Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Меняем бочки на пластик
МОДЕРНИЗАЦИЯ
4 декабря 2012 года, 14:32
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
На Норильской обогатительной фабрике завершен монтаж нового хвостопровода. Он предназначен для транспортировки отвальных хвостов НОФ до хвостохранилища “Лебяжье”. На фабрике существует два таких трубопровода по восемь километров каждый – один рабочий, второй резервный. Только что сдан основной, с 2013 года приступают к замене резервного.
Когда обогатительная фабрика только строилась, никто особо мудрствовать не стал, и сделали оба хвостопровода… из дерева. Обогатители говорят, что он был сделан по принципу бочки.
Всем были хороши трубопроводы, успешно справлялись со своим назначением и, может быть, работали бы до сих пор. Но деревянные доски под ободом, пусть и выложенные внутри специальной футерованной плиткой, все равно текут. Кроме течи обогатителей беспокоили огромные сугробы в сильные метели по всей длине трубопровода. Снег в иные времена буквально продавливал трубопровод своим весом.
На рубеже веков обогатители начали менять деревянный хвостопровод на стальной, футерованный внутри полиэтиленовым листом. Все вроде бы пошло как по маслу, но тут выяснилось, что поток внутри способен срывать листы пластика. Обнажившийся металл трубы изнашивался моментально, а сам лист мог запросто застрять где-нибудь по трассе. И тогда фабрика переходила на резервный хвостопровод, а на основном искали место закупорки, резали трубу, занимались ремонтом.
Сейчас обогатители называют такое положение вещей всего “двумя сложностями”, но на самом деле на обслуживание и ремонт обоих трубопроводов требовались значительные суммы. Поэтому поиск технических решений не прекращался. Перед инженерами стояли две важные задачи: долговечность – устойчивость на износ – и исключение экологических рисков – проливов на грунт. Последняя стала особенно актуальна в свете реализации экологических программ компании “Норильский никель”.
С трубопроводом стали экспериментировать – искать наиболее подходящий материал. Например, ставили полиэтилен. Не подошло – износостоек, но плохо переносит перепады температур. Шесть лет назад московская фирма Comex предложила норильчанам стальную трубу с внутренним полиуретановым покрытием. На обогатительной фабрике поставили секцию и стали наблюдать.
Полиуретан считается одним из самых износоустойчивых материалов. В сочетании со сталью в условиях Заполярья он подошел по всем современным нормам эксплуатации, показав отличные результаты: за год износ составил ноль процентов. На хвостопроводе НОФ стали постепенно менять секцию за секцией, продолжая наблюдения за поведением трубы. Пока проходили восемь километров магистрали, нашли техническое решение, как продлить срок службы каждой секции. Благодаря болтовым соединениям после определенного срока эксплуатации ее можно вынуть из  магистрали, повернуть вдоль оси и снова вставить, подставив абразивному потоку пульпы другую поверхность.
По словам заместителя начальника НОФ Игоря Дзансолова, на монтаж основного хвостопровода ушло пять лет – это были годы поиска и проб. Сейчас, когда решение найдено, резервный хвостопровод будет заменен в плановом порядке в течение нескольких лет. Начнутся работы уже в 2013 году.
“Слоеная” технология труб
0

Читайте также в этом номере:

Пешеход идет на переход (Татьяна РЫЧКОВА)
Победа на татами (Лиза КОТИК)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск