Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Искусство для нас
СОБЫТИЕ
25 октября 2018 года, 15:21
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Экспонирующиеся в Норильске на выставке “Александр Родченко и его круг” живописные и графические композиции, дизайнерские проекты, фотографии, пространственные конструкции и театральные работы, созданные художником-конструктивистом и его коллегами в прошлом веке, сегодня составляют гордость русской культуры. На оборотной стороне каждой из работ  множество этикеток с названиями величайших музеев мира, где они побывали, – от Государственной Третьяковской галереи до Нью-Йоркского музея современного искусства и Центра Жоржа Помпиду в Париже.
Куратор выставки “Александр Родченко и его круг. Конструктивный мир. Мечты о пространстве” профессор Строгановской академии Кирилл Гаврилин считает, что норильчанам крупно повезло: чтобы увидеть  настоящие шедевры, им не надо ехать ни в Третьяковку, ни в Русский музей, ни в Нью-Йорк:
– Какие-то работы мы просто перехватили с международных выставок.
“Мы” – это Московская государственная художественно-промышленная академия имени Строганова и семья Александра Родченко и Варвары Степановой, без архива которой, по словам куратора, проект не смог бы состояться.
Впрочем, все персоналии выставки так или иначе связаны со Строгановской академией. Родченко и Степанова преподавали в ней в 1920-е годы, когда Строгановка именовалась ВХУТЕМАСом-ВХУТЕИНом (Высшие художественно-технические мастерские и Высший художественно-технический институт). Маяковский был сначала ее недоучившимся  студентом, а во ВХУТЕМАСовские времена читал студентам лекции о современной поэзии. Школу ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа прошли и репрессированные архитекторы заключенные Норильлага Микаэл Мазманян и Геворк Кочар. Они учились у одного из братьев Весниных, чей портрет есть на выставке. Строгановка считается  давним партнером территории, а ее сегодняшний ректор, как выяснилось на открытии, родился в Норильске.
Всего в экспозиции на Талнахской, 78, разместилось 230 подлинных (за исключением нескольких реконструкций) произведений одного из основоположников отечественного конструктивизма Александра Родченко, его жены и соратницы Варвары Степановой, его ученика и одного из ректоров Строгановки Захара Быкова, рано умершей художницы Ольги Розановой. Среди авторов, вернее соавторов плакатов и обложек книг, значится даже Владимир Маяковский.
– Универсалы, равные художникам эпохи Возрождения, которые одновременно создавали живописные и графические композиции, проектировали города и какие-то бытовые вещи. О масштабах и широте этого поколения вы можете судить по произведениям, показанным в этих залах, – обратился к норильчанам на открытии выставки Кирилл Гаврилин, призвав всех гордиться вкладом России в создание современной индустриальной культуры, архитектуры, дизайна, фотографии, современного искусства. – В каждом зале есть какие-то свои иконы: очень важные вещи, которые сыграли свою роль в становлении культуры, современного искусства, дизайна.
Директор МВК “Музей Норильска” Наталья Федянина  обратила внимание гостей на серию фотографий норильчанина Александра Александрова  в галерейном вестибюле – “В поисках Родченко”. Руководитель ассоциации норильских дизайнеров “Анод” сделал снимки, ставшие, по выражению директора музея, мостиком между сегодняшним днем и наследием  мэтра.
Для тех норильчан, кто не особенно хорошо знаком с отечественным авангардом, устроители приготовили получасовой телевизионный фильм, объясняющий его смысл.
В прекрасно задуманную и исполненную экспозицию включен и один из лучших фильмов всех времен и народов “Человек с киноаппаратом” Дзиги Вертова. Кстати, фотопортреты Родченко также принадлежат ему и подписаны подлинной фамилией: “Д. Кауфман”.
В день открытия первую экскурсию по выставке провела правнучка Александра Родченко и Варвары Степановой – Екатерина Лаврентьева. По ее словам,  именно Родченко принадлежит заслуга особого отношения к индустриальной красоте:
– Когда приходишь на выставку, то всегда возникает вопрос: а для кого творил этот художник? В случае с Родченко ответ очевиден: он творил для нас с вами. Мне кажется, что здесь его наследие чувствует себя очень и очень хорошо.
Для Александра Родченко и Варвары Степановой каждая работа была шагом творческого опыта
Музей ждал выставку два года и получил в юбилей Норильска-города. Открывают ее Наталья Федянина и Кирилл Гаврилин
0

Читайте также в этом номере:

По предначертанному пути (Валентина ВАЧАЕВА)
Шахтерам будет тепло (Марина БУШУЕВА)
Содружество идей (Виктор ЦАРЕВ)
Решают на доске (Лариса МИХАЙЛОВА)
Серьезные люди (Евгения СТОРОЖКО)
Есть контакт! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Не хлебом единым (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Вот компания какая! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Письмо из Хогвартса (Марина БУШУЕВА)
Судьба медведя (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
И смех, и креатив (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Как назовем? (Марина БУШУЕВА)
С багажом и без (Виктор ЦАРЕВ)
Центр новой жизни (Лариса ФЕДИШИНА)
План от мастеров (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Снова в школу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ищи свои следы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Минимальный расчет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
К зиме готовы (Виктор ЦАРЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск