под показом фильмов вгиковцев автор проекта.
Уличное искусство
Гаврилин считает, что у Сатки, где снимались фильмы, очень схожая с Норильском история, которая характерна для всех небольших индустриальных городов. Даже в Европе.
– Мы не должны забывать об истоках уличного искусства, которое на самом деле формировалось постепенно и вступало в фазы обострения во время социальных конфликтов, революций, противостояний, социальных волнений. Очень сильно на его формирование повлияла советская Россия. Искусство, которое вылилось на городские пространства в первые годы революции, создавалось профессионалами, очень известными художниками русского авангарда. Оно вызвало восхищение во всем мире. Молодые люди в те годы расписывали вагоны, это были агитпоезда. Это были заборы, здания, потому что у государства не было денег на поощрение профессионального творчества. Чтобы сохранить и поддержать художественную элиту с одной стороны и пропагандировать идею новой власти с другой был предложен так называемый ленинский план монументальной пропаганды. Кто в нем только не участвовал? Художники первого ряда: Марк Шагал, Василий Кандинский, Казимир Малевич… Соответственно, молодое советское государство стало идеалом для многих стран мира, в том числе  для мексиканцев, среди которых были очень известные художники: Диего Ривера, Сикейрос и Ороско, а также их подруга Фрида Кало. Они приезжали в Советский Союз. Ривера, Сикейрос и Ороско прожили здесь по два-три года. Входили в группу “Октябрь” и были очарованы тем, как преображаются улицы городов во время революционных праздников, событий и даже в повседневности. Они поучаствовали в оформлении российских городов и, вернувшись в Мексику, стали основоположниками мурализма – протестного искусства, которое размещалось на стенах. Занимали очень жесткую позицию по отношению к власти, вступали с ней в конфликт, но  после Второй мировой войны их судьба изменилась благодаря позиции США, где разработали программу поддержки социальных районов индустриальных городов, в которых развивалось стихийное изобразительное творчество, тоже носившее протестный характер. Чтобы  вывести это творчество в нужное русло, известные мексиканцы были приглашены в страну, и Ривера, Сикейрос и Ороско стали работать по заказам федерального правительства в Штатах. Таким образом, стрит-арт был взят под контроль. С этого момента уличные художники начинают активно сотрудничать с городскими сообществами и властью.
Добавим к сказанному профессором, что в Норильске развитие уличного искусства уже несколько лет поддерживает “Норникель”. Компания ежегодно проводит конкурсы “Добавь городу красок”, привлекая местных художников самых разных возрастов и в помощь им – приезжих мастеров. Их совместными усилиями некоторые здания в городе превратились в арт-объекты. Искусство на улицах не раз становилось предметом пристального внимания общественности: обсуждались возможности и особенности стрит-арта, проводились лекции и творческие встречи с художниками. Похоже, в июле 2018-го профессиональный стрит-арт снова ярко отметился в северном городе.
Как сказал Кирилл Гаврилин, в Норильске многое меняется на глазах:
– Социальной активности сейчас уделяется большое внимание. Все зависит от нас.
Новая достопримечательность северного города от Паоло Коласанти
Стена жилого дома в Сатке с задумчивым космонавтом. Художник Флавио Корбонаро
Сатка. Дикие лебеди. Автор Стефано Биаджиотти
Швейцарцы Кристиан Ребекки и Пабло Тони вместе с медведем оставили на память Сатке свой двойной портрет
0

Читайте также в этом номере:

Сумма потенциалов (Лариса ФЕДИШИНА)
Братство сварщиков (Татьяна РЫЧКОВА)
Взаимное везение (Татьяна РЫЧКОВА)
Город в её объективе (Ирина Карпенко, историк, исследователь, кандидат исторических наук, ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга)
Взлетка почти готова (Лариса ФЕДИШИНА)
“И Пушкин был с нами” (Валентина ВАЧАЕВА)
Свой День города (Полина ЗЕЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск