Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хитрая комбинация
Когда поручитель за все в ответе
9 февраля 2011 года, 12:58
Текст: Елена ПОПОВА
Кого сегодня эта ситуация удивит? Человек взял в банке кредит и… перестал платить. Изменились обстоятельства. Но если их суд примет во внимание, то жизненные обстоятельства поручителей никого особо не волнуют. В России сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда ответственность поручителя в банке оказывается едва ли не больше, чем самого заемщика. Мошенники этот факт учли.
– Они в любом случае выходят сухими из воды, – высказывают свое мнение норильчане Елена и Максим (имена всех действующих лиц подлинные), на своем опыте столкнувшиеся с несовершенством российской законодательной базы и все же не теряющие надежды добиться справедливости.
Жизнь этих людей сегодня – сплошной стресс. Бесконечные разбирательства, хождения по судам, приставы и выплата чужого долга… Им приходится в прямом смысле слова  расплачиваться за преподанный жизнью урок. А человек, потративший взятые для него в кредит деньги, живет спокойно. Вполне возможно – наметив следующих своих жертв.
 
Роковая встреча
Она молода, образованна, успешна. Она производит самое благоприятное впечатление. Случайно встретившись со своей давней знакомой Евгенией весной 2007 года, Максим был по-человечески рад. Тогда он еще и предположить не мог, к чему приведет эта встреча.
– Женя рассказала мне, что дела у нее идут отлично, – вспоминает молодой человек. – Она возглавляет фирму такси, которая приносит хорошую прибыль, в ее собственности восемь машин. В ходе разговора, как бы между прочим, Евгения поинтересовалась: брал ли я когда-нибудь кредит в банке? Был ли поручителем? Я ответил, что кредит на себя не оформлял, но был поручителем у знакомого, который ссуду выплатил без всяких проблем. Мы обменялись телефонами и разошлись.
Через пару месяцев раздался звонок. Евгения рассказала Максиму, что собирается взять целевой кредит в банке на сумму 450 тысяч рублей (для покупки квартиры под офис такси). Мол, надоело снимать помещения и переплачивать за аренду. Не может ли Максим выступить за нее поручителем? Поводов отказать девушке в помощи у него не было. Он согласился.
Встретиться договорились 27 июня 2007 года. Именно в этот день в банке было назначено подписание документов. И в этот же день Максим неожиданно для себя узнал:  ссуда будет оформляться не на саму Евгению, а на некую Елену, работавшую в фирме диспетчером. С ней, так же как и с другими поручителями, до этого дня Максим знаком не был. Евгения объяснила сей факт просто: несколько лет назад она брала кредит, который погасила, но, к сожалению, несколько раз задержала платеж, из-за чего банк внес ее в черный список.
Почему этот тревожный звоночек не заставил тогда задуматься молодого человека? И почему Елена, одна воспитывающая несовершеннолетнего ребенка, после месяца уговоров все-таки дала втянуть себя в эту авантюру? На эти вопросы толком сегодня ответить не может никто.
– Это, кстати, весьма распространенный вариант мошеннической схемы, когда один человек уговаривает другого оформить на себя кредит, а деньги отдать ему, мол, он и будет на самом деле выплачивать кредит… – объяснял “Вестнику” и. о. начальника межрайонного отдела старшего судебного пристава по г. Норильску Георгий Галанин. – Другая часто встречающаяся ситуация: работодатель под давлением или путем уговоров предлагает оформить на себя кредит своему работнику, для чего человеку выдается фиктивная справка о большом доходе. Он берет ссуду в банке и отдает деньги работодателю. Тот вкладывает их в бизнес, а потом что-то не складывается и… Итог в этих ситуациях всегда один: заемщик и поручители годами выплачивают чужие долги.
 
Долги
Деньги Елена, официальная заемщица в банке, передала Евгении 28 июня 2007 года в присутствии свидетелей (поручителей). На всякий случай подстраховалась распиской, в которой Евгения пообещала своевременно делать платежи.
Через некоторое время офис фирмы такси переехал в четырехкомнатную квартиру (кстати сказать, оформленную Евгенией не на себя, а на подругу Викторию).
Через год грянул гром.
– Из банка нам стали приходить “письма счастья” об отсутствии платежей, – рассказывает Максим. – Я тут же позвонил Евгении и попросил ее решить этот вопрос. В ответ услышал: такси прибыли почти не приносит, поэтому она начинает продавать автомашины и квартиру для погашения долга по кредиту.
Действительно, квартира, где располагался офис фирмы такси, вскоре была продана примерно за 800 тысяч рублей (для справки: куплена за 430 тысяч). Однако платежей по кредиту в банк по-прежнему не поступало. Максим снова позвонил Евгении.
– Я услышал от нее, что с этих денег она закрыла лизинг по автомашинам (оказывается, они не являлись ее собственностью). Но сейчас якобы машины оформлены на фирму, и она распродает их. Чтобы ускорить процесс, я согласился Евгении помочь. При этом выяснилось, что из восьми машин на ходу всего три. Остальные она планировала продать по запчастям. Я помог разобрать один автомобиль. В итоге две машины были проданы, но платежи по кредиту в банк опять не поступили. Евгения пояснила, что у нее есть более важные долги, про которые она ранее мне не сообщала.
 
Никого не обманывала
В то время как эта “бизнес-вумен” переключилась после такси на другие виды деятельности – продажу живых бабочек и наращивание ногтей, – Елена и поручители получили повестки в суд. Решение суда гласило: взыскать с заемщицы и поручителей в солидарном порядке весь остаток долга по кредиту плюс госпошлину (всего 323 451 рубль 22 копейки).
– Услышав об этом, Евгения заявила, что судья законов РФ не знает, – вспоминают “пострадавшие”. – Что нужно было переложить весь долг на нее – согласно расписке. Поэтому она от имени одной из поручительниц – своей подруги Виктории – подала кассационную жалобу в Красноярский краевой суд. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда рассмотрела наше дело и, естественно, вынесла постановление: решение Норильского суда оставить без изменений, а жалобу – без удовлетворения. В октябре 2009 года нас вызвал на беседу судебный пристав-исполнитель.
Что делает человек, уверенный в том, что его обманывают? Правильно. Обращается в милицию. Максим и Елена написали заявление в УВД по городу Норильску о том, что Евгения путем обмана и злоупотребления доверием похитила у них денежные средства.
– Однако уже на следующий день дознаватель вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, – рассказывают они. – Мотивируя это тем, что Евгения якобы от долга не отказывается, просто у нее на данный момент плохое материальное положение, а как только у нее будет возможность, она со всеми рассчитается…
Несмотря на это, заместитель прокурора города Норильска вынес постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и материалы дела возвращены для проведения дополнительной проверки. И снова в действиях Евгении не нашли никакого состава преступления. После повторного направления прокуратурой дела на дополнительную проверку опять было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ.
“Не имела умысла на хищение чужого имущества, – официально подтвердили “ЗВ” в УВД по г. Норильску, – так как имели место устные договоренности между сторонами… Она чужое имущество не похищала, так как деньги передавались добровольно и был ранее обговорен в устной форме порядок распоряжения полученными в кредит денежными средствами. При заключении договоренностей никто обманут не был… так как гражданка частично выполнила взятые на себя обязательства и в данный момент не исполняет условия заключенного ранее договора в связи с тяжелым материальным положением…”
Вот так. Все просто. Человек от исполнения долговых обязательств на словах не отказывается – значит, преступного умысла не имел. Согласно российскому законодательству – и в этом сотрудники УВД правы – придраться не к чему. Что касается вопросов совести и чести – это уже из другой оперы.
 
(Окончание в следующем номере)
0

Читайте также в этом номере:

Новые клады Октябрьского (Татьяна РЫЧКОВА)
Всегда нужны (Юлия КОСТИКОВА)
Рок без ограничений (Юлия КОСТИКОВА)
Растут туристские ряды (Анжелика САМЕДОВА)
Дорогой творчества (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск