Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Игла на выбывание
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
30 октября 2014 года, 14:34
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Норильские наркополицейские только в этом году пресекли деятельность четырех организованных преступных группировок. Самая крупная партия изъятой “синтетики” составила 26,5 килограмма. Как удается противостоять мощным каналам наркотрафика с материка, в интервью “Заполярному вестнику” рассказал заместитель начальника межрайонного отдела Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю Вячеслав СЛОБОДЧИКОВ.
– Вячеслав Ильич, федеральные СМИ чуть ли не ежедневно сообщают: изъята крупная партия синтетических наркотиков. Вот буквально последние: “В Башкирии нашли спайс в пряниках и круассанах”. “В Красноярске изъяли 41 килограмм курительных смесей”. “Под Тулой накрыли крупную нарколабораторию”… В Югре, Кировской области и Чувашской Республике число отравившихся курительными смесями исчисляется сотнями, есть даже смертельные случаи. Что происходит?
– Производство зелья адаптируется к “рынку”. То есть, если происходит сокращение какого-то вида наркотиков, например героина, то это компенсируется вбросом на рынок других видов наркотических веществ. Поэтому в России, да и во всем мире, сегодня значительно увеличилось количество синтетических наркотиков. Ситуацию усугубляет то, что сбытом “синтетики”, курительных смесей, или спайсов на обслуживаемой территории занимаются так называемые интернет-магазины. Себестоимость одного килограмма “синтетики” не превышает 100 тысяч рублей. И даже теряя крупные партии товара, наркодельцы не несут существенных финансовых потерь. Потому что в случае реализации в розницу хотя бы одного килограмма “синтетики” у них есть шанс получить до четырех миллионов рублей выручки.
– Во многих российских городах наркополицейские отмечают увеличение количества изъятой “синтетики”. К примеру, в Орловской области эта цифра возросла в 25 раз.
– Норильск, к сожалению, подпадает под общероссийскую тенденцию. Если сравнивать с прошлым годом, то количество изъятых нашими сотрудниками наркотиков в течение девяти месяцев этого года выросло в шесть раз. Увеличение отмечают также в отделе МВД по городу Норильску. Причем почти 99% всех изымаемых наркотиков на территории – это различные виды синтетических порошков и курительных смесей. И лишь небольшую долю от общего числа составляют героин и марихуана.
 
Страшнее, чем героин
– Многие думают, что курительные смеси – это не наркотик.

– Опасное заблуждение. Спайсы – это синтетический наркотик, который наркодельцы преподносят как близкий к канабисной группе. Его производят из растительного сырья, обработанного химическими реагентами, что увеличивает мощность наркотика во много раз. Как и другая “синтетика”, курительные смеси вызывают двигательное и речевое возбуждение, галлюцинации, судороги, психоз, агрессию… Разовое употребление ведет к тяжелым поражениям головного мозга. Усугубляет ситуацию то, что травятся спайсами подростки. Поэтому общество должно бить тревогу: “синтетика” более опасный наркотик, нежели героин.
– Кто является активным потребителем “синтетики” в Норильске – молодежь? Или в данном случае трудно выявить определенную возрастную группу?
– Сложно однозначно сказать. Практика показывает: среди тех, кто впервые подсел на синтетические наркотики, немало молодежи. С другой стороны, на территории сейчас практически нет ни героина, ни дезоморфина, поэтому те лица, которые раньше употребляли эти виды наркотиков, то есть наркоманы со стажем, также переходят на “синтетику”.
– Как наркотики попадают в Норильск?
– В основном во время доставки товаров различными транспортными компаниями и фирмами грузоперевозок. Естественно, не открытым способом. Преступники хитроумно маскируют наркотические вещества.
– В последнее время много приходится слышать: на вооружении ФСКН появляются сканеры, способные моментально определять наркотики и просвечивать даже полуметровое железо. В Норильске есть такое оборудование?
– Рентген-комплексов, если вы об этом, у нас нет. И дело даже не в том, что это дорогостоящее оборудование. Специфика нашего города такова, что здесь очень большой товарооборот, круглый год наблюдается огромный поток различных грузов, которые доставляются не только самолетами, но и водным путем. Пропускать через небольшие “рамки” каждый контейнер, каждый товар… Конечно, для нас это был бы идеальный вариант, но, как вы понимаете, это нереально. Процедура проверки тогда потребует много месяцев. Тем не менее у нас есть другие способы для проверки товара, который доставляется в Норильск посредством грузовых и курьерских фирм, а также “Почты России”. Мы тесно взаимодействуем со всеми организациями и предприятиями, которые работают в сфере грузоперевозок. О любых подозрениях норильский межрайонный отдел ФСКН, а также сотрудники правоохранительных органов сразу же получают информацию и моментально отрабатывают ее. Если же говорить о технической составляющей отдела, то, без сомнения, мы развиваемся. Появляется новое оборудование, новые технологии в борьбе со сбытом наркотиков.
 
Наркополицейские выходят в Интернет
– На чем концентрируете усилия: на перехвате оптовых поставок наркотиков?

– Это основная цель, которую преследуют наша служба, – перекрыть поступление наркотиков на территорию. Потому что, если наркотики поступят на территорию, выявлять сбытчиков и изымать наркотики будет уже гораздо труднее. Ситуацию осложняет то, что сегодня практически вся торговля “синтетикой” переместилась во Всемирную сеть. Такая тенденция наблюдается в течение последних двух лет. Преступные группы занимаются продажей наркотиков так называемым бесконтактным способом – после безналичной оплаты потребителю сообщается адрес тайника с наркотиком. Преступники общаются исключительно при помощи мобильных приложений и соцсетей. Поэтому нам также приходится сейчас выходить в интернет-пространство, нарабатывать новые методы и технологии работы в борьбе с преступниками.
– Методы норильских наркополицейских, без сомнения, можно назвать довольно продуктивными. Если учесть, каким количеством успешных операций отметился норильский межрайонный отдел ФСКН только в этом году. Взять хотя бы последнюю – изъятие 26,5 кг “синтетики”.
– Методы борьбы с наркодельцами у сотрудников ФСКН по всей стране одни, однако практика отличается. Мы нарабатывали свою с 2003 года, когда был создан отдел. Помимо выявления каналов сбыта наши сотрудники занимаются документированием организованных преступных групп, которые ведут продажу и распространение наркотиков на территории. В этом году нам удалось пресечь деятельность ряда интернет-магазинов по продаже наркотиков, привлечь к уголовной ответственности работников этих магазинов – операторов, закладчиков и организаторов преступного бизнеса. С конца прошлого года и по настоящее время была пресечена деятельность четырех ОПГ. А также раскрыто и задокументировано несколько преступных групп.
– Наркодилеры, в свою очередь, также продумывают новые способы распространения наркотиков.
– Действительно, во время последней операции стало известно, что тайники для хранения большого количества “синтетики” находятся за пределами города, в районе Красных Камней. Такого раньше никогда не было. Схроны сделаны работниками большого интернет-магазина, который планировалось открыть в Норильске. Тайники были оборудованы в расчете на длительное хранение и долговременную торговлю. Товар завозился большими партиями, чтобы хватило и на зиму, и на весну, и, может быть, даже на первую половину лета… Несмотря на все уловки наркодельцов, магазин так и не заработал. Мы продолжаем следить за ситуацией в Интернете. Более того, я скажу, сегодня такой активной деятельности магазинов по распространению и сбыту наркотиков, какая была на территории еще год назад, в Норильске нет. Даже с учетом возможностей Интернета наркотики в городе стали не так доступны.
– Не секрет, что зачастую распространение наркотиков происходит в ночных клубах. Проводите ли вы какие-то рейды? Может ли быть закрыт ночной клуб, если такие случаи будут обнаружены?
– Начнем с того, что в нашем городе ночных клубов не так много, и случаев выявления фактов распространения наркотиков в них пока нет. Сами владельцы увеселительных заведений в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы этого не случилось. Так как, действительно, в случае обнаружения таких фактов в дальнейшем возможно закрытие ночного клуба.
 
Компания не осталась в стороне
– Оказывают ли вам содействие в работе такие крупные работодатели, как компания “Норильский никель”?

– Весной этого года председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Иванов и генеральный директор ГМК “Норильский никель” Владимир Потанин подписали Соглашение об основных направлениях взаимодействия. Документ предусматривает выработку согласованной стратегии и проведение совместных мероприятий, направленных на предупреждение немедицинского потребления наркотиков, преступлений и правонарушений, связанных с их незаконным оборотом. В рамках подписанного соглашения на предприятиях компании проводятся проверки, которые инициирует департамент безопасности ГМК, а также наша служба, если есть информация о том, что кто-либо из работников причастен к употреблению или сбыту наркотиков. Предприятия компании – это опасное производство, где из-за наркотического опьянения может пострадать не только сам наркозависимый, но и те, кто работает рядом с ним. Поэтому в случае имеющейся у нас информации соответствующие службы реагируют мгновенно.
Хочу отметить, что эффективное противодействие незаконному обороту наркотиков достигается благодаря консолидации усилий городского отдела ФСКН с департаментом безопасности ЗФ ОАО “ГМК “Норильский никель”, администрации Норильска, общественности и другими участниками данного процесса.
– В норильском межрайонном отделе краевого ФСКН есть телефон доверия, куда может позвонить любой горожанин. Насколько активно население? Люди звонят?
– Звонят. Причем нередко обращаются сразу в управление ФСКН по Красноярскому краю либо в Москву. А мы уже потом полученную информацию проверяем.
– Одно время как о мере профилактики наркомании говорили о тестировании школьников и студентов. Как вы к этому относитесь?
– Я считаю это малоэффективной мерой при употреблении “синтетики”. Сложность заключается в том, что данные наркотики, особенно новые препараты, почти невозможно определить методом тестирования. То есть лиц, которых мы подозреваем в употреблении наркотиков, нужно доставлять в наркодиспансер и уже там проводить специальное освидетельствование. Современное оборудование в медучреждении позволяет это сделать, а тест-полоски, как правило, нет. Поэтому для профилактики употребления наркотиков мы сегодня используем другие формы работы. В частности, сотрудники отдела ФСКН регулярно проводят лекции во всех учебных заведениях города.
– Как, по-вашему, нужно решать проблему наркомании в стране? Возможно, необходимо ужесточение законодательства? Насколько я знаю, в Китае и Иране за распространение, хранение и употребление наркотиков человека ждет смертная казнь. В то время как у нас какой-нибудь уроженец Таджикистана, получивший российское гражданство, за провоз наркотиков получит всего лишь восемь лет лишения свободы.
– Не могу с этим согласиться. За сбыт наркотиков в особо крупном размере человек в нашей стране может получить даже пожизненное заключение. В Норильске уже имеются судебные прецеденты, когда наркосбытчиков осуждали на срок до 15–20 лет. Российские нормы законодательства постоянно ужесточаются. Так, недавно в Госдуме предложили пожизненно сажать должностных лиц только за протекцию наркоторговли.
– Есть мнение, что перекрыть каналы наркотрафика можно, лишь введя систему контроля над всеми ввозимыми на территорию РФ веществами на предмет наркогенности. Но как это сделать? По данным шведских токсикологов, в Европе каждую неделю появляется новое нарковещество!
– Это, без сомнения, большая проблема. Разработчики составов наркотиков слегка меняют формулу – и получают новинку, наркотик, который не внесен в список запрещенных. В связи с чем привлечь к уголовной ответственности сбытчиков таких наркотиков не представляется возможным. Для внесения в список запрещенных наркотических средств нужно время. Конечно, сегодня эти сроки значительно сокращены. Тем не менее сейчас в Совете Федерации разрабатывают законопроект, дающий ФСКН право оперативно запрещать курительные смеси с вредными для здоровья психотропными добавками. Получив официальный документ, мы сможем быстро реагировать – привлекать виновных лиц к уголовной ответственности.
Что же касается решения проблемы в целом… Я считаю, необходимо уделять большое внимание профилактике наркомании. Нужно пропагандировать среди людей здоровый образ жизни. Нужно объяснять молодежи, насколько важно учиться, заниматься спортом, реализовывать себя в различных областях. Нельзя поддаваться искушению получения быстрых и легких денег. Потому что цена за это может быть слишком высока: тюремный срок и искалеченная жизнь.
0

Читайте также в этом номере:

Нельзя нам прошлое забыть (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Акценты сохраняются (Виктор ЦАРЕВ)
Чемпионат рабочих профессий (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Логика плюс творчество (Валентина ВАЧАЕВА)
Мир бренда (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
К нам приходят через гирю (Татьяна РЫЧКОВА)
Карты на руки (Елена ПОПОВА)
На первых ролях (Валентина ВАЧАЕВА)
Вход по пригласительным (Татьяна РЫЧКОВА)
На новую дорожку (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Ни вверх, ни вниз (Валентина ВАЧАЕВА)
Диксон вы найти смогли бы? (Лариса ФЕДИШИНА)
Платья эпохи Романовых (Татьяна РЫЧКОВА)
Красота подземная (Елена ПОПОВА)
Нечастая радость (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Школа ремонта (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск