Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Лунные пейзажи Масловского
Cпециальный репортаж
28 февраля 2011 года, 11:55
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
“Что это мы, как штабные, все пишем про Масловское месторождение, а сами в глаза его не видели? – спросили мы у главного геолога “Норильскгеологии” Сергея Снисара. – Хорошо бы там побывать”. И вот итог: пятница, начало десятого, мы вместе с фотокорреспондентом подсаживаемся в “вахтовку”, которая следует до Масловского месторождения платино-медно-никелевых руд. Из вновь открытых оно считается крупнейшим в России и расположено в 15 километрах к югу от Норильска.
– Ехать полчаса? – спрашиваю я водителя “Урала” Анатолия Крахмалева.
– Да ну, – отвечает он, – побольше. Что еще за дорога будет.
Дорога пролегает по гористой местности, асфальта нет, попадаются снежные переметы. Пейзажи: линии электропередачи, люди не ходят, машин не видно, солнце начинает освещать белые склоны гор вдали. А вот и перемет, который кажется неодолимым: высотой чуть ли не с сам “Урал”. Я не знаю возможностей этой машины, поэтому в голове сразу проносится: “Ну все, отбой. Вот и съездили на Масловское”.  
Однако Анатолий врубает передний мост, “Урал” начинает “копать” снег, медленно, но верно машина ползет вперед. Перемет косой, я плавно сползаю по сиденью вправо, к дверце, и не решаюсь спросить Анатолия, много ли на пути таких русских горок. Зачем отвлекать человека?
Чуть-чуть экстрима позади, Анатолий говорит, что это пустяки. За те 28 лет, что он возит геологов по Таймыру (причем раньше расстояния были дальние), случалось попадать в действительно серьезные ситуации.
Мы меняемся местами с фотокорреспондентом, чтобы он мог снимать горы, солнце и дорогу. Я перемещаюсь в будку. Удивительное дело: в Норильске, откуда мы выехали, не было ни намека на ясную погоду, мороз минус 37, здесь же, в пути, и на самом Масловском – вечное царство солнца.
– Приедем, увидите, что там градусов на 10–15 теплее, – говорит ответственный исполнитель работ по Масловскому месторождению Константин Ковальчук, один из его  первооткрывателей. – Ближе к солнцу, холодный воздух скатывается в долины. А пейзажи там лунные.
Лунные – значит совсем без деревьев, одни только снежные барханы и заструги.
Константин объясняет цель своего путешествия, коих ему выпадает не меньше двух в месяц:
– Едем керн смотреть и опробовать. Его прямо на Масловском распиливают и дробят, потом у нас в лаборатории определяется содержание в нем ценных металлов. Если сначала мы обнаружили вкрапленные руды и была сделана их оценка, то затем, в процессе работы,  нашли богатые, которые соответствуют кондициям для богатых руд Талнаха. Теперь задача – поставить их на баланс.
Чтобы выполнить задачу, в этом году планируется пробурить 15–16 тысяч метров скважин, говорит Константин. Больше, чем в прошлом, в полтора раза.
 
Пахнет новыми открытиями
Два часа в пути – и на горизонте появляется поселок геологов и башни буровых. Поселок большой, не меньше двух десятков домиков-контейнеров. Стучит дизель, дающий энергию, шумят тракторы и вездеходы, светит яркое солнце, гостей встречает молодой жизнерадостный пес Кузя в такой толстой шубе, что сразу ясно: любой мороз ему нипочем.
В поселке живет еще одна собака – ротвейлер Пуля. Очень добрая, непонятно как попавшая сюда из города и немного подморозившая в пути животик. У Пули есть ошейник, значит, домашняя (хозяевам, потерявшим доброго ротвейлера, просьба звонить в редакцию).
Пуля греется напротив мощного обогревателя-воздуходувки в комнатке, где складируется и изучается извлеченный из подземных недр керн – цилиндрической формы кусочки пород диаметром примерно пять сантиметров. Здесь пахнет новыми открытиями. В ящичках разложены половинки керна с надписями-названиями очередной скважины – СКВ ОМ-101, другие хранятся на полочке с интригующими комментариями: “габбро-долериты пикритовые”, “габбро-долериты оливинсодержащие”...  Двери оббиты войлоком, на фанерных стенах развешаны различные инструкции и карта Масловского месторождения. На столе – новенький компьютер и ноутбук. Ответственный за Масловское месторождение Константин Ковальчук проводит по распиленному керну мокрой кисточкой, проявляющей горный рисунок, и обменивается репликами с геологом Фанисом Харисовым, главная задача которого – дать правильное определение пород прямо здесь, на Масловском.
– Тут я с тобой согласен, с такситовидной текстурой…
– Пикритовая, такситовая… тут без вариантов равномерная минерализация…
Коллеги внимательно рассматривают срезы в лупу.  Фанис прилетает работать на Масловское с юга Красноярского края. Месяц здесь, месяц дома. Так же, по вахтовому методу, работает геолог Владимир Вишневский, который на Масловском только третий день. По нашей просьбе – покуда Константин и Фанис “отмывают” кисточкой керн – он сбрасывает на флешку маленькое кино из местной жизни: пес Кузя лает на забежавшего в поселок песца. Песец сидит на снежной глыбе, глаза-бусинки, а Кузя носится вокруг.
 
Нужно готовить свои кадры
На наш вопрос, не замерзает ли он на Севере, Владимир Вишневский отвечает, что к холоду привык. В минус 50 работал на Енисейском кряже и на севере Бурятии, занимался разведкой месторождений молибдена, золота, медно-никелевого на Кингаше. А начинал в “Полюс Золоте” на Панимбе.  
– Работа у вас замечательная.
– Она интересна тем, что большая география, много природы, интересные люди, не говоря о самой профессии. Научные знания – будущее России, и нужно знать, где именно находятся полезные ископаемые. Россия во многом сырьевая страна, мы владеем этими ресурсами, и было бы обидно, если бы их оценивали англичане, американцы или китайцы. Они быстро учатся и могли бы заменить наших геологов, но нам нужно готовить свои научные кадры.
– И как с этим сейчас?
– В институтах геологов готовят очень много, другое дело, что мало кто остается работать по специальности. Даже очень способные в конечном итоге прекращают профессиональную деятельность. Потому что сложные условия труда для семьи и женитьбы. Надо покупать жилье, благоустраиваться, семью заводить, детей, а геолог ездит по свету. Хорошо тем, у кого тылы есть: квартира и семья, им проще.
Владимир рассказывает, что у него тылы надежные: жена и двое детей.
На минуту мы заглядываем на поселковую кухню, где повар Екатерина Ивановна варит в огромной кастрюле горошницу на 50 жителей геологического поселка. Кроме того, уже готовы два вида супа, здоровенные котлеты с гарниром, нарезана красная малосольная рыба неместного отлова, в вазочках лежат пряники и печенье к чаю.
– Все очень вкусное, свежее, – свидетельствует Владимир. – Стараемся себя ограничивать, потому что домой толстыми приезжаем.
Из развлечений у геологов и буровиков DVD, у всех свои ноутбуки.  
Небо над Масловским по-прежнему ясное, солнце бесконечное, мы собираемся в обратный путь. Кузя в супертолстой шубе получает на прощание пряник и жизнерадостно подпрыгивает за нами до “Урала”.
В будке Константин Ковальчук рассказывает об итогах поездки. Закончено бурение еще одной скважины, предварительные результаты задокументированы, остается  проверить их правильность, уточнить геологические границы. За изучение доставленного в Норильск керна теперь возьмутся химики. К августу геологи должны закончить бурение на Масловском месторождении.
Керн доставят в Норильск. За его изучение возьмутся химики
Геологи внимательно рассматривают срезы в лупу
0

Читайте также в этом номере:

Кодовое слово фестиваля (Татьяна РЫЧКОВА)
Нам это близко (Лиза КОТИК)
Со снегом справились (Юлия КОСТИКОВА)
Сугробы не помешают (Юлия КОСТИКОВА)
Настоящее чудо (Екатерина СТЕПАНОВА)
Невеселые картинки (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск